Хес
Месяц элул в общем – это месяц тшуво[1].
В тшуво в общем есть две ступени – тшуво сатоо[2] и тшуво илоо[3].
И вот, по обычному порядку, что нужно идти снизу вверх – следует начинать с тшуво сатоо, и от этого приходят после этого к тшуво илоо. Однако, известно высказывание Адмура Могараша, что нужно идти "изначально выше", и в соответствии с этим следует начинать сразу с тшуво илоо.
Различие между тшуво сатоо и тшуво илоо практически –
Тшуво сатоо – из мрирус[4], и т.е., что он задумывается о своем положении и состоянии, что он удален от Б-жественности, и "ра вомор озвех эс Гавайе[5]", и со стороны этого ему становится горько из-за его удаленности от Б-жественности, и он возвращается в тшуво.
А тшуво илоо – в радости. И т.е., что он задумывается о величии Вс-вышнего, и о величии достоинства его души, которая "часть Вс-вышнего Свыше действительно", и всегда, даже во время греха, она верна Ему, благословен Он, и когда он задумывается о своем положении и состоянии, на какой ступени он находится, и какой ступени он мог бы достичь, тогда он пробуждается в рахмонус[6] на себя, как же это так, что он погружен в свои проблемы и т.д. И пример на это – из того, у кого есть в распоряжении тысяча тысяч золотых динаров, и он не пользуется ими, но ходит по дворам, чтобы собирать мелкие монеты – и понятно, насколько велика жалость к нему. И эта мысль приводит его к тому, чтобы отдать себя на духовность и т.д.
И требование – чтобы порядок служения был из движения тшуво илоо – чтобы hисбойненус[7] был (не в собственном положении и состоянии, но) в величии достоинства его души и т.д., что тогда он пробудится, чтобы отдать себя на Б-жественность.
[2] Нижняя тшува
[3] Тшуво илоо - Высшая тшува
[4] Горечь
[5] "Плохо и горько то, что ты оставила Г-спода" (Йирмийа 2, 19)
[6] Милосердие; жалость
[7] hисбойненус - Сосредоточенное размышление