Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ницовим 27 элула 5714

5714 ч. 3

Беседа в субботу главы Ницовим 27 элула 5714 г.

Алеф

Перед Рош а-Шоно, и также перед Швуэс, читают в главе тойхехо[1]: перед Швуэс — в главе Бехукойсай, а перед Рош аШоно — гл. Товой. Но, что после этой главы читают дополнительную главу: перед Швуэс — гл. Бемидбар, а иногда также гл. Носой; а перед Рош аШоно — гл. Ницовим, а иногда также гл. Вайейлех, чтобы сделать перерыв между тойхехо и праздником.

И причина этого — поскольку тойхехо — это не есть аспект наказания, хас вешолом[2], но есть идея очищения сосуда, и поэтому читают ее перед Швуэс и Рош аШоно, — ибо, также как в материальности, перед тем, как помещают в сосуд очень важную и дорогую вещь, необходимо ополоснуть сосуд, чтобы уничтожить «киллосейго[3]«, как говорит Ша»С[4] — также это в духовности.

И поэтому, перед гилуим[5] Дарования Торы и перед гилуим Рош аШоно, поскольку в каждый Рош аШоно притягивается новый свет, который никогда до этого не приходил в мир, т.е., что даже в то время, когда бейс аМикдош[6] стоял на своем месте, не было такого света — поэтому для того, чтобы воспринять этот свет, необходимо сначала очистить сосуд.

Т.е., что, несмотря на то, что на короткое время, по крайней мере, это испытания, и в особенности, относительно царского сына, что он также единственный сын (ибо ведь все сыны Израиля — это единственные сыновья Царя над царями царей, Святого, благословен Он), и поэтому, даже когда только маленькая вещь не так как надо («эпес а клейникейт вос из нит азой»), он уже не может терпеть этого (и поэтому разделяют главой, как говорилось выше), тем не менее, это стоит того у «овину ав го-рахамон[7]«, и даже «ав горахамим[8]«, что на короткое время будет не так хорошо, ради дорогой вещи, которую он даст после этого.

Бейс

Однако, все это только аспект очищения сосуда, т.е., очищение от не-желательных вещей, которые препятствуют раскрытию, но это не есть позитивная подготовка к раскрытию.

И поскольку должна быть также позитивная подготовка к раскрытию, — поэтому читают еще одну главу после тойхехо, т.е., что после того, как уже есть очищение сосуда, читают еще одну главу в Торе, что это есть подготовка к получению раскрытия света.

Но, это общее объяснение на то, что читают дополнительную главу (любую) после тойхехо, но все еще нужно объяснение, почему этот аспект в главе Ницовим и в главе Бемидбар именно.

И объяснение этого:

Сказали Хазал: «не нашел Вс-вышний сосуд, вмещающий благословение для Израиля, но только мир», т.е., что мир и единство — это сосуд, вмещающий благословение Вс-вышнего, и как мы говорим в молитве «борхейну овину кулону кээход[9]«, и именно тогда благословение «беойр понэхо[10]«.

И поэтому читают главу Ницовим и гл. Бемидбар именно, поскольку в этих главах говорится о единстве и мире, что они являются подготовкой для раскрытия света Рош аШоно и Швуэс:

В главе Ницовим — «атем Ницовим гойойм кулхем[11]«, «рошейхем шивтейхем… мейхойтев эйцехо ад шойев меймехо[12]«, что все вместе они составляют «один полный рост» (как объясняется в ликутей Тойро), что это есть аспект единства.

И в главе Бемидбар — весь хумаш называется «хумаш пкудим[13]«; и в особенности — первая глава в нем, что в ней говорится по поводу пересчета сынов Израиля. И в пересчете подчеркивается идея единства — поскольку все сыны Израиля они равны, от самого великого из великих до самого малого из малых, ибо в числе шестьсот тысяч, также самый великий из великих не считается больше чем один, и также самый малый из малых не считается меньше, чем один.

Гимел

И вот, всякая подготовка и приготовление, хотя это только подготовка, необходимо сказать, что она подобна раскрытию, и поэтому, поскольку есть различие между гилуим Рош аШоно и гилуим Швуэс, то понятно, что есть различие также в отношении подготовки, как подготовка посредством очищения сосуда, так и подготовка посредством единства.

