Беседа йуд шват 5719 (2)

Есть большой маамар Цемах Цедека (в котором он приводит несколько мааморим Алтер Ребе), содержание которого – в общем – в отношении идеи сфихим[1], и в отношении идеи hилуло и йорцайт праведников, и вот его содержание:

Приводится в Зогар гл. Трумо, что время изгнания (с тех пор, как был разрушен Храм), что про это сказано " Веноhор йехерав вейовеш[2]") это в аспекте "гинсо ло ал бо hаhу ганоно[3]", т.е., что "садовник" (Вс-вышний) не заходит в "сад",

И, как мы находим в Йешайа, что сыновья Израиля они подобны винограднику (саду) Вс-вышнего, "вайкав лаасойс ановим[4]" –

И то, что есть аспект роста – это "мигармей изд'ра[5]", что это есть идея сфихим, которые растут сами по себе, посредством посева, который был некоторое время перед этим, и подобие этого во время изгнания, что тогда есть аспект сфихим от "ойр зоруа лацадик[6]", который "зора лэй Кудшо брих hу[7] ("садовник") в саду", во время, пока существовал Храм.

И подобно этому объясняет Алтер Ребе в известном Игерес аКойдеш[8], которое он написал, "чтобы утешить их вдвойне" на смерть праведника, "цадико дэиспатар иштаках бекулhу олмин йатир мибахайоhи[9]", что тогда есть "гидулей гидулин[10]" от света, посеянного для праведника в поле, которое благословил Вс-вышний", и т.е., что все аспекты служения Вс-вышнему, которые рождаются у его учеников и учеников его учеников посредством его учения и его служения, это аспект "гидулей гидулин".

И поскольку всякий аспект есть также в открытой Торе, по крайней мере, намеком – на это приводит в маамаре слова Геморы "ад арбоин шнин ло кои инеш адаато дэрабей[11]", т.е., что когда учитель обучает своего ученика, то, "даже через продолжительное время (сорок лет) сможет ученик понять еще глубже мысль своего учителя посредством той hашпоо, которую он дал ему, то, что он не постигал ранее", - что этот аспект - это "аспект сфихим", ибо это не таким образом, что через сорок лет учитель должен снова учить с ним еще раз, но таким образом, что ученик углубляется в учение, которое учил его учитель сорок лет назад, и посредством этого он раскрывает истинный смысл и глубину мысли своего учителя, и, следовательно, нет здесь аспекта нового посева учителя, но – результат посева, который был посеян сорок лет назад – сфихим.

И следует добавить, что поскольку мы находим, что продолжительность времени "поколения" – это 25 лет (в большинстве случаев), следовательно, время сорока лет – это аспект "гидулей гидулин".

Йуд алеф

И объясняет в маамаре, что эта идея касается также рождения душ (подобно тому, что говорилось выше в отношении идеи hашпоас сейхел) – что во время изгнания, "гинсо дэло ал бо hаhу ганоно", невозможен йихуд, необходимый для рождения новых душ, но только – "чтобы обновить старые души, которые приходят в гилгуль", что они в аспекте сфихим, ибо уже были посеяны ранее.

Однако, есть способ рождения душ, который происходит посредством йихуд душ праведников, что это есть идея дня hилуло:

Посредством служения праведника, "все его дела и его служение, которое он служил все дни его жизни", при его жизни на земле – достигается большое удовольствие Свыше. И после этого, во время гисталкус, поднимается все его служение выше и выше (как объясняется в Игерес аКойдеш) и это приводит большое наслаждение Свыше, и на языке каббалы это называется "йихудим[12]".

И посредством этого большого наслаждения – достигают, что будет притянуто Свыше рождение новых душ (не только душ, которые в аспекте сфихим), несмотря на то, что это аспект, который обычно не имеет отношения ко времени изгнания.

И поэтому hисталкус праведника называется hилуло, как мы находим в Зогар (в Идро) язык "hилуло дэРашби[13]", и hилуло переводится "свадьба" – ибо, идея свадьбы, что посредством этого будет исполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь", что это есть идея притяжения душ Свыше вниз, и это есть также идея hилуло во время hисталкус праведника, что посредством этого притягиваются новые души.

Йуд бейс

И в соответствии с этим объясняет в маамаре различие между Мойше рабейну и Рашби, что седьмое адара – это день поста, а лаг бооймер – это день hилуло, что это есть идея веселья:

Во времена Храма, и подобно этому – во времена Мишкана, который был, когда сыновья Израиля находились в пустыне, что тогда было раскрытие Б-жественности, "что сам садовник приходил в сад" – тогда было "полнота йихуд Вс-вышнего и Шхины", "йихуд Вс-вышнего действительно", и поэтому не было необходимости в йихуд посредством душ праведников во время их hисталкус, и относительно истинного йихуд Вс-вышнего действительно, "невозможно назвать hилуло". И поэтому hисталкус Мойше – это только опускание.

Но hисталкус Рашби, который был во время изгнания (ибо уже было тогда изгнание Рима), поскольку тогда не было совершенства йихуд Вс-вышнего действительно (гинсо дэло ал бо hаhу ганоно), и тогда есть только йихуд который производится посредством душ праведников во время hисталкус, "тогда также этот аспект называется hилуло", как объясняется в Зогар (в Идро), что тогда лицо его сияло, что это есть аспект большого добавления света Свыше посредством подъема общности служения Рашби во время его hисталкус.

Йуд гимел

Но, в соответствии с этим, должен был быть аспект hилуло в день hисталкус всех праведников?

И это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в нескольких местах (и как говорилось также в прошлом году), что для того, чтобы достичь аспект hилуло, требуется соединение двух аспектов: нужно произвести аспект пнимиюс, и, вместе с этим, следует привести это в раскрытии.

И идея в этом – как известно, что для рождения ребенка должно быть притяжение из пнимиюс мойхин (что поэтому "котон эйной мойлид"), и, как говорит Рамбам: "сила тела и его жизнь и свет глаз"; и оттуда должен быть притянут вся структура 248 органов и т.д., душа внутри тела, т.е., что должно быть привлечено в раскрытии.

И это делают только те праведники, служение которых было в соединении этих двух аспектов – что брали "тайны тайн", и приводили это в раскрытие вплоть до материальности этого мира (лемато меасоро тфохим), таким образом, чтобы это имело отношение также к "хуцо".

И поэтому, среди самих праведников, только у йехидей сгуло мы находим язык "hилуло", что тогда нет аспекта поста, но наоборот и т.д.

Йуд далет

И в этом есть действие "зарой бахаим" – "вешинантом левонехо – эйлэ гаталмидим", включая также учеников его учеников, что они "гидулей гидулин".

Когда "зарой бахаим" исполняют его волю, и притягивают практически идеи его учения и служения вплоть до материальности этого мира, до "ниже десяти ладоней в хуцо" – тогда превращают "йом hисталкус" в "йом hилуло".

И посредством этого достигают также аспекта "хаим ад hо-ойлом[14]" (как заканчивает в Идро) – что притягивают из сущности жизни Свыше, "ки имхо мкойр хаим[15]", "ад hоойлом", в этот нижний мир, "ойлом" от языка "hээлем[16]", и достигают, что будет притянут в него второй смысл в "ойлом" – от языка вечности, что этот аспект он только со стороны самого Эйн Соф, что нет в нем изменений, и поэтому там это истинный смысл вечности.

И это достигается посредством притяжения из аспекта пнимиюс, розин дэрозин[17], чтобы это было притянуто вплоть до "