Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12 тамуза 5714 (2)

בס»ד

Ламед хес

В первые годы (на второй или третий год) руководства моего тестя и учителя, Ребе, в России – тогда поездка с места на место была связана с большими трудностями, и само собой, было необходимо ограничиться написанием писем – мой тесть и учитель, Ребе, получил письмо от одного из старых хсидим, и в своем письме он жаловался:

— почему такой-то, который живет в его городе (и подобно этому – в других городах) получает письма от Ребе чаще, а он сам не получает ответа на свои письма, и вообще – Ребе пишет ему реже, чем пишет другому,

И все это – несмотря на то, что их «циюр» – несравним: тот был большим ученым, из хасидской семьи, и сам был «горячим хасидом», а второй был из молодых.

И ответил ему мой тесть и учитель, Ребе, что мы находимся сейчас в такое время, когда прежде всего требуется «схватить» и обеспечить то, что касается практического действия, и само собой, предпочтение отдается письмам, связанным с практическим действием. И поэтому, такие письма, из которых «вырастет» впоследствии «хейдер» для детей, добавление в соблюдении субботы, добавление в соблюдении семейной чистоты, вопрос, связанный с цдоко, и подобно этому – все вещи, связанные с практическим действием – прежде всего он пишет такие письма; а такие письма, которые затрагивают только индивидуума, или в вопросах, которые не имеют отношения к практическому действию, а только, чтобы доставить удовольствие – он вынужден откладывать их на более позднее время.

Ламед тес

Это положение и состояние, продолжается с тех пор и до нашего времени – что то, что важнее всего и предшествует всему – это практическое действие.

И ради практического действия – каждый должен найти «юноcть» в себе.

И сначала – у молодых есть больше неиспользованных сил, есть у них меньше сомнений, и еще меньше у них – грязи от дел этого мира.

Мой тесть и учитель, Ребе, рассказывал как-то про Алтер Ребе, что в детстве он любил поле утром, поскольку тогда в «воздухе» есть лишь немного «пустословия»… ибо это только начало дня, и в поле, где не ходит много людей.

И подобно этому в жизни человека, что в начале своей деятельности в жизни он лишь немного занимался с вещами, которые приводят к компромиссам, от чего приходят в последствии к вещам, противоположным честности, противоположности истины, и противоположности Торы вообще, и само собой, он еще не «запачкался» так сильно, и его силы еще не использованы так сильно. И поэтому у него есть больше сил – и меньше сомнений – во всем, что связано с его задачей и успехом в ней.

И в общности жизни человека – это время, называемое «юностью», перед тем, как приходят к дням становления и старости.

И более детально – в каждый из этих периодов, также во время старости, есть часть в человеке, куда он не позволил, чтобы вошли сомнения и аспекты пустословия; и поскольку он соединен со Вс-вышним, то также как Вс-вышний бесконечен, так же у него есть много сил, так, что если только он захочет, он сможет добавить еще больше в вопросах Торы и заповедей.

Т.е.: каждый и каждый из Израиля, несмотря на количество лет, записанных у него в «паспорте», или в свидетельстве о рождении, есть в нем какая-то часть, какая-то область, в которой он считается «молодым», и со стороны того, что он «молод» – он может подействовать и перевернуть свою долю в мире из одного края в другой.

Неважно, побелела ли его борода или она черна, или еще не выросла борода; если только он захочет использовать силы, связанные с Вс-вышним, для того, чтобы исполнить миссию Вс-вышнего, несомненно, что поскольку Вс-вышний дал ему этот шлихус[1], безусловно, дал ему возможности исполнить этот шлихус.

И шлихус состоит в том – как говорится в Зогар и приводится в Тании в начале – чтобы перевернуть тьму в свет и горечь в сладость: там, где есть тьма – нужно осветить светом Торы и заповедей; и там, где есть горечь – как сказано «ахарисо моро калеоно[2]» — что говорит о йецер hоро[3] вообще и делах этого мира в частности – нужно перевернуть мрирус[4], чтобы это стало мсикус[5] в духовности, и само собой, также мсикус в материальности.