Различие между тойхехо в главе Бехукойсай, которую читают перед Швуэс, и тойхехо в главе Товой, которую читают перед Рош аШоно, — что в тойхехо в главе Бехукойсай есть 49 клолойс, а в главе Товой — 98 — два раза по 49.

И отсюда понятно, что гилуим Рош аШоно — выше, чем гилуим в Швуэс, и поэтому требуется также дополнительное очищение.

Работа и гилуим в Швуэс — способом «ойр йошор[14]«, сверху вниз, и как приводится в Геморо, что в Матан Тойро был аспект гейрус, и «гер[15], который принял гиюр — подобен ребенку, который только что родился». В отличие от этого, работа и гилуим в тишри — их идея — это тшуво, «ойр хойзер[16]«, снизу вверх, и поэтому слово тишрей это в порядке букв то»в, ши»н, рей»ш, что это порядок снизу вверх.

И поэтому также подготовка к Швуэс — это работа нисана, ияра и начала сивана, что это работа праведников, «дойди ли ваани лой[17]«, сверху вниз; а подготовка к Рош аШоно это работа месяца элул, работа баалей тшуво[18], «ани ледойди (и после этого) ведойди ли[19]«, снизу вверх.

Раскрытие посредством «ойр хойзер» выше, чем раскрытие посредством ойр йошор, и как известно, превосходство баалей тшуво перед цадиким. И также мы находим также в скрижалях, что вторые скрижали, которые были даны после греха тельца, на следующий день после Йом Кипура, они выше, чем первые скрижали, которые были даны в месяце сиван. И язык в этом «кифлаим ле-тушийо[20]» — дважды так. И поэтому также очищение сосуда перед Рош аШоно оно двойное.

И также это в идее галута и геуло, что причина их — это грех и тшува: корень галута — это грех тельца, и в аспекте голус сказано «локсо бекифлаим[21]«, и подобно этому в аспекте греха, который есть причина изгнания — «согрешила вдвойне». И посредством этого приходят к геуло, что она «двойное утешение», как сказано «нахаму нахаму».

Далет

и также во второй подготовке, подготовке посредством единства, — подготовка перед Рош аШоно выше, чем подготовка перед праздником Швуэс:

В главе Бемидбар (которую читают перед Швуэс), хотя в ней подчеркивается идея единства, тем, что в счете все равны, однако, речь идет только со стороны рождения, что, несмотря на то, что один — из одного колена, а другой — из другого, они считаются все вместе.

В отличие от этого в главе Ницовим — говорится со стороны уровня и со стороны служения, что в этом есть различные ступени среди сынов Израиля (ибо ведь есть «главы ваших колен», и есть «рубящий дрова твои и черпающий воду твою»), и тем не менее, «вы стоите сегодня все», «леаходим кеэход[22]«.

И причина этого:

Праздник Швуэс – его идея сверху вниз, аспект гейрус, что «Гер, который принял гиюр подобен новорожденному ребенку», и в этом аспекте все равны, и нет различия ступеней.

В отличие от этого Рош аШоно, что его идея — тшува, — тшува — это работа человека, и поскольку это связано с работой человека, — неизбежно есть различные способы служения, и само собой неизбежно, что есть различные ступени, — есть «главы ваших колен», и есть «рубящий дрова твои и черпающий воду твою».

Но, хотя есть различные ступени, тем не менее, это происходит способом «вы все», «леаходим кеэход», что все сыны Израиля это один полный рост, поскольку «есть превосходство и достоинство в каждом и каждом, что он выше своего товарища и его товарищ нуждается в нем». И, т.е., что голова чувствует достоинство ноги, — что именно посредством ноги он может достичь желаемого места, и поэтому он нуждается в ноге; а нога чувствует достоинство головы — поскольку он знает, что именно с помощью головы он может знать, куда идти, и поэтому он должен подчиняться и слушаться мозгу в голове.

И когда голова ощущает достоинство ноги, а нога — достоинство головы, — тогда становятся «одним полным ростом», и вплоть до того, что достигают более высокого уровня, — «невозможно найти начало и конец», что этот аспект достигается в Рош аШоно. Как сказано, «вайги бишурун мелех бегисасеф рошей ом[23]«, что именно когда «собираются главы народа», все вместе, что это есть аспект сочетания «так чтобы невозможно было найти начало и конец» — происходит «тамлихуни алейхем[24]«.

