Часто приходится слышать вопрос, как строить апологетические сочинения, призванные "примирить слова Торы с новейшими достижениями науки".
Многим необходимость такой работы кажется бесспорной: "перелить старое вино в новые мехи", сделать Тору "современной".
Но, по правде говоря, нет и не может быть хорошей, удачной апологетики. По сути своей апологетика есть компромисс, а компромисс есть ложь.
Тот, кто строит здание, опираясь на компромисс, может быть уверен, что раньше или позже оно рухнет, с позором обнажив сомнительного качества фундамент. Попытки "подновить" Тору, приведя ее в соответствие с последним словом науки излишни, бесполезны и вредны.
Почему апологетика излишня? Человек, принявший истинность Торы как аксиому не нуждается в демонстрациях ее совместимости с наукой.
Почему апологетика бесполезна? Тот, кто не считает Тору высшим авторитетом, не изменит отношения к ней только из-за того, что апологет сделал все возможное, чтобы и "наука была сыта, и Тора цела".
Но, и это главное, апологетика еще и вредна! Вопрос о соответствии сказанного в Торе последним данным науки не возникает у крупных ученых: они хорошо знают, что от науки не приходится ожидать вечных истин. Раз в несколько десятков лет все здание науки проходит основательную перетряску, а истины подвергаются пересмотру.
Это говорится не в упрек науке. Просто попытки корректировать вечное (Тору) по временному (наука) приводят к горьким курьезам.
Например, слова царя Соломона: "Поколение уходит, поколение приходит, а Земля покоится вовеки" - заставили краснеть не одно поколение образованных евреев. Как это "покоится", что же Солнце вращается вокруг Земли?!
И трудились непрошенные адвокаты Всевышнего, современные комментаторы и переводчики Танаха, чтобы стереть следы геоцентризма из Книги Книг.
Апологеты трудились на совесть, и ценой невероятных усилий доказали, что, согласно Торе, Земля вращается вокруг Солнца.
Сегодня стало очевидным, что в принципе невозможно установить, что вращается вокруг чего. Сама постановка вопроса некорректна.
Начнем пересматривать Тору снова? Чтобы через двадцать лет труды апологетов снова безнадежно устарели?
Не лучше ли прекратить проверять вечное сиюминутным?!