И путь к этому: захватить «молодежь» – как молодежь в общем, и также силу «молодости», которая есть в каждом человеке, мужчине или женщине, независимо от их возраста, и это часть, в которой он совершенно молод, и еще не использовал свои силы – и «запрячь» ее для служения Вс-вышнему, и тогда несомненно будет успех, и исполняется также обещание «устранит волю других перед твоей волей», для того, чтобы он мог исполнить свой шлихус с меньшим количеством препятствий, и посредством этого он преуспеет также в своих личных делах.

Мем

И это то, что написал мой тесть и учитель, Ребе, в свое время, что необходимо заниматься и захватить молодежь, и назначить их посланниками и представителями повсюду, чтобы они сделали там еврейское место, а с течением времени – также хасидское место.

И поскольку «слова праведников вечны», то также сейчас нужно мобилизовать молодежь, чтобы они знали истину, что они – посланники Вс-вышнего, чтобы воздействовать на свое окружение, чтобы это было еврейское окружение, посредством изучения Торы и исполнения заповедей, и также – хасидским окружением.

И прежде всего они должны заниматься с молодежью и захватить ее – захватить молодежь посредством «молодости» – чтобы они не только не мешали и не препятствовали, но наоборот, чтобы они помогали им в их работе, захватывать молодежь и привести их к положению и состоянию «кол бонаих лимудей Гашем[6]«, ученики Вс-вышнего (как объясняют комментаторы Танаха этот посук).

И еще: чтобы не только молодые годами, по «паспорту», но также те, кто по паспорту уже в среднем возрасте, или даже в старости – должны «запрячь» себя и «пахать» ради этой работы, т.е., чтобы они сами были «молодыми» (как, несомненно, хочет каждый), посредством того, что пробудят силу молодости в себе, чтобы она раскрылась и реализовалась, и как говорит Писание «hэхолош йоймар гибойр они[7]«: также тот, кто думает, что он «слаб» – убедится, что он «силен», чтобы исполнить то, что нужно сделать в его окружении, в соответствии с волей Вс-вышнего, и посредством этого добавится также в его духовном здоровье и в материальном здоровье, и главное – что он подействует на все окружение, чтобы оно стало молодым и здоровым.

И это есть задача всех сынов Израиля – «ве-хол бонаих лимудей Гашем», «не читай боноих но бойноих», т.е., что строительство мира, чтобы это был здоровый мир, осуществляется посредством «боноих», сынов Израиля, «боним атем леГашем Элойкейхем[8]«, душа, как она связана с телом, ибо именно тогда она может исполнить шлихус[9] Вс-вышнего, чтобы сделать для Него жилище в нижних, посредством того, что удаляют из «кли[10]» измерения и ограничения, вплоть до того, что делают, что из самого «кли» будет «ойр[11]«.

[Любавичский Ребе попросил петь нигун «миМицраим геалтону», и после этого – «эсн эст зих»].

***

Мем алеф

В недельной главе – главе Пинхас – рассказывается, что когда произошла история с Зимри, не знали что делать, хотя там присуствовали Мойше и Элозор и старейшины. И тогда отозвался Пинхас, который был самый молодой там [и следует отметить из слов Геморо по поводу порядка учебы, как Мойше учил Тору с сынами Израиля, сначала учил с Аароном, потому с Элозором и Итамаром, после этого – с семидесятью старейшинами, и после этого – со всеми сынами Израиля, следовательно, Пинхас учил так же как все сыны Израиля], и сказал «каноим пойгъим бой[12]«. Сказали ему «прочитавший письмо пусть исполнит то, что в нем написано».

Мы учим из этого:

Когда есть такие вещи, что великие люди поколения молчат и не говорят ничего – не всегда это указывает, что не нужно ничего делать, и можно делать расчеты и «ломдус», чтобы избежать этого. Нужно знать, что если кто-либо видит, что он может что-то сделать в этом – он должен делать, и то, что те, кто старше его, не говорят ничего – может быть, причина тому – чтобы Пинхас взял когенство, т.е., что это его доля, которую он должен исправить, и именно посредством этого он достигнет собственного совершенства.