И подготовка к этому — сочетание «атем Ницовим..», что все сыны Израиля вместе они один полный рост.

И вплоть до того, что основная подготовка к Рош аШоно достигается посредством мира и единства, а что касается подготовки посредством очищения сосуда — то также как со стороны блага мы находим в Геморо, что каждый, кто изучает законы ойло, как будто бы принес ойло, также это стороны противоположной благу, что посредством того, что он изучает и читает тойхехо, в качестве изучения Торы, что это есть мудрость и воля Вс-вышнего, то он «выходит» с этим, и этого достаточно в качестве подготовки для ксиво вахасимо тойво в Рош аШоно, для доброго сладкого года.

Гей

И вот, поскольку аспект шолом[25] — это аспект самый возвышенный, сосуд, вмещающий благословение Вс-вышнего, — есть на это большое противодействие, и поэтому требуется огромное усилие, чтобы был мир.

и это усилие должно быть как со стороны души, так и со стороны тела:

работа вообще — дана душе и телу вместе, душа одна не имеет отношения к работе, и также тело само по себе на может работать; работа дана им обоим вместе, что оба они вместе — это человек, также это в аспекте мира, — что усилие в этом должно быть как со стороны души, так и со стороны тела.

Со стороны души — посредством того, что он задумывается, как выше сказано, что голова должна чувствовать достоинство ноги, а нога должна чувствовать достоинство головы, поскольку каждый из них дополняет своего товарища, и со стороны этого души «все они соответствуют друг другу», как объясняется в Тании гл. 32.

Но это аспект единства со стороны души только, как объясняется в Тания, что аспект «кулон масимойс[26]» это только со стороны души, но со стороны тела несть аспект разделенности и т.д. («что тела разделены»).

И для того, чтобы привести аспект единства также со стороны тела, — это в соответствии с тем, что сказано в Геморо, «гдойло лгимо шемекоревес[27]«, и, т.е., что все вместе скажут лехаим, что посредством этого действуют также на тело, что не только, что оно не будет мешать аспекту ахдус[28], но наоборот, будет помогать ему.

Вов

Ребе Шлита сказал петь нигун, сказал маамар, начинающийся словами «кетапуах баацей га-йаар».

***

Заин

Маамар, который сейчас был сказан, он в своей основе маамар Алтер Ребе. Этот маамар находится в «бихл[29]«, и написано на ней «по-видимому, в 5571 году перед Рош аШоно».

И его отношение к Рош аШоно — как объясняется в маамаре, что то, что сказано «кетапуах баацей а-йаар кейн дойди бейн а-боним[30]» говорит о Рош аШоно. И, хотя говорится в маамаре также по поводу остальных времен месяца тишрей (что про это сказано «бецилой хомадти[31]…»), тем не менее, основное — ‘то аспект Рош аШоно.

В этом маамаре есть агоhойс[32] в круглых скобках, от квойд кдушас Адмур Цемах Цедех, и также есть на него кицурим[33] и маръей мекоймойс[34], что видно, что также они от Цемах Цедека.

И кроме этого,- есть также от Цемах Цедека маамар, начинающийся словами «кетапуах баацей айаар», в котором говорится о тех же вещах, но другим языком и с добавлениями.

Хес

в этом маамаре объясняется, что тело и душа они сами по себе таким образом, что не может быть соединение и связь между ними, и это есть действие пищи, что становится кровь и плотью, как плоть тела, внутренний хайус, что посредством него происходит соединение души с телом. И выше этого — это аспект одеяния, что посредством него притягивается также аспект макифим. Но это все еще не аспект эцем действительно, и это есть аспект запаха, который достигает сущности действительно.

И также это в аспекте соединения души и тела и животной души — что со стороны их самих нет никакой связи между ними, и соединение между ними достигается посредством этих трех вещей:

Тора — что ее идея — это пища, внутреннее притяжение. Заповеди — что это одежды, притяжение макиф.

[и эта идея наверху — «что пища, что это Тора — корень его … от кесер, который одевается в хохмо, т.е. что Ху»Б одевают Ху»Г А»А, в отличие от этого заповеди притягиваются от ûРА»А].

