После трех траурных недель, связанных не только с разрушением Первого и Второго Храмов, но и с темой изгнания и отверженности, следуют «семь недель утешения»; нынешняя недельная глава «Экев» – вторая из глав, посвященных учению о грядущем Избавлении.
Говоря об изгнании и освобождении, следует помнить талмудический принцип: правильный диагноз – половина исцеления. Чтобы победить изгнание, следует осознать свое положение и понять его причины. Если человек не знает, что он болен, его шансы на исцеление крайне малы; если народ не чувствует, что он в изгнании – ему трудно надеяться на освобождение и возвращение.
Прежде, чем наши предки удостоились войти в Святую землю, они сорок лет скитались по пустыне «великой и страшной, где жалящие змеи и скорпионы, где жажда и нет воды». Желая найти путь к Избавлению, идя по пустыне изгнания, мы нуждаемся в опыте наших отцов, победивших пустыню.
«Великая пустыня» нашего поколения – это огромное безжизненное пространство современного цивилизованного мира, где, казалось бы, нет места Торе. Пустыня царит не только в мире: и в душе человека осталось так мало святого, что и она превратилась в пустыню.
Таков диагноз, в чем же исцеление?
Прежде всего, надо избавиться от страха перед пустыней. Мы склонны придавать преувеличенное значение всем тем негативным явлениям, которые происходят вокруг нас. Мы должны помнить, что если еврей признает над собой власть Творца, уже никто другой не будет иметь над ним никакой власти, в том числе и стихия пустыни.
Шаг второй – говорят мудрецы: «Укус змеи обжигает, укус скорпиона замораживает». Горячка страстей и соблазнов (укус змеи), как и холод безучастности и отчуждения (укус скорпиона) – великие беды нашего времени. Что опаснее – горячка или переохлаждение? Талмуд говорит: «Если змея обвилась вокруг ноги – еврей не должен прекращать молитвы. Если к ноге подполз скорпион, следует немедленно прекратить молитву и отогнать его». Опаснее всего – холод и безразличие.
И последняя часть в описании ужасов пустыни: «жажда и нет воды». Это звучит тавтологией: если нет воды, есть жажда, если есть жажда, значит нет воды. Но в Торе нет ни одного лишнего слова.
Вода в иудаизме символизирует Тору. Даже когда есть «вода» (Тора), еврей может испытывать жажду. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды.
Порой достаточно просто подсказать ему: пей!