Ваэтханан

Из бесед Любавичского Ребе

В главе "Ваэтханан" мы находим текст "Шма Исраэль". Сказано: "И обучай им [словам Торы] детей твоих..."

Талмуд повествует, что великий мудрец Аба Хилкия и его жена были одинаково щедрыми, но когда они во время засухи молились о дожде, то на ее молитвы Б-r отвечал раньше, чем на молитвы ее мужа. Объясняется это тем, что Аба Хилкия давал нуждающимся деньги, чтобы они купили себе еду, а его жена давала голодным готовую еду, а не лишь средства, на которые ее можно было купить. Поэтому Б-г отвечал на ее молитвы скорее, чем на молитвы мужа.

Благотворительность не ограничивается материальной помощью. Она распространяется и на удовлетворение духовных потребностей. Например, обеспечить полноценное еврейское образование и воспитание своим детям (ибо помощь своим родным — такая же благотворительность, как и помощь чужому человеку) — не менее важная Цедака, чем накормить их и одеть. Как правило, отец обеспечивает материальные средства, а мать дает ребенку пищу — физическую и духовную.

Каждому еврейскому отцу Б-г заповедал: "Обучай детей твоих". Большинство отцов не обучают сами своих детей. Они нанимают учителей или отдают детей в еврейскую школу и таким образом косвенно исполняют эту заповедь.

Основатель хасидизма ХАБАД Алтер Ребе однажды сказал одному из своих хасидов: "Я должен исполнить заповедь "И обучай им детей твоих". Ты должен материально обеспечить свою семью. Давай поменяемся. Я помогу тебе деньгами для исполнения твоей заповеди, а ты поможешь мне исполнить мою, и будешь обучать моего Береле". Хасид стал обучать его юного сына Дов-Бера, который впоследствии стал известен второй Ребе в хасидской династии.

Проявляя благотворительность по отношению к своему ребенку, отец обеспечивает его не столько собственно духовной пищей, сколько возможностью ее получить: он платит учителю, а учитель обучает ребенка. Мать, со своей стороны, дает ребенку духовную пищу реально: она следит, чтобы мальчик всегда носил Талит Катан (четырехугольное одеяние с Цицит — кистями), чтобы ребенок совершал омовение рук возле постели (Негл Вассер), чтобы он произносил Брахот (благословения) перед едой и питьем и т.д.

Учится ли ребенок в хедере, йешиве или в обычной школе, усилия его учителей будут тщетными, если дома он не будет выполнять того, чему его научили в школе. За всем должна следить мать. Она должна воспитывать ребенка согласно Торе, и тогда, подобно жене Абы Хилкия, она заслужит "дожди" благословения и успеха для всей своей семьи.

По "Живой источник", №119

Запись опубликована в рубрике: .