И тшува — «рейах бойгдов», «шошана, что поднимается запах ее» — что достигает аспекта эцем. И как говорит Цемах Цедек в агоhо к вышеупомянутому маамару Алтер Ребе, «что это притяжение приходит от десяти сфиройс, которые в самом Маацил, и хотя написано там в квадратных скобках, что это десять сфиройс А»К, это не из языка рабейну За»Л.

Тес

Эта идея, что душа и тело — нет между ними никакого соединения со стороны их самих, поскольку различие между ними несравнимо, — объясняется в маамаре Цемах Цедека с большой подробностью.

И, в частности, то со стороны сущности Б-жественной души (т.е., также когда она находится внизу, но как она сама по себе) она далека и отделена в уровне от всех удовольствий этого мира, также от любви к детям и т.д..

 И т.е., что достоинство души оно не только в том, что она не имеет отношения ко всем аспектам любви в соответствии с пониманием и постижением, что это безусловно, дополнительные вещи, добавляющиеся со стороны тела (что также относительно самого тела это дополнительные вещи), но более того, — что Б-жественная душа не имеет отношения даже к любви к детям, что это есть сущностная любовь.

И поэтому объясняется так, что «то, что просят на могилах и вспомнить заслуги отцов на сыновей… это только в аспекте гэвлей дэгармей, что это есть аспект катнус[35] душ только», что это самая низшая ступень, поскольку «Б-жественная душа сама по себе и ее сил отделена она совершенно от материальных вещей».

И когда притяжение происходит от самой низшей ступени (гэвлей дэгармей) — то кроме того, что это очень маленькое притяжение, и возможны в ней препятствия и задержки, что посредством их сокращается гамшохо еще более в процессе ее прохождения. И поэтому необходимо достичь более высокой ступени, чем «гэвлей дигармей», что это достигается посредством пищи и одежды.

Йуд

И объяснение этого:

Также, как в материальности пища соединяет душу с телом, хотя со стороны низ сами нет у них отношения друг к другу, — также это в духовности, что посредством изучения Торы (аспект пищи) соединяются и достигают более высокой ступени, чем «гэвло дигармэй», и еще выше, вплоть до Сущности.

И отсюда понятно также в отношении изучения хасидус Ребе:

Сказали Разал: «Праведники подобны творцу своему», и также, как Вс-вышний вложил свою сущность в Тору, как сказано «ано нафши ксовис йеhовис[36]«, также и праведники, вложили себя, во всей их сущности и сути, в их Тору.

И этот аспект он выше не только «гэвлей дигармей», но выше также, чем НаРаН, что они суть внутренние силы, что это есть идея притяжения, которое происходит посредством пищи, выше также, чем аспект хайо, и даже выше чем аспект йехидо, — ибо также йехидо — это только имя (как сказано «пять имен названо ей», и йехидо в числе их), в отличие от этого, «онойхи[37]» (начальные буквы слов «ано нафши ксовис йеhовис») означает, что Вс-вышний вложил сущность свою в Тору, и также это в праведниках, что они сами, во всей их сущности и сути, находятся в их Торе.

И поэтому, когда изучают хасидус Ребе, и изучение происходит во всей его сущности, т.е., что он изучает хасидус Ребе и идет по его дорогам без ограничения, не считаясь с собственным пониманием, и даже не считаясь с ограничениями койхойс макифим, — тогда достигается связь сущности с сущностью,

И, т.е., что поскольку его изучение таково, что его сущность находятся там, («эр из дортн»), и, как известное выражение, что не только, что он учит Тору, но еще, что Тора учит его, и в этой Торе (Тойрас га-хасидус) находится сущность Ребе, — тогда происходит связь сущности с сущностью.

И посредством этого достигает его просьба (не только «гэвлей дигармей» и еще выше, но) сущности действительно, и само собой притяжение оно бесконечно, во всем, что нужно ему.

