Ахаройн шел Пейсах 5714
6
Сказано: "не скрыта она от тебя, и не далека она". И т.е., что на первый взгляд, есть возможность подумать, что то, требует Тора, и, в особенности, учение хасидизма, это "сокрыто то тебя".
И в отношении нашего вопроса:
Когда говорится по поводу "выше и выше до бесконечности" (как говорилось в маамаре) – человек может подумать про себя: поскольку он знает, что он находится в положении "ниже и ниже до беспредельности", как можно от него требовать аспекты "выше" вообще, и более того – "до бесконечности"?!
И на это сказано "не скрыта она от тебя, и не далека она": поскольку Вс-вышний требует этого – безусловно, что есть силы на это, "Вс-вышний не требует от своих творений невозможного", и "я не прошу, но только то, что в их силах", по силам каждого и каждого.
7
И сила на это – из исхода из Египта, что это дает силы выйти из всех границ и ограничений.
И поэтому первый дибур во время дарования Торы – это "Я Вс-вышний Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраим", как Вс-вышний говорит каждому и каждому из Израиля (ибо все души Израиля находились во время Дарования Торы), в единственном числе и обращаясь к каждому лично – что посредством этого дана сила каждому и каждому выйти из всех границ и ограничений, и делать так, как велит Тора ("не сокрыта она").
И более подробно:
Находясь в Египте – сыны Израиля находились в самом тяжелом изгнании, как в материальном, так и в духовном смысле.
В материальности – они должны были выполнять "разрушительную работу", и невозможно было никоим образом спастись оттуда, даже одному рабу, и тем более – шестисот тысячам человек.
И в духовности – они были на самой низкой ступени, погружены в 49 врат нечистоты, ибо это есть самая низкая ступень (ибо к 50 вратам еврей не имеет никакого отношения), и также мы находим, что если бы избавление задержалось бы даже немного, хас вешолом, то положение было бы уже непоправимо, поскольку они бы уже коснулись 50-х врат.
И несмотря на величие и тяжесть изгнания, как в материальности, так и в духовности – избавление произошло "в тот же самый день", когда в ясный день и на глазах у всех вышли из Мицраим шестьсот тысяч сынов Израиля, не считая женщин и детей, и во время исхода из Мицраим удостоились раскрытия Б-жественности более высокого, чем во время Дарования Торы, и также в материальности – сами египтяне одолжили сынам Израиля "серебряные и золотые сосуды и платья… и опустошили Египет".
И подобно тому, как во время исхода из Мицраим это был выход из "мейцар" – стесненности как в материальном также и в духовном смысле, и подъем на самую высокую ступень духовности – подобно этому это также сейчас.
Ибо "в каждом поколении и каждый день человек должен видеть себя, как будто бы он вышел сегодня из Египта", и поскольку исход из Египта продолжается постоянно, каждый и каждый день, и это то, что сказано, "как в дни твоего исхода из Мицраим явлю ему чудеса", "как в дни" (и не "как в день") – во множественном числе, ибо это указывает на исход из Мицраим каждый и каждый день –
Что исход из Мицраим дает силы выйти из всех преград и ограничений, из "глубин бездны" подняться "глубину высоты", и даже когда находятся "ниже и ниже – до беспредельности" – возможно выйти оттуда и подняться "выше и выше до бесконечности".
Хес
И более того:
Не только, что посредством того, что Вс-вышний сказал каждому и каждому из Израиля "Я – Вс-вышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраим", он может выйти и подняться с самого из противоположности в противоположность, из "глубин бездны" к "глубинам высоты", что это все еще таким образом, что есть два отдельных состояния, "глубина бездны" и "глубина высоты", и тем не менее, он способен выйти из "глубин бездны" к "глубинам высоты" – но более того, что "глубина высоты" сама находится также в "глубине бездны".
Т.е.: это не таким образом, что нужно сначала выйти из своего положения и состояния, и подняться к более высокому миру (хотя даже если бы это было бы таким образом – у него есть сила на это, как говорилось выше), но в действительности, в самой "глубине бездны", в которой он находится, там есть также "глубина высоты", и он должен всего лишь раскрыть то, что уже есть у него.