Так же как в материальности у каждого есть своя доля, и «человек не касается парносо[13] своего товарища», так же – и в еще большей степени – в духовности, есть в каждого его доля в Торе [как мы говорим «тейн хелкейну бесойросехо[14]«, что означает не только постижение Торы, но также открытие нового в Торе, и как рассказывается в Геморо в трактате Менахот, что рабби Акива сказал слово галахи, которое даже Мойше рабейну не знал] и в исполнении заповедей, которые он должен сделать, и «человек не касается парносо своего товарища».

— то, что мы находим, что «удостоился – берет свою долю и долю своего товарища» — это в отношении Ган Эйден, где получают награду за мицвойс, но в самой мицве, которая выше, чем награда, есть у каждого его собственная доля.

И само собой, возможно, что причина того, что никто не занимается этим, это потому, что это его дало, которое он должен сделать.

Мем бейс

Про Пинхаса сказано «Пинхас – это Элияhу». Непонятно: ведь сначала был Пинхас, и потом Элияhу, и нужно было сказать «Элияhу – это Пинхас»? И ответ на это, в соответствии с тем, что говорится в Зогар, что Элияhу был еще перед этим, но тогда он не был «рожденным женщиной», но ангелом, и поэтому говорят «Пинхас это Элияhу».

И смысл этого в служении:

Говорилось выше, что требуют от каждого и каждого не смотреть на других, и то, что приходит ему в руки – нужно делать. И спрашивается: откуда берут силу на это? – И на это говорят: «Пинхас – это Элияhу»: поскольку Вс-вышний послал ему дело, которое нужно делать с мсирус нефеш — дают ему силы на это, и возможно, вошла в него искра от кого-то, кто не «йелуд ишо[15]«.

Мем гимел

Указание из этого в нашем поколении для всех молодых людей, что они не должны делать хешбойнос, что такой-то может делать и такой-то может делать, но все, что приходит им в руку, они должны знать, что это их доля, и есть у них силы на это, и нужно это делать с мсирус нефеш.

И «мсирус нефеш» означает – как говорит Ребе: «мсирус нефеш не имеется в виду что нужно подняться на крышу и прыгнуть, хас ве-шолом. Мсирус нефеш должна быть без шума и без «тумл», ибо «лой берааш Гавайе[16]«. Есть необходимость в мсирус нефеш во всех ежедневных делах, «затыкает свое ухо… и закрывает свои глаза…», даже в Торе необходима мсирус нефеш – чтобы не брать Тору к себе, но брать себя к Торе, и когда хотят по-настоящему – добьются этого.

И когда идут с мсирус нефеш Пинхаса – тогда делается «Пинхас это Элияhу», который принесет весть об избавлении, и т.е., что общая идея служения сейчас – это подготовка к Мошиаху, сделать весь мир Храмом для Вс-вышнего.

[Ребе попросил петь нигун Алтер Ребе, «Арба бовос», и последнюю часть — четыре раза].


[1] Шлихус — Миссия

[2] «Но последствия от нее горьки, как полынь» (Мишлей 5, 4)

[3] Йецер го-ро — Дурное начало

[4] Мрирус — Горечь

[5] Сладость

[6] «И все сыновья твои будут учениками Г-спода» (Йешайа 54, 13)

[7] «Да скажет слабый: «Силен я»,» (Йоэл 4, 10)

[8] «Сыны вы Господу, Б-гу вашему» (Рээй 14, 1)

[9] Шлихус — Миссия

[10] Сосуд

[11] Ойр — Свет

[12] ревнители убивают его

[13] Заработок, пропитание

[14] дай нам нашу долю в Торе Твоей

[15] рожденный женщиной

[16] «»Не в землетрясении Г-сподь».» (Млахим Алеф 19, 11)