*

Йуд алеф

На посук «вешов Гвайе Элойкехо эс швусхо[38]» в недельной главе — приводится в Геморо — «Иди и смотри, насколько любимы Исроэл перед Вс-вышним, всюду, куда они изгнаны, Шхина с ними… (изгнаны в Эдом — Шхина с ними).. и также, когда они в будущем будут избавлены, Шхина с ними, как сказано, «вешов Гавайе Элойкехо эс швусхо», «вегейшив[39]» не сказано, но «вешов[40]«, учит что Вс-вышний возвращается с ними из изгнания.

И, на первый взгляд, слова Геморы непонятны: что хочет сказать нам?! Ведь понятно само собой, что «когда они в будущем будут избавлены, Шхина с ними» — а что же, Вс-вышний останется в галуте? Что Вс-вышнему делать в голусе, если сыны Израиля не находятся там?! Что делать когену на кладбище и что делать царю в бурски[41]?! И если так, для чего нужно Писанию сообщать нам «вешов…», что «Вс-вышний вернется с ними из изгнания»?

И объяснение в этом — в соответствии с тем, что известно в различии между будущим избавлением и геулойс перед ним, что в геулойс перед этим не были избавлены все аспекты, в отличие от этого в будущей геуло не останется в голус ничего, т.е. что даже искры, которые находятся в трех совершенно нечистых клипах, также они будут избавлены. И это то что сказано, «вешов…» — что будет геуло для всех аспектов.

Йуд бейс

Говорилось раз, что нужно использовать все аспекты в служении.

— И как мы находим в письме квойд кдушас мойри вехами Адмур одному, который спросил два вопроса: вопрос в служении, и вопрос в служении ангелов — что ответил ему только на первый вопрос, а на второй вопрос написал ему, что способ служения ангелов не имеет к нему отношения.

Объяснение этого вопроса в служении:

Нужно работать с каждым и каждым из Исроэл, и приближать также такого, кто есть низкий из низких, — поскольку на самом деле есть в каждом и каждом из Израиля «нейр Гавайе нишмас одом[42]«, и можно ее зажечь.

И даже тот, кто находится в положении и состоянии «нейр решоим йидъох[43]«, т.е., что «нейр Гавайе нишмас одом» в нем в состоянии «йидъох» (как объяснение Ребе Рашаба в вопросе «сам кусок становится нвейло[44]«, что посредством дел человека становится из разрешенной вещи запрещенная), но, поскольку в конечном счете, это «свеча Вс-вышнего», то можно ее зажечь.

Могут сказать: что делать когену на кладбище — ведь все сыны Израиля это «мамлехет коганим[45]«, и зачем ему заниматься с человеком, что «нейр Гавайе» в нем не светит, т.е. что отсутствует в нем прилепленность в «Гавайе… Элойким хаим[46]«? Зачем ему идти в такое место?

И подобно этому «что делать царю в бурски»?! — он боится, что когда он будет заниматься с тем человеком, чтобы очистить его, что для этого должен очищающий одеться в одежды очищаемого, — он может стать мушпа[47] от нег и т.д., икак мы находим, что тот, кто проходит мио бейт бурски — впитывает его запах!

И ответ на это — что порядок управления сынов Израиля должен быть как у Вс-вышнего («идн дарфн гейн минт сейдер фун Эйберштен»), — «голу лоЭдойм — Шхино имогем[48]«:

На первый взгляд, зачем ей, Шхине, идти в «Эдом», туда, где находятся три совершенно нечистые клипы, что это есть настоящая смерть, что нет в ней жизни совершенно?! И, тем не менее, когда сыны Израиля были изгнаны в Эдом, — присоединяется к ним также Вс-вышний, («гейт дер Эйберштер ойх мит»), и в конечном счете – останутся все искры в их цельности, как говорилось выше.

Сынам Израиля следует знать, что также они должны вести себя по этой дороге. Когда есть еврей, который «изгнан в Эдом» — нужно идти с ним, не думая ни о чем: ни о «что делать когену в бейс кворойс[49]«, — если это по его рангу, и даже не «что делать царю в бурски» — волноваться, как это повлияет на его положение и состояние («вос вет зайн мит им»), но нужно идти с ним без всяких хешбойнос.

Йуд гимел

И тогда есть обещание, что не только исполнится «и вернется», что он останется в своей цельности как был раньше, но что добавится у него возвышение.

