Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мишпотим 5714

далет

И вот, четыре эти ступени «эвед кнаани[1]«, «эвед иври[2]«, «амо иврийо[3]» и «бас[4]«, как они объяснялись в понятиях этого маамара Алтер Ребе, это (не соответствует различию ступеней цадика и бейнони в Тании, но) соответствуют четырем мирам АБИА[5]:

«эвед кнаани» — соответствует миру Асия[6], «эвед иври» — миру Йециро, «амо иврийо» — миру Брия, и «бас» — миру Ацилус[7].

И вот, в отношении четырех миров АБИА, объясняется в хасидус, что, хотя мир Асия — это самый нижний мир, а мир Ацилус — это самый высший мир, — но именно мир Асия имеет отношение к миру Ацилус, поскольку «ноуц тхилосон бесойфон[8]«.

И как указывается также в посуке «бросив йецартив аф асисив[9]«, в котором указывются четыре мира АБИА, — в слове бросив, йецартив, и асисив — указываются три мира БИА, и слово «аф» (язык умножения и добавления) включает также мир Ацилус, что слово «аф» (указывающая на мир Ацилус) написано рядом (и имеет отношение) к слову асисив (которое указывает на мир Асия) именно, что это со стороны особого отношения между миром Асия и миром Ацилус.

И поскольку эти четыре ступени эвед кнаани, эвед иври, амо иврийо, и бас, они соответствуют четырем мирам АБИА, необходимо сказать, что есть достоинство в способе служения эвед кнаани (который соответствует миру асия) относительно способов служения эвед иври и амо иврийо (соответствующим миру йециро и миру брийо) что именно служение эвед кнаани связано с служением бас (которое соответствует миру ацилус).

hей

И объяснение в этом:

Конечная цель творения миров, как сказали РаЗаЛ, «нисаво hа-кодойш борух hу лиhйойс лой диро батахтойним[10]«. И объясняется в хасидус, что подобно тому, как в жилище человека это таким образом, что сущность и суть человека живет в его жилище, также это смысл идеи диро батахтойним, чтобы было внизу («батахтойним») раскрытие ацмус[11] действительно, как это в Его сущности.

И вот, аспект диро батахтойним достигается посредством служения Торы и заповедей. И из этого ясно, что служение Торы и заповедей должно быть таким образом, чтобы это было подобием и примером аспекта жилище в нижних, который достигается посредством него.

И поскольку аспект диро батахтойним — это раскрытие ацмус, как Он в Его сущности, что это эход пошут[12] бетахлис а-пшитус[13], также служение Торы и заповедей должно быть способом пшитус[14], т.е., без всяких пнийойс[15], ни материальных пнийос, и ни духовных пнийос — ибо, когда служение происходит из-за какой-либо пнийо, это не есть простое служение, поскольку оно составлено из двух вещей: само служение, и намерение, ради которого происходит служение, но служение должно быть чистым — только и исключительно с целью служить Вс-вышнему, без всяких намерений и пнийос, но в пшитус, и посредством этого притягивают ацмус умаhус[16], эход пошут, в раскрытии.

И этот аспект есть только в способе служения эвед кнаани и способе служения бас:

В способе служения эвед иври и амо иврийо — есть некоторое намерение в его служении: не говоря уже о способе служения эвед иври, когда его служение направлено на то, чтобы соединить свою душу с Вс-вышним); и даже в способе служения амо иврийо, что это есть служение лишмо[17], ради самой Торы (как объясняется в маамаре) — хотя нет здесь пнийо ради себя самого (а эйгенер пнийо) тем не менее, в конечном счете, есть некоторое намерение в его служении, и это не есть авойдо пшуто[18].

Но авойдо пшуто — это только и исключительно в способе служения бас, которая находится в битуль бимциюс[19] совершенно, так что нет у него никаких кавонойс[20], поскольку он не мциюс леацмой[21] совершенно; и подобно этому в способе служения эвед кнаани, что его служение происходит с каболас ол[22], что он не имеет намерение ни в каких идеях и т.д., но служит Вс-вышнему с каболас ол.

заин

И следует добавить в этом, что в служении «эвед кнаани» есть достоинство также относительно также относительно служения бас, — подобно тому, как объясняется в хасидус, что есть достоинство в мире Асийо относительно мира Ацилус, поскольку существование мира ацилус — это только для того, чтобы быть посредником для сотворения нивроим[23], но конечное намерение — в мире асия именно.

и идея в этом:

действительно, способ служения бас не подобен способу служения эвед иври и амо иврийо, что они в аспекте йеш[24], йеш ми шеойhев[25], или йеш ми шемасиг[26], но служение аспекте бас — это способом битуль бимциюс, подобно достоинству мира ацилус перед мирами БИА[27], но тем не менее, хотя нет здесь другого аспекта, — йешус[28], который скрывал бы Б-жественность, тем не менее, нет здесь также аспекта битуль[29]швиро[30]) перед Элойкус[31];

И это есть достоинство в способе служения эвед кнаани, что хотя со стороны его самого «авдо беhефкейро нихо лей[32]«, тем не менее, он подчиняет и устраняет свою природу и служит Вс-вышнему с каболас ол.

И посредством этого достигают не только аспект диро батахтойним, но более того — чтобы было видно и ощутимо внизу, что «эйн ойд милвадой».

хес

и путь, чтобы достичь такого битуль, чтобы служение было в пшитус и без всяких хешбойнойс[33], — это посредством hисбойненус[34] в его маамад и мацов[35] алибо дэнафшей[36] действительно, без того, чтобы обманывать самого себя (нит генаретергейт).

И т.е., что когда человек задумается о достоинстве его души перед тем, как она опустилась вниз, и в его положение и состояние, как это сейчас,

ибо, также тот, кто будет цадик гомур[37]… не достигнет достоинства… перед тем, как он опустилась в этот материальный мир, даже в самой малой степени, и тем более и тем более в нашем вопросе, что не идет речь о таких ступенях —

не идет речи о силах его души, т.е. разуме и эмоциях, но более того, что он способен иногда споткнуться хас ве-шолом в аспектах пойал мамош[38], в махшово[39] дибур[40] и маасе[41],

… когда человек задумается, насколько он далек от Б-жественности — пробудится у него чувство, насколько безнадежно его положение, насколько он безнадежен («эр из инганцн а фарлоренер»),

и со стороны этого чувства — не будут занимать места в его мозгу («вет им нит лигн ин коп») аспекты «мадрейгос[42]«; ни изучение Торы лишмо, ради самой Торы, чтобы притянуть свет Эйн Соф в Тору, и ни изучение Торы лишмо, чтобы связать свою душу с Вс-вышним, и также не будут занимать у него места в его мозгу аспекты пнийойс, ни пнийос в духовности и ни пнийойс в материальности; но он погрузит себя (эр вет зих арайнворфн) в изучение Торы и исполнение мицвойс без всяких хешбойнос (как бhеймо, которая тянется по своей природе…) выше, чем понимание и постижение.

тес

И еще достоинство в исполнении Торы и заповедей без всяких хешбонос:

Служение, которое происходит со стороны пниойс и кавонойс[43] — достигает только хицойниюс[44] нефеш[45], того уровня, где достигают кавонойс, и, в общем, это аспект постижения и таам водаас[46], и это есть аспект удаленности; но когда человек приходит к сознанию, что нет в нем ничего собственного (эйн бой шум довор мицад ацмой), и погружает себя в Тору и заповеди без всяких хешбойнос — тогда его служение со стороны пнимиюс[47] души (что это есть аспект ашер тосим лифнейhем[48]) — лифнейhем именно, т.е. в их пнимиюс, как объясняется в маамаре).

И когда служение происходит со стороны пнимиюс души — это достигает пнимиюс и ацмус Ойр эйн Соф, и посредством этого достигается аспект диро батахтойним[49], и более того, чтобы будет видно и ощутимо, что «эйн ойд милвадой[50]»


[1] ханаанейский раб

[2] еврейский раб

[3] еврейская рабыня

[4] Дочь

[5] Ацилус, Брия, Йецира, Асия

[6] Мир «асия», мир действия, нижний из четырех миров

[7] Ацилус — Мир Ацилус, высший из четырех миров

[8] «соединены начало и конец»

[9] Сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его.

[10] «пожелал Святой, благословен Он, чтобы было у Него жилище в нижних мирах» (Мидраш Танхума Носой 16)

[11] Сущность

[12] Простое единство (т.е., не составленное из частей)

[13] совершенно простой (лишенный составных частей)

[14] Простота (Сущности)

[15] соображения выгоды

[16] Ацмус у-маhус — Сущность и Суть

[17] во имя нее (Торы)

[18] простое служение (лишенное каких-либо других целей, кроме собственно служения Вс-вышнему)

[19] Полное самоустранение

[20] намерения

[21] Самостоятельное (отдельное) существование

[22] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[23] творения

[24] Йеш — Есть; отделенный; отдельное существование

[25] «есть тот, который любит» (Вс-вышнего)

[26] «Есть тот, кто постигает»

[28] «Есть», «Отдельное существование»

[29] Битуль — Подчинение, самоустранение

[30] Разбиение

[31] Элойкус — Б-жественность

[32] Беhефкейро нихо лей — (раб) желает бесконтрольности

[33] расчеты

[34] Гисбойненус, аспекты гисбойненус — Сосредоточенное размышление

[35] положение и состояние

[36] О себе самом

[37] Совершенный праведник

[38] практическое действие действительно

[39] Мысль

[40] Дибур — Речь. Речение (из десяти Речений)

[41] действие

[42] «ступени»

[43] намерения

[44] Хицойниюс — Внешнее, поверхностное

[45] Душа

[46] понимание и постижение

[47] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[48] «И вот правопорядки, которые изложишь пред ними.» (Мишпотим 21, 1)

[49] Диро бесахтойним — Жилище в нижних (мирах)

[50] «Нет более кроме Него.» (Воэсханан 4, 35)