Мишпотим 5714
далет
И вот, четыре эти ступени «эвед кнаани[1]«, «эвед иври[2]«, «амо иврийо[3]» и «бас[4]«, как они объяснялись в понятиях этого маамара Алтер Ребе, это (не соответствует различию ступеней цадика и бейнони в Тании, но) соответствуют четырем мирам АБИА[5]:
«эвед кнаани» — соответствует миру Асия[6], «эвед иври» — миру Йециро, «амо иврийо» — миру Брия, и «бас» — миру Ацилус[7].
И вот, в отношении четырех миров АБИА, объясняется в хасидус, что, хотя мир Асия — это самый нижний мир, а мир Ацилус — это самый высший мир, — но именно мир Асия имеет отношение к миру Ацилус, поскольку «ноуц тхилосон бесойфон[8]«.
И как указывается также в посуке «бросив йецартив аф асисив[9]«, в котором указывются четыре мира АБИА, — в слове бросив, йецартив, и асисив — указываются три мира БИА, и слово «аф» (язык умножения и добавления) включает также мир Ацилус, что слово «аф» (указывающая на мир Ацилус) написано рядом (и имеет отношение) к слову асисив (которое указывает на мир Асия) именно, что это со стороны особого отношения между миром Асия и миром Ацилус.
И поскольку эти четыре ступени эвед кнаани, эвед иври, амо иврийо, и бас, они соответствуют четырем мирам АБИА, необходимо сказать, что есть достоинство в способе служения эвед кнаани (который соответствует миру асия) относительно способов служения эвед иври и амо иврийо (соответствующим миру йециро и миру брийо) что именно служение эвед кнаани связано с служением бас (которое соответствует миру ацилус).
hей
И объяснение в этом:
Конечная цель творения миров, как сказали РаЗаЛ, «нисаво hа-кодойш борух hу лиhйойс лой диро батахтойним[10]«. И объясняется в хасидус, что подобно тому, как в жилище человека это таким образом, что сущность и суть человека живет в его жилище, также это смысл идеи диро батахтойним, чтобы было внизу («батахтойним») раскрытие ацмус[11] действительно, как это в Его сущности.
И вот, аспект диро батахтойним достигается посредством служения Торы и заповедей. И из этого ясно, что служение Торы и заповедей должно быть таким образом, чтобы это было подобием и примером аспекта жилище в нижних, который достигается посредством него.
И поскольку аспект диро батахтойним — это раскрытие ацмус, как Он в Его сущности, что это эход пошут[12] бетахлис а-пшитус[13], также служение Торы и заповедей должно быть способом пшитус[14], т.е., без всяких пнийойс[15], ни материальных пнийос, и ни духовных пнийос — ибо, когда служение происходит из-за какой-либо пнийо, это не есть простое служение, поскольку оно составлено из двух вещей: само служение, и намерение, ради которого происходит служение, но служение должно быть чистым — только и исключительно с целью служить Вс-вышнему, без всяких намерений и пнийос, но в пшитус, и посредством этого притягивают ацмус умаhус[16], эход пошут, в раскрытии.
И этот аспект есть только в способе служения эвед кнаани и способе служения бас:
В способе служения эвед иври и амо иврийо — есть некоторое намерение в его служении: не говоря уже о способе служения эвед иври, когда его служение направлено на то, чтобы соединить свою душу с Вс-вышним); и даже в способе служения амо иврийо, что это есть служение лишмо[17], ради самой Торы (как объясняется в маамаре) — хотя нет здесь пнийо ради себя самого (а эйгенер пнийо) тем не менее, в конечном счете, есть некоторое намерение в его служении, и это не есть авойдо пшуто[18].
Но авойдо пшуто — это только и исключительно в способе служения бас, которая находится в битуль бимциюс[19] совершенно, так что нет у него никаких кавонойс[20], поскольку он не мциюс леацмой[21] совершенно; и подобно этому в способе служения эвед кнаани, что его служение происходит с каболас ол[22], что он не имеет намерение ни в каких идеях и т.д., но служит Вс-вышнему с каболас ол.
заин
И следует добавить в этом, что в служении «эвед кнаани» есть достоинство также относительно также относительно служения бас, — подобно тому, как объясняется в хасидус, что есть достоинство в мире Асийо относительно мира Ацилус, поскольку существование мира ацилус — это только для того, чтобы быть посредником для сотворения нивроим[23], но конечное намерение — в мире асия именно.
и идея в этом:
действительно, способ служения бас не подобен способу служения эвед иври и амо иврийо, что они в аспекте йеш[24], йеш ми шеойhев[25], или йеш ми шемасиг[26], но служение аспекте бас — это способом битуль бимциюс, подобно достоинству мира ацилус перед мирами БИА[27], но тем не менее, хотя нет здесь другого аспекта, — йешус[28], который скрывал бы Б-жественность, тем не менее, нет здесь также аспекта битуль[29] (и швиро[30]) перед Элойкус[31];
И это есть достоинство в способе служения эвед кнаани, что хотя со стороны его самого «авдо беhефкейро нихо лей[32]«, тем не менее, он подчиняет и устраняет свою природу и служит Вс-вышнему с каболас ол.
И посредством этого достигают не только аспект диро батахтойним, но более того — чтобы было видно и ощутимо внизу, что «эйн ойд милвадой».
хес
и путь, чтобы достичь такого битуль, чтобы служение было в пшитус и без всяких хешбойнойс[33], — это посредством hисбойненус[34] в его маамад и мацов[35] алибо дэнафшей[36] действительно, без того, чтобы обманывать самого себя (нит генаретергейт).
И т.е., что когда человек задумается о достоинстве его души перед тем, как она опустилась вниз, и в его положение и состояние, как это сейчас,
ибо, также тот, кто будет цадик гомур[37]… не достигнет достоинства… перед тем, как он опустилась в этот материальный мир, даже в самой малой степени, и тем более и тем более в нашем вопросе, что не идет речь о таких ступенях —
не идет речи о силах его души, т.е. разуме и эмоциях, но более того, что он способен иногда споткнуться хас ве-шолом в аспектах пойал мамош[38], в махшово[39] дибур[40] и маасе[41],
… когда человек задумается, насколько он далек от Б-жественности — пробудится у него чувство, насколько безнадежно его положение, насколько он безнадежен («эр из инганцн а фарлоренер»),
и со стороны этого чувства — не будут занимать места в его мозгу («вет им нит лигн ин коп») аспекты «мадрейгос[42]«; ни изучение Торы лишмо, ради самой Торы, чтобы притянуть свет Эйн Соф в Тору, и ни изучение Торы лишмо, чтобы связать свою душу с Вс-вышним, и также не будут занимать у него места в его мозгу аспекты пнийойс, ни пнийос в духовности и ни пнийойс в материальности; но он погрузит себя (эр вет зих арайнворфн) в изучение Торы и исполнение мицвойс без всяких хешбойнос (как бhеймо, которая тянется по своей природе…) выше, чем понимание и постижение.
тес
И еще достоинство в исполнении Торы и заповедей без всяких хешбонос:
Служение, которое происходит со стороны пниойс и кавонойс[43] — достигает только хицойниюс[44] нефеш[45], того уровня, где достигают кавонойс, и, в общем, это аспект постижения и таам водаас[46], и это есть аспект удаленности; но когда человек приходит к сознанию, что нет в нем ничего собственного (эйн бой шум довор мицад ацмой), и погружает себя в Тору и заповеди без всяких хешбойнос — тогда его служение со стороны пнимиюс[47] души (что это есть аспект ашер тосим лифнейhем[48]) — лифнейhем именно, т.е. в их пнимиюс, как объясняется в маамаре).
И когда служение происходит со стороны пнимиюс души — это достигает пнимиюс и ацмус Ойр эйн Соф, и посредством этого достигается аспект диро батахтойним[49], и более того, чтобы будет видно и ощутимо, что «эйн ойд милвадой[50]»
[1] ханаанейский раб
[2] еврейский раб
[3] еврейская рабыня
[4] Дочь
[5] Ацилус, Брия, Йецира, Асия
[6] Мир «асия», мир действия, нижний из четырех миров
[8] «соединены начало и конец»
[9] Сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его.
[10] «пожелал Святой, благословен Он, чтобы было у Него жилище в нижних мирах» (Мидраш Танхума Носой 16)
[11] Сущность
[12] Простое единство (т.е., не составленное из частей)
[13] совершенно простой (лишенный составных частей)
[14] Простота (Сущности)
[15] соображения выгоды
[16] Ацмус у-маhус — Сущность и Суть
[17] во имя нее (Торы)
[18] простое служение (лишенное каких-либо других целей, кроме собственно служения Вс-вышнему)
[19] Полное самоустранение
[20] намерения
[21] Самостоятельное (отдельное) существование
[22] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)
[23] творения
[25] «есть тот, который любит» (Вс-вышнего)
[26] «Есть тот, кто постигает»
[28] «Есть», «Отдельное существование»
[30] Разбиение
[32] Беhефкейро нихо лей — (раб) желает бесконтрольности
[33] расчеты
[34] Гисбойненус, аспекты гисбойненус — Сосредоточенное размышление
[35] положение и состояние
[36] О себе самом
[37] Совершенный праведник
[38] практическое действие действительно
[39] Мысль
[41] действие
[42] «ступени»
[43] намерения
[45] Душа
[46] понимание и постижение
[48] «И вот правопорядки, которые изложишь пред ними.» (Мишпотим 21, 1)
[49] Диро бесахтойним — Жилище в нижних (мирах)
[50] «Нет более кроме Него.» (Воэсханан 4, 35)