И сначала:

Когда еврей утверждает: я хочу заниматься только и исключительно возвышенными делами, и я не хочу унижать себя до нижних вещей, чтобы очистить их, и поэтому я не хочу заниматься с другим — то тогда он сам нуждается в исследовании, и следует исследовать каково его положение и состояние.

Может быть, что в возвышенных вещах — его положение и состояние как нужно, т.е. что его мозг и сердце — они как надо, но именно низкие вещи — они у него не как надо, и он завязан на них всей своей душой.

Он лежит в низких вещах («эр лигт зэйер нидерик»), поскольку он не занимался совершенно очищением этих вещей; он занимался только аспектами постижения и пробуждения сердца, но в низких вещах он не занимался совершенно, и поэтому эти аспекты остались у него не так как надо. И то, что он не чувствует этого — это потому, что его мозг и сердце скрывают его самые низкие дела, в которых он завязан.

И подобно тому, как объясняется в словах рабби Йоханан бен Закай, который сказал «я не знаю, по какой дороге поведут меня», хотя были в нем все достоинства, которые перечисляли про него Хазал, — поскольку он не знал, где находится его сущность, и, т.е., что может быть в силах разума и чувствах будут как надо, но его сущность связана с самыми низкими вещами, в глубине клипойс рахмоно лицлан.

Но на первый взгляд непонятно: ведь мимо нафшох: если это такой аспект, что никогда нельзя знать о нем, — то ведь нет совета {как исправить его} на это, и нет места для наказания и т.д. И тогда, чего боялся рабби Йоханан бен Закай?

Но дело в том, что несмотря на то, что «ниглойс лону», а «нисторойс» — те вещи, которые выше, чем раскрытые силы, они не «нам», а «Вс-вышнему, Б-гу нашему», тем не менее, также в отношение «нисторойс» возложена вина на человека, поскольку также на это есть совет.

И совет это — заниматься с другим:

Когда еврей занимается с другим евреем, посвящая себя целиком другому, и занимается также аспектами трех нечистых клипойс, с осторожностью, и подобающим образом, чтобы очистить их, — тогда «мерой что человек мерит, ей же отмеряют ему», и Вс-вышний выводит также его из клипойс, как его внутренние силы, (НаРаН), и также макиф хайо и макиф йехидо, и даже эцем выводит Вс-вышний из клипойс, так что все аспекты остаются в совершенстве.

и этот аспект — это подготовка к будущему избавлению, что тогда будут искуплены все искры, в скором времени, в наши дни.

*

Йуд далет

Поскольку есть такие, которые идут в синагоги — им сейчас сообщат идею, чтобы повторить ее в синагогах:

Эта суббота — это суббота перед Рош аШоно, и остались три дня до Рош аШоно, и три дня — это период подготовки, как мы находим в отношении субботы, что «камей шабсо» начинается от четвертого дня недели, и поэтому говорят в Шир шел йом четвертого дня недели «леху неранено», и, т.е., что есть еще достаточно времени чтобы подготовить себя к Рош аШоно.

И вот, эти три дня они в месяце элул, что это месяц милосердия, и велико его достоинство даже перед рош аШоно.

Тес вов

Объясняется в Ликутей Тойро в примере царя в поле, что когда царь находится в царском дворце, тогда «входят только с разрешения, и также это — избранные из народа йехидей сгуло». И тот, у которого есть просьба, которую он хочет передать царю, — он должен передать ее «мемуним[50]«, которые проверяют просьбы и решают, если это просьба, подобающая царю, и если она не подобает — посылают его к министру, или даже к рабу, который назначен на это.

И также это наверху — что не все могут подойти постоянно к Вс-вышнему, и не все просьбы можно передать ему. наиболее возвышенные просьбы — можно передать царю, но просьбы низкие — это ведь позор царя, чтобы ему передавали такие просьбы.

— Реб Шмуэль Мункес поехал однажды к Алтер Ребе на рош аШоно, и во время, когда говорили слихойс[51], он был в корчме на полдороге, когда пришло время говорить слихойс, поднялся хозяин корчмы чтобы говорить слихойс, и позвал реб Шмуэля присоединиться к нему. Отозвался реб Шмуэль — слихойс — что это — слихойс? И «Йишувник[52]» объяснил ему, что просят у Вс-вышнего, чтобы был хороший год, чтобы была парносо[53] и т.д. Ответил ему реб Шмуэль: старые евреи встают среди ночи чтобы просить у Вс-вышнего, чтобы дал им кушать!»… —

В отличие от этого, месяц элул, — тогда «царь в поле», и когда он находится в поле, — нет никаких ограничений, и как объясняется в Ликутей Тойро что «имеют право (и добавляет мой тесть и учитель Адмур: и могут) все, кто хочет, выйти и встретить его, и он принимает всех их с добротой, и более того, «улыбается им всем».

В месяц элул — нет никаких «мемуним», и можно передать все просьбы, даже самые низкие просьбы, самому царю, его пнимиюс[54] и ацмиюс[55], — что это есть язык «леакбил понов[56]«, т.е. пнимиюс и ацмус царя.

и это есть идея тшувы месяца элул, что она «беойр пней а-мелех хаим[57]«, что «пней» указывает на пнимиюс и ацмус Эйн Соф борух Гу.

Тес заин

И вот, содержание вышеупомянутого достоинства, которое было объяснено в Ликутей Тойро, это, что все могу просить свои просьбы, и можно просить на всякую вещь. И кроме этого, есть также достоинство в способе просьбы, т.е. в самой просьбе:

также в ситуации когда «царь в поле», что тогда может каждый и каждый просить у него, и просить все что он хочет, — ведь, в конечном счете он все еще должен просить. И поскольку просьба это одним из двух способов: письменно или словами — то необходимо, чтобы просящий знал язык страны, чтобы написать или по крайней мере говорить на нем.

В отличие от этого в месяце элул, — нет также этого ограничения, но просьба месяца элул — она посредством ткиейс[58], что они суть простой голос, что нет в нем слов совершенно.

И как известен пример из этого из царского сына, который долгое время находился в плену, так, что забыл также язык царя, и начал кричать простым голосом, и этот крик достигает до царя (эс дернемт дэм мелех) — что это есть пример на простой крик еврея, что этот крик достигает («дэрнемт») кивйохойл[59] наверху.

И хотя эта идея говорится на ткиейс в Рош аШоно, а ткиейс месяца элул, их смысл, по-простому, чтобы предостеречь Исроэл, чтобы сделали тшуво», но в действительности, что ткиейс месяца элул — это тот же самый аспект, что ткиейс в Рош аШоно. И доказательство на это — ибо объяснение почему «не трубят в эрев Рош аШоно» — это «чтобы запутать сотона, чтобы подумал, что уже прошел Рош аШоно», и отсюда ясно, что ткиейс месяца элул и ткиейс Рош аШоно это тот же аспект.

*

Йуд заин

Время молитвы минха в субботу — это время благоволения, и поэтому говорят в молитве минха «ваани тфилоси лехо эйс роцойн[60]«, и притягивают «Элойким беров хасдехо[61]«, т.е. что переворачивают также аспект «Элоким» (гвуро[62]) в «ров хасдехо».

и дополнительная идея во время минхо в шабос койдеш, — что в него переходят от одной главе в Торе к другой, и в нашем случае, от главы Ницовим к главе Вайейлех, которую читают в Минхо.

И вот, в главе Вайелех, сказано «локойах эс сейфер а-Тойро а-зэ…[63]«, и сказали Разал: «Поскольку знал Мойше, что должен был умереть в тот день, что сделал… написал тринадцать свитков Торы для двенадцати колен и одну положил в арон а-кодеш[64]«. И понятно, что написание тринадцати свитков Торы в один день — это аспект чуда.

И на первый взгляд непонятно: в чем необходимость такого чуда? И ведь он мог начать писать сефер Торы заранее, и не было бы необходимости в чуде написания тринадцати свитков Торы в один день!

И объяснение этого:

Сказали Разал: «как там — стоит и служит, также здесь — стоит и служит». И объяснение в этом — что также как когда он находился здесь в этом мире, он «стоял и служил», чтобы давать гашпоо внизу, также здесь (после гисталкус) стоит и служит», чтобы давать гашпоо овцам стада его.

Но поскольку после гисталкус находится он в движении подъема, — есть необходимость в гискашрус к нему, чтобы получить гашпоо. И путь к такому гискашрус — посредством Торы, как объясняется выше (симан йуд) что посредством Торы становится связь сущности с сущностью.

и поэтому написал Мойше рабейну тринадцать сефер Тойройс, и дал их сынам Израиля, именно в день своего гисталкус, — чтобы посредством этого был их гискашрус к нему также после гисталкус.

Йуд хес

указание из этого в служении:

Нужно знать, что нужно учить хасидус. В учении хасидизма вложили рабойсейну несиейну самих себя, и посредством этого мы связываемся с ними, и посредством мы получаем гамшохойс в материальности и в духовности.

Безусловно, должно быть изучение открытой Торы, исполнение мицвойс, и исполнение мицвойс со всей тщательностью. Но нужно помнить, что учение хасидизма — «это ворота, чтобы войти», «зэ а-шаар леГавайе[65]«, что посредством этого получают все гамшохойс в материальности и в духовности.

Йуд тес

Перед выходом сказал:

«ки весимхо тейцеу увешолом туволун[66]«. «Ки бесимхо тейцеу» — из предыдущего года, «увешолом туволун» — к новому году.

И таким образом, что не будет никаких препятствий и задержек, и наоборот, «гэгорим веаговойс йифцеху лифнейхем рино, вехол ацей асодэ йимхеу хоф[67]«, что также вещи, которые мешают, станут помогать.

 

 



[1] «упрек»

[2] «не дай Б-г»

[3] «проклятия ее»

[4] Талмуд

[5] раскрытие (Б-жественности)

[6] Храм

[7] «Отец милосердный»

[8] «Отец милосердия» (выше, чем «отец милосердный»)

[9] «благослови нас, Отец наш, всех вместе, как одного (человека)»

[10] «светом лица Твоего»

[11] «Вы стоите сегодня все»

[12] «главы ваших колен… от рубящего дрова твои до черпающего воду твою»

[13] хумаш пересчета»

[14] «прямой свет»

[15] Пришелец. Прозелит

[16] «отраженный (обратный) свет»

[17] «друг мой – мне, и я – ему»

[18] раскаявшиеся

[19] «я – другу моему, и друг мой – мне»

[20] «Вдвойне к мудрости»

[21] «наказана вдвойне»

[22] «в единстве, как один»

[23] «И будет в Израиле царь, когда соберутся вместе главы народа»

[24] «Поставьте Меня царем над вами»

[25] мир

[26] «все они соответствуют друг другу»

[27] «велико значение лгимо (совместная трапеза), ибо она сближает (сердца людей)»

[28] единство

[29] «книжка»

[30] «Как яблоня среди лесных деревьев, так друг мой среди юношей»

[31] «тени его искала я»

[32] примечания

[33] сокращения

[34] ссылки

[35] «малость»

[36] «Я Сам написал и дал»

[37] «Я» (первое слово Десяти Заповедей)

[38] «И вернет(ся) Вс-вышний Б-г твой пленников твоих» (другой вариант: «с пленниками твоими»)

[39] «И вернет»

[40] «И вернется»

[41] Кожевенная мастерская

[42] «Свеча Вс-вышнего – душа человека»

[43] «Свеча злодеев погаснет»

[44] запрещенное в еду мясо

[45] «царство священников»

[46] «Вс-вышний – Б-г жизни»

[47] подвергнуться (негативному) влиянию

[48] «Ушли в Эдом – Шхина с ними»

[49] кладбище

[50] «назначенные»

[51] покаянные молитвы (обычай Хабад: в последнюю неделю перед Рош аШана)

[52] житель «йишува» – поселения.

[53] заработок

[54] внутренний

[55] Сущность

[56] букв. «Встретить». Также — от языка «пнимиюс» (как в тексте). Прим. переводчика.

[57] «В свете лица Царя – жизнь»

[58] трубление в Шофар

[59] «как если бы»

[60] «И я – моя молитва к Тебе, время благоволения»

[61] «Вс-вышний, в великой милости твоей»

[62] качество суда

[63] «Возьмите этот свиток Торы»

[64] Ковчег Завета

[65] «Это — ворота к Б-гу»

[66] «С радостью будете вы выходить, и с миром – собирать урожай»

[67] «Горы и холмы будут петь перед вами песнь, и все деревья полевые будут аплодировать»