И доказательство этого – в общем – из того, что в Б-жественности нет ограничений пространства, ибо Б-жественность бесконечна, само собой, Он находится повсюду. Но, кроме того, есть дополнительное доказательство из Моше рабейну:…
…
16
[Ребе начал петь "эсн эст зих", и много плакал во время нигуна, и в середине нигуна он прервался и сказал:]
- Но, после этого приходит "умненький[1]", и говорит:
На самом деле, молитва – как нужно, "эс давнт зих" ("молится"), а что касается еды – "эст зих нит" ("не естся"). И только для того, чтобы служение не было "хлебом стыда", Вс-вышний сделал так, чтобы это выглядело со стороны тела и животной души, что "есть – естся", а "молиться – не молится", но это всего лишь видимость, а в действительности это не так. И в этом состоит все намерение – чтобы со стороны тела и животной души действительно это выглядело так (что "есть – есться"), и тем не менее – он преодолел бы это.
И поэтому:
То, что он говорит, что со стороны души "молиться – молится" – это правда так, ибо это несомненно, так на самом деле, что со стороны души, как она сама по себе – он не имеет никакого отношения к делам материальности, и желает только Б-жественности; то, что он говорит, что все это (что "кушать кушается…") это только видимость – также это правда; и также то, что именно посредством этой "видимости" исполняется Высшее намерение – это снова правда.
И несмотря на это – это совершенно не уменьшает плач, который он должен плакать, и не быть довольным своим положением, ибо все вышесказанное не уменьшает его низости, ибо: все вышесказанное – это счет, как это со стороны души, которая всегда "хранит верность Ему", и поэтому со стороны души это только видимость, и именно посредством этого исполняется намерение; но к нему самому – это не имеет отношения, ибо что с того, что это "видимость", когда он сам находится внутри этой "видимости"! Для него это - действительность – "кушать – кушается, спать – спится", а "молиться – не молится"!
Когда заходит речь о еде, или о других материальных делах, ему не требуется размышления или специальных усилий для этого, и это делается само собой. А когда заходит речь о молитве – то ему требуется размышление, и ему требуется делать несколько и несколько подготовок и усилий, пока он пробудится и т.д.
Ну и что же с того? – Ведь это же всего лишь "видимость"? – Но он сам находится внутри этой "видимости", и для него это – реальность!
И кроме того:
Эта идея ("кушать кушается") – это не только со стороны его врожденных свойств и со стороны самой сути опускания души внутрь тела (что действительно, таково намерение, что хотя ему не хочется молиться, тем не менее, он должен преодолеть это), но также – со стороны его собственных дел – со стороны того, что он согрешил и повредил и перешел путь, и отделился от Б-жественности. И т.е., что в том месте (ступени), где он повредил и отделился от Б-жественности, там ему не хочется и т.д.!
И на это говорят [и Ребе продолжил петь нигун] – "эсн эст зих…"
…
***
20
Мой учитель и тесть, Ребе, сказал от имени Баал Шем Това, что каждая вещь, которую еврей видит или слышит, это бегашгаха пратит, и есть в ней указание в служении Вс-вышнему.
Это относится также к вещам, которые видят или слышат случайно,
- в действительности, нет такой вещи, которая бы произошла "случайно", ибо все – бегашгаха пратит, даже листок, который перевернулся с одной стороны на другую, ит тем более и тем более – такая вещь, которая касается еврея, которую еврей видел или слышал, и т.д. – несомненно, что это не "случайно"; но имеется в виду, что это так даже в отношении вещи, которую видят или слышат о ней один только раз, а не постоянно, так, что это выглядит, как "случайность" –
И тем более и тем более – такая вещь, которая не есть что-то одноразовое, а дело, которым он занимался – это несомненно, бегашгаха пратит, что Свыше привели его заниматься этим делом, чтобы он выучил из него указание в служении.
21
Например, указание, которое следует выучить тому, кто занимается сборкой и разборкой машин:
Когда "инженер" строит машину, он собирает ее из огромного множества деталей. И из них – есть такие детали, которые составляют основу машину, есть второстепенные детали, и вплоть до того, что есть такие части, которые для постороннего взгляда кажутся совершенно излишними. Однако, "инженер", который построил эту машину – знает совершенно точно, для какой цели создана каждая часть, и каким образом даже самый маленький винтик, важен для того, чтобы машина работала как нужно.
И если прийдет человек и скажет: для чего мне думать о намерении "инженера", построившего машину? Я сделаю так, как мне кажется правильным, и поскольку мне видится, что эти мелкие части совершенно бесполезны, и совершенно не затрагивают работу машины, которая прекрасно может продолжаться без такого-то винтика, и с другой стороны, я могу добавить еще винтик – то само собой понятно, что его утверждение совершенно бессмысленно, и если он, действительно, не будет считаться с мнением "инженера", и сделает так, как ему кажется правильно – машина не будет работать как положено. Но что же? В его глазах выглядит, что тот маленький винтик совершенно не важен? - это потому, что он вообще ничего не понимает в действии механизма машины.
И как весь этот пример – в отношении творения мира и исполнения заповедей:
Также как эта "машина", все части которой важны для того, чтобы она работала как положено – так это и в общей идее исполнения заповедей, что связь со Вс-вышним достигается только посредством исполнения 613 заповедей Торы и семи установлений мудрецов.
И когда человек нарушает "не уменьшай" или "не добавляй" – то даже если в его глазах это кажется "мелочью" – но в действительности – это не только, что у него будет не хватать одной этой детали, но это затрагивает всю его связь со Вс-вышним, достигающуюся посредством исполнения заповедей, и как говорилось выше в примере, что даже если не хватает одного маленького винтика – то машина не будет работать как положено.
И подобно этому, когда Вс-вышний приводит человека заниматься каким то делом, а другого человека – заниматься другим делом – что все это бегашгаха пратит, и затрагивает общее намерение Творения.
22
Это указание относится также, когда еврей приходит в какой-то город, и от него требуют, чтобы он работал в нем (имеется в виду распространение еврейства – прим. переводчика):
На первый взгляд, он может сказать: до того, как я пришел в это место, город уже существовал много лет, и нельзя сказать, чтобы там не хватало моей работы. Я сейчас, когда я приехал сюда – от меня требуют, что я должен сделать что-то здесь?
И ответ на это – что подобно тому, как нужно считаться с планом "инженера", который строит машину (а иначе это повредит всей машине), подобно этому – и тем более – что нужно считаться с тем, что установлено Вс-вышним, что в этом есть точный порядок.
И в нашем вопросе – что до сих пор, до того, как он пришел в этот город – он, действительно, не должен был быть там, и т.е., что ни само место не нуждалось в нем, и ни он сам, со стороны его дел, не должен был работать в этом месте; но сейчас, когда Вс-вышний создал обстоятельства, приведшие его в этот город – это указание на то, что сейчас это место нуждается в его работе, и также он, для того, чтобы исполнить свою миссию в этом мире – должен действовать в этом городе.
И так это в отношении каждой вещи, которую еврей встречает, и также в отношении другого еврея, которого он встречает – что это есть указание Свыше, ибо когда он занимается каким-то делом – он должен делать это, это дело нуждается в нем, и он нуждается в этом деле.
***
…
24
В маце, "лехем они", "хлебе бедности", есть две противоположности: а) "лахмо аньо" ("нищий", сказано), б) "шеойнин олов дворим hарбе" ("что говорят на него много слов"), чтоо это есть идея богатства.
И смысл этого в служении Вс-вышнему – что есть необходимость в двух вещах:
С одной стороны, должно быть "לחמא עניא דאכלו אבהתנא בארעא דמצרים", т.е., что человек должен очень хорошо осознавать, в каком положении и состоянии он находится, что "согрешил и повредил" и т.д. – и от этого ему следует быть в большой горечи.
Но с другой стороны – он не должен падать в собственных глазах, впадать в отчаяние, и прекращать работать, но – ему следует укрепиться в своем служении, и не беспокоиться совершенно от своего состояния. И как говорилось выше (п. 8), что даже когда находятся "ниже и ниже до беспредельности", можно связаться с "выше и выше до бесконечности".
- Считаться со своим состоянием может быть только таким образом, чтобы использовать благо, которое есть в этом.
И это есть, что "говорят на него много слов" это в том же предмете, что и "хлеб бедности" – чтобы научить, что из самой идеи "хлеба бедности" нужно взять благо, которое есть в этом,
И т.е., что размышление о собственном положении и состоянии должно привести к усилению в служении, и как объясняется в нескольких местах, что именно через ощущение горечи, приходящая после этого радость становится сильнее.
И пример на это – из идеи лука, что чем сильнее натягивают тетиву – ниже и ниже – тем выше полетит стрела и тем дальше она полетит. И следовательно, из опускания вниз добавилась из этого сила "стрелять" на более далекое расстояние.
И подобно этому, когда человек идет, и в особенности – когда он прыгает – что когда хотят прыгнуть дальше – нужно сначала отойти назад, и чем дальше он отойдет назад – тем дальше он сможет прыгнуть.
И то же самое – в служении, что когда он делает "хешбон", в каком положении и состоянии он находится, и это приводит его к большой горечи – то сама эта горечь от собственного положения и состояния, должна привести его к пробуждению и добавить сил, и посредством этого он "перепрыгнет", "выпрыгнет", из своего положения и состояния, когда он находится "ниже и ниже до беспредельности", и свяжется с "выше и выше до бесконечности".
[1] Дурное начало