Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд шват 5714 г.

Из беседы йуд шват 5714 г.

Алеф

В вопросе hиштатхус[1] на могилах праведников,

— что упоминается несколько раз в Талмуде, и следует отметить также подробное обсуждение в открытой Торе по поводу разрешения для коганим идти на могилы праведников, что из этого понятно, что идти на могилы праведников это такой аспект, что велико его достоинство также в соответствии с открытой Торой, что поэтому стараются найти разрешение в отношении когенов –

И вот, кроме того, что объясняется подробно в контрос hиштатхус Мителер Ребе, и также в друшим Квойд кдушас Адмур Цемах Цедек, и Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, — следует объяснить в этом еще один наиболее возвышенный аспект (также в соответствии с открытой Торой).

Бейс

И сначала:

В отношении (hиштатхус на) могилах несией Хабад[2] – они покоятся (не в Эрец Исроэл, но) в различных местах вне Земли Израиля именно.

И подобно этому мы находим у первого главы и руководителя Израиля – Моше рабейну («Умойше гойо ройэ[3]«, пастух Израиля) – что он остался в пустыне до сего дня (хотя прошли уже более трех тысяч лет).

Гимел

И вот, в отношении Мойше рабейну приводится в Мидраш Танхума, что «сказал Вс-вышний Мойше, Мойше, с каким лицом ты просишь войти в Землю, пример, на что это похоже, на пастуха, который вышел пасти царское стадо, и стадо попало в плен, хотел пастух войти в царский дворец, сказал ему царь – скажут, что ты отдал в плен овец, и так же сказал Вс-вышний Мойше, твоя слава, что ты вывел шестьсот тысяч и похоронил их в пустыне, и ты вводишь другое поколение, сейчас скажут…, но будь рядом с ними и войдешь вместе с ними, как сказано, вайейсей рошей ом[4] (цидкас Гашем осо[5])…».

Мойше рабейну сам по себе мог бы добиться, чтобы войти в Эрец, но что же будет с поколением пустыни?!… Спросят у него: ты сам вошел в Эрец Исроэл, и что ты сделал с … «Шейш мейойс элеф рагли hоом ашер онойхи бекирбой[6]«, которые остались в пустыне?!…

Это причина, почему Мойше рабейну остался в пустыне!

И поэтому сказано про него «Цидкас Гашем осо умишпотов им Исроэл», — что он остался с сынами Израиля в «мидбор а-годол веганойро нохош сороф векаров вецимоойн ашер эйн моим[7]«, для того, чтобы он смог, в конце концов («дервартен зих[8]«) взять с собой овец своего стада, и войти с ними вместе в Эрец Исроэл в будущем избавлении.

Далет

И следует добавить, что мы находим подобное этому у Яакова овину, избранного из праотцов.

Когда Эйсов сказал Яакову «нисъо венейлехо воэйлхо ленегдехо[9]«, ответил ему Яаков, что «hайелодим раким веhацойн веhабокор олойс олай, удфокум… вомейсу кол hа-цойн[10]«, и поэтому «Ани эснаhало леити лерегел hа-млохо… ад ашер овой эл адойни сеиро[11]«, «В дни Мошиаха, как сказано, веолу мойшиим бегар цийон лишпойт эс hар Эйсов[12]«.

Т.е.: со стороны совершенства служения Яакова самого по себе – он мог бы быть уже тогда в положении и состоянии прихода Мошиаха («веолу мойшиим… лишпойт эс hар эйсов веhойсо лаГашем гамлухо»); но, что «дети», — говорит Яаков – еще не готовы воспринять свет Мошиаха, ибо, поскольку они «раким» – «слабы», и находятся в аспекте «цойн увокор» – «овцы и быки», т.е., что их души из аспекта «зера бhеймо[13]«, что нет у них даас[14] (hакоро[15] веhаргошо[16]) в Б-жественности, то, если ускорить их продвижение («удфокум»), тогда «вомейсу кол а-цойн» – что будет у них колус а-нефеш[17] к Б-жественности (поскольку они не могут воспринять в своих сосудах), или что будет у них смерть по простому смыслу со стороны швирас а-кейлим[18] (поскольку они все еще не готовы воспринять свет Мошиаха).

И из-за этого праведник остается в изгнании на протяжении нескольких лет – для того, чтобы он смог взять с собой овец своего стада, и привести их к дням Мошиаха.

Гей

И подобно этому в отношении каждого руководителя и главы Израиля в своем поколении:

Глава Исроэл, не считаясь со своим собственным положением и состоянием, отставляет он все в сторону, и смотрит на овец своего стада, и когда овцы его стада остаются в изгнании, остается также он («блайбт эр лигн»)… в изгнании, для того, чтобы он смог привлечь Б-жественный свет и служить «каналом» и «соединяющим посредником», что посредством него сможет каждый еврей… связать сущность своей души… с сущностью и сутью Эйн Соф[19] борух Гу.

И это есть также объяснение того, что место упокоения глав Хабада в различных местах вне Эрец Исроэл, — кроме того, что они ждут войты в Эрец в будущем избавлении вместе с овцами своего стада («дер гуф зол митгейн мит дем гуф») – для того, чтобы помочь во всем необходимом овцам своего стада, поскольку они нешомойс клолийойс, что они корни для всех частных душ (что каждый из них это «часть» их) несравнимо больше, чем тот, чья душа не есть общая душа.

Вов

И более подробно:

Помощь главы поколения овцам его стада (что ради этого место его упокоения в изгнании) достигается посредством того, что идут на цион и просят обо всем необходимом им,

И еще и главное – что во время hиштатхус связывается «йехидо[20]» с «йохид[21]«… и это дает силы на всю работу, посредством того, что притягивают пробуждение, которое происходит во время hиштатхус, на все дни после этого, чтобы оно оказало свое воздействие на мысль, речь и действие, чтобы они были как должно быть, — что это е есть цель каждого человека, и про это сказано «Ки коройв эйлехо гадовор меойд бефихо увилвавхо лаасойсой».

И следует добавить, что сам факт, что место упокоения главы поколения находится близко, это является помощью в служении Вс-вышнему каждый и каждый день:

Когда идут на цион, тогда помощь сильнее, но также тогда, когда не идут на цион, но находятся рядом, есть помощь со стороны того, что могут пойти на цион, который находится близко, подобно словам Разал «не подобен тот, у кого есть хлеб в корзине, на того, у кого нет хлеба в корзине».

Т.е.: подобно тому, как тот, у кого есть «хлеб в корзине», «не так сильно его желание, как тот, у которого нет», т.е., что «хлеб в корзине» помогает в его работе, чтобы ослабить его желания, — также это в нашем вопросе, что то, что он знает о «пути служения», пойти молиться на ционе праведника и главы поколения, ослабляет силу противодействия, сокрытия и утаения противоположной стороны, ибо, также противоположная сторона знает, что если он будет слишком сильно ему мешать, тогда встанут против него со всей силой также посредством hиштатхус на ционе – то, что устранит его существование совершенно!…

Заин

И еще идея в помощи и поддержке главы поколения овцам его стада посредством того, что место его упокоения находится вне Эрец Исроэл, близко к ним – что это связывает и соединяет их с Эрец Исроэл.

И сначала:

Мы находим, что молитва, идея которой – просьба о потребностях человека, — должна быть связана с местом, о котором говорит Вс-вышний «веhойу эйнай велиби шом кол hа-йомим[22]«, что поэтому, «если он находится вне Эрец Исроэл, пусть повернется в сторону Эрец Исроэл, как сказано, «и будут молиться к Тебе в сторону их земли», и пусть имеет намерение также напротив Иерусалима, и напротив Храма, и напротив Святая Святых».

И объяснение в этом – в соответствии с тем, что известно, что вне Земли Израиля притягиваются все гашпоойс и т.д. посредством облачения в семьдесят вельмож, но это не так в Эрец Исроэл, «Эрец ашер… томид эйней Гавайе Элойкехо бо мерейшис а-шоно ад ахрис шоно», притягиваются все гашпоойс и т.д.. от самого Вс-вышнего (без облачения в семьдесят вельмож), и поэтому должна быть молитва через Эрец Исроэл именно.

И это достоинство Земли Израиля существует также вне Земли (кроме того, что «повернется в сторону Эрец Исроэл») – в месте упокоения главы поколения.

Хес

И объяснение в этом:

В отношении тхияс мейсим вне Эрец Исроэл – приводится в Геморо: «И по рабби Элиезеру (который сказал, умершие вне Эрец Исроэл не оживут), праведники, похороненные вне Эрец Исроэл, не оживут?… пещеры делаются им в земле» (и встают на ноги и идут по этим пещерам до Эрец Исроэл, и там выходят на поверхность), т.е., что выходы этих пещер – в Эрец Исроэл.

И поскольку выходы этих пещер – в Эрец Исроэл, то, также сами пещеры имеют статус Эрец Исроэл, как мы учим в Мишне – комнаты (и также пещеры), построенные в будничном, и имеющие выход в святое, их внутреннее пространство – также свято, ибо «босар писхайгу азлинан».

И отсюда понятно, что также могилы праведников вне Эрец Исроэл – которые выходят в пещеры, которые выходят в Эрец Исроэл, — имеют статус Эрец Исроэл.

И хотя только в будущем (во время, когда оживут мертвые) «пещеры сделаются для них в земле», а сейчас – могила закрыта со всех сторон (и нет пещер, которые открываются в сторону Эрец Исроэл) – но:

Мы учили в Оhалот – «умерший в доме, и в доме много выходов, все они (все сосуды, находящиеся под притолокой входа в пространстве входов снаружи) нечисты… подумал вынести его через один из них (несмотря на то, что не был открыт)… избавил все выходы» и только то, что находится под этим выходом (который сейчас закрыт, и только через некоторое время откроет его) – нечист.

И если это говорится о мере взыскания — в доброй мере, которая больше, чем мера взыскания, — тем более и тем более:

Если мысль и сознание о том, что выход будет открыт через некоторое время – достаточно для идеи нечистоты – тем более и тем более, что это достаточно для идеи чистоты и святости, как в нашем вопросе, что сознание, что в будущем будет выход из могилы – посредством пещер, — в Эрец Исроэл – достаточно, чтобы также сейчас считались эти пещеры «открытыми в святость», что «внутренность их – святость», и само собой – статус могилы праведника – в его внутреннем смысле – как Эрец Исроэл.

И следовательно, что молитва вне Земли Израиля в месте, где покоится праведник и глава поколения, которое открыто к Эрец Исроэл – есть в нем достоинство молитвы в Эрец Исроэл.

Тес

И следует добавить, что в выходе в Эрец Исроэл, который находится в месте упокоения праведника и главы поколения, есть достоинство относительно самой Эрец Исроэл, когда она в изгнании.

И сначала:

В отношении привлечения жизненности сынам Израиля есть различие между временем Храма и временем изгнания – как объясняет Алтер Ребе в Игерес а-Тшуво [в идее греха корес[23], рахамоно лицлан, что «прерывается и отсекается нить притяжения жизненности от имени Гавайе борух Гу»] что во времена Храма «не получали жизненность для своих тел, но только посредством Б-жественной души, из аспекта пнимиюс[24] энергии, которую излучает Эйн Соф борух Гу посредством имени Гавайе, но не так во время изгнания и т.д.

И из этого понятно также в отношении Эрец Исроэл – что ее превосходство перед остальными землями в отношении притяжения жизненности не посредством облачения в семьдесят вельмож и т.д. (как говорилось выше п. 7) это во время Храма, но не во время изгнания.

И более того: в соответствии с примером падающей стены, что, камень, который находится в верху стены, падает дальше всего, и сила падения и удар он сильнее, понятно, что разрушение Храма привел к изменению и опусканию в Эрец Исроэл более, чем в остальных землях.

И по простому – что изменение и опускание, которое привело разрушение Храма в Эрец Исроэл видно наяву также в материальности, ибо во времена Храма было в ней изобилие материального блага, «Эрец зовас холов удваш[25]«, но это не так сейчас и т.д.

И не только, что в настоящее время материальное благо в ней не больше, чем вне Земли Израиля, но наоборот, что в Эрец Исроэл есть необходимость в усилии и труде больше, чем вне Эрец Исроэл. И как говорит Рамбам в письме, которое он написал своему сыну, «по поводу Эрец Исроэл», — «велико запустение и опустошение, и общая идея, что все, более святое, более разрушено, и Иерушолаим – более всех…»

И подобно этому в отношении духовных вещей – как приводится в книгах, что в Эрец Исроэл труднее вести себя в соответствии с Торой и заповедями как это должно быть, чем вне Эрец Исроэл, ибо, кроме добавления заповедей, связанных с Эрец, которых нет вне Эрец Исроэл, есть необходимость в особой осторожности в общности поведения (и также в остальных аспектах, которые не связаны с Эрец Исроэл) со стороны высоты ее величия.

И можно привести пример на это в законах Торы (как все вещи, которые выражаются также в законах Торы) – «талмид хохом, на одежде которого есть пятно, достоин смерти, как сказано, кол месаной оhаву мовес[26], не читай месаной[27], но – масниай[28]«. И подобно этому в нашем вопросе, что со стороны величия достоинства Эрец Исроэл, что воздух ее чист и умудряет и т.д. – даже легкий аспект, подобно «пятну» – повреждает канал hискашрус и т.д.

Йуд

Однако, все вышесказанное по поводу опускания времени изгнания – это только в отношении вещей, связанных и относящихся к ступеням системы hишталшелус[29], что там затрагивает («рирт он») пгам[30] «авойнойсейхем hойу мавдилим бейнейхем левейн Элойкейхем[31]«, что со стороны этого произошло разрушение Храма и изгнание, включая также то, что «Шхинто беголусо[32]«, все аспекты, в которых нуждаются сыны Израиля (как материальные, так и духовные) приходят несравнимо труднее, чем во времена Храма.

Но, со стороны аспектов, которые выше, чем hишталшелус, со стороны Ацмус Эйн Соф борух hу, и у сынов Израиля со стороны сущности их души – не имеет отношения аспект «авойнойсейхем hойу мавдилим…», ибо, нет такой вещи, которая могла бы разделить, хас ве-шолом, между «точкой еврейства» и Сущностью Эйн Соф борух hу, и несомненно, что в этом невозможно сокрытие и утаение, и тем более, разрушение, хас ве-шолом.

И подобно этому в отношении Эрец Исроэл – что в отношении эцем Эрец Исроэл – которая связана с эцем[33] Б-жественности, невозможен аспект разрушения хас ве-шолом.

Но – этот аспект он только со стороны эцем, и есть необходимость в напряженном труде, для того, чтобы это было привлечено в раскрытие действительно, и практически в ежедневной жизни.

Йуд алеф

И на это приходит помощь праведника и главы поколения:

Известно, что «перед высокими душами… не был разрушен Храм совершенно…», т.е., что положение и состояние, которое со стороны сущности (где невозможно разрушение, как объяснялось выше), притягивается и светит у них также на ступени гилуим, во всех силах души, и во всех 248 органах и 365 жилах.

И поскольку у праведника невозможна идея хурбон, видно у него в раскрытии также сущностное достоинство Эрец Исроэл, т.е., что в том месте, где находится его упокоение, что также, когда оно находится вне Эрец Исроэл, оно имеет статус Эрец Исроэл со стороны «мхилойс[34]«, которые ведут в Эрец Исроэл (как объяснялось выше, п. 8), есть достоинство также относительно Эрец Исроэл, когда она после разрушения Храма – поскольку в этом месте видно в раскрытии достоинство Эрец Исроэл как она со стороны эцем, выше, чем хурбон[35].

Йуд бейс

И в соответствии с этим добавляется самое большое достоинство в аспекте hиштатхус – в отношении молитвы:

В наше время, когда опустилось достоинство Эрец Исроэл со стороны хурбон (как объяснялось выше п. 9), то, когда еврей хочет молиться Вс-вышнему, чтобы его молитва была подобна молитве в Эрец Исроэл во времена Храма (в таком месте, которое выше, чем власть «семидесяти вельмож» и т.д.), такая молитва, что сущность души связывается с сущностью Вс-вышнего без посредников, «йиhйу лехо левадехо веэйн лезорим итох[36]» – тогда место для такой молитвы – на ционе праведника и главы поколения, ибо, это место, не только, что имеет статус Эрец Исроэл, но есть в нем также достоинство Эрец Исроэл, как она была во времена Храма.

И понятно, что молитва в таком месте имеет особую способность – чтобы исполнились все просьбы в молитве, во всем, в чем он нуждается,

Включая и особенно – притяжение эцем в гилуим, чтобы из аспекта хохмо, в которую одевается свет Эйн Соф борух Hу, притянется и распространится во всех силах души и органах тела, в ежедневной жизни, в мысли, речи и практическом действии, и в особенности – в отношении исполнения шлихус[37], который глава поколения передал каждому из нас,

Чтобы все это было притянуто вниз без hааломойс[38] и hестейрим[39], и с особым успехом, в материальности и в духовности одновременно.


[1] молитва на могилах праведников

[2] Главы Хабада

[3] «А Моше пас овец» (Шмойс 3, 1)

[4] «И пришел во главе народа» (Везойс габрохо 33, 21)

[5] «праведное перед Вс-вышним совершил» (Везойс габрохо 33, 21)

[6] «Шестьсот тысяч пеших этот народ, в среде которого я» (Бегаалойсхо 11, 21)

[7] «По великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье» (Экев 8, 15)

[8] дождаться

[9] «Отправляйся в путь и пойдем, и я пойду наравне с тобой.» (Вайишлах 33, 12)

[10] «Дети нежны, а мелкий и крупный скот дойны, на мне (забота о них). Если гнать их один день, то падет весь мелкий скот.» (Вайишлах 33, 13)

[11] «А я буду вести моим медленным (ходом), шагом скота, что предо мною, и шагом детей, — пока не приду к моему господину в Сеир» (Вайишлах 33, 14)

[12] «И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эйсава» (Овадья 1, 21)

[13] «Семя скота» (Йирмийа 31, 26)

[14] Даас — Знание. Сознание. Сфира «даат»

[15] сознание

[16] Чувства, эмоции

[17] стремление души к Вс-вышнему (настолько сильное, что душа может отделиться от тела)

[18] Разбиение сосудов

[19] Эйн Сойф — Бесконечный

[20] Йехидо — Высший уровень души; сущность души

[21] Йохид — Единственный

[22] «И будут очи Мои и сердце Мое там все дни» (Диврей гаЙамим Бет 7, 16)

[23] Корес — Истребление души

[24] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[25] «Землю, источающую молоко и мед» (Шмойс 3, 8)

[26] «Все, ненавидящие меня, любят смерть» (Мишлей 8, 36)

[27] ненавидящие

[28] Приводящие других к ненависти

[29] Гишталшелус — Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)

[30] Пгам — Повреждение, букв. «зазубрина» (посредством греха)

[31] «Ибо лишь грехи ваши произвели разделение между вами и Б-гом вашим» (Йешайа 59, 2)

[32] Шхина в изгнании

[33] Эцем — Сущность

[34] пещеры

[35] Хурбон — Разрушение (Храма)

[36] «Будут они (принадлежать) тебе одному» (Мишлей 5, 17)

[37] Шлихус — Миссия

[38] сокрытия

[39] утаивания (Б-жественного света)