Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суккот

По словам книги «Зогар» в дни праздника Сукот, наши шалаши посещают высокие гости (по-арамейски ушпизин): праотцы Авраам, Ицхак, Яаков, учитель наш Моше, первосвященник Агарон, праведный Йосеф и царь Давид.

Таким образом, на каждый из дней праздника приходится по одному гостю.

Точнее, все они присутствуют в праздничном шалаше в течение всего праздника, но в каждый из дней один из них становится «главным гостем».

В первый день праздника мы приветствуем под нашим зеленым кровом праотца Авраама, во второй день — Ицхака и так далее.

Кроме гостей, которых мы перечислили, посещают наши временные жилища и «хасидские ушпизин» — семь поколений учителей хасидизма:

Баал-Шем-Тов,

Магид,

Старый ребе,

Средний ребе,

Цемах-Цедек,

Могараш,

Рашаб.

Эти гости не просто «входят» в суку вместе с нашими праотцами-ушпизин, они составляют неслучайные пары: Баал-Шем-Тов подобен Аврааму, Магид — Ицхаку и т.д.

В шестой день Сукот мы принимаем в суке Йосефа и ребе Могараша, (йорцайт которого приходится на 13 тишрей).

Связь между ними глубока, она не ограничивается сказанным о Йосефе но применимым и к Могарашу изречением: «Из темницы взошел на царство».

Природу обоих праведников и их особый жизненный путь можно понять через знаменито выражение ребе Могараша: «лехатхша арибер». Ребе говорил так: «Весь мир считает, что, столкнувшись с препятствием, надо попытаться проползти под ним. И только если это невозможно, надо перепрыгнуть через него. А я говорю вам: сходу переступайте через препятствие (лехатхила арибер), не пытаясь пригнуться и проползти под ним!»

Таким образом, ребе учит, что даже находясь в горьком галуте, в глубокой темноте, под гнетом рабства и изгнания, еврей должен вести себя как хозяин, идти, не пригибаясь.

Не так ли вел себя в Египте Йосеф. Раб, узник, он вел себя как господин — и стал господином всего Египта. Именно так, по свидетельствам современников, вел себя и сам ребе Могараш. Он не кланялся в ноги ни русским властям, ни ограничениям и страданиям тела. Он не пытался пройти «под», и нам завещал всегда идти «над» — лехатхша арибер.