Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ницавим. Беседа 2

Беседа 2

«Изберет нам». Рассказ про Алтер Ребе и р. Гилель из Парич по поводу изучения трактата «Эрхин».

4. Перед трублением в шофар читают 47-ю главу книги Тегилим, где есть такие слова: «Выберет нам в наследное владение наше — гордость Яакова, которого полюбил навечно»[1]. «Выберет» — значит, будет именно так, а не иначе. Избрание этого, а не другого подсказывает самая сущность души, и так же — Свыше: лишь Б-жественная Сущность, которая выше всех мыслимых ограничений, по своей свободной воле производит выбор. В Рош-Гашана еврей читает эти слова перед трублением в шофар и задумывается обо всем этом, а также о том, что между ним и Б-жественной Сущностью не может быть никакого сравнения (потому что в еще большей степени, чем нет никакого сравнения между миром Ацилут и миром Асия, нет никакого сравнения между миром Ацилут и Бесконечным, благословен Он). И когда он представляет себе хоть приблизительно, насколько Творец превосходит Свое творение, — разве придет ему в голову мысль, что он может просить Б-жественную Сущность: «Выбери нам!»? Но если он задумается об этом и оценит сам себя, у него, разумеется, уже не останется времени оценивать другого еврея!

Раби Гилель Паричер[2] очень хотел в свое время увидеть Алтер Ребе[3], но каждый раз, когда он приходил в тот город, куда приезжал Алтер Ребе, ему не удавалось с ним встретиться, так как выяснялось, что Ребе уже уехал оттуда. Тогда раби Гилель заранее узнал, где будет Алтер Ребе, и пришел туда раньше него. Более того, видя, что каждый раз возникают различные непредвиденные препятствия, мешающие ему встретиться с Ребе, на этот раз (боясь, что, возможно, его просто не впустят к Ребе) он пошел на хитрость: пробрался в ту комнату, где Ребе должен был остановиться, и спрятался под кроватью.

Чтобы начать разговор, раби Гилель приготовил трудный вопрос из трактата Талмуда Арахин («Оценки»), который хотел задать Ребе. Но как только Ребе вошел — прежде, чем раби Гил ель успел показаться из своего укрытия, — он услышал, как Ребе сказал (по своему обыкновению, нараспев):

— Когда у молодого человека есть трудный вопрос в «Оценках», он должен прежде всего оценить самого себя.

Услышав это, раби Гилель потерял сознание. Пока его приводили в чувство, Алтер Ребе уехал оттуда.

Больше раби Гилелю не представилась возможность встретиться с Алтер Ребе. Позже он ездил в Любавичи к Мителер Ребе и к Цемах-Цедеку, но то был единственный случай, когда он почти встретился с Алтер Ребе, и то не видел его.

Какой урок этот рассказ дает нам в служении Всевышнему? Заповедь Торы об арахин («оценках»)[4] не укладывается в голове: оценка людей производится не в зависимости от их достоинств, способностей или возможностей, а лишь по возрасту. Все люди одного возраста оцениваются одинаково. Возникает вопрос: всю жизнь я изучал Тору и занимался служением Всевышнему, так что и Всевышний может быть этим доволен, и вся Его «небесная свита» может быть этим довольна, да и согласно человеческому разумению следовало бы это ценить; следовательно, мои годы имеют большую ценность. А все годы вон того еврея ушли ни на что, и мудрецы наши говорят о таком человеке: «Лучше бы он вообще не был сотворен»[5]. Как же можно одинаково оценивать мои годы и его?! Ответ таков: когда возникает трудный вопрос об оценках, прежде всего оцени, объективно и беспристрастно, себя самого, и тогда этот вопрос отпадет сам собой.



[1] Тегилим, 47:5.

[2] Р. Гилель Паричер (1795-1864), хасид Хабада, глава еврейского суда в г. Бердичеве. См. о нем в его труде Пелах гаримон, Брейшит, стр. IV.

[3] См. Ребе Раяц, Ликутей дибурим, 524а.

[4] См. Ваикра, 27:2-8.

[5] См. Ликутей Тора, Дварим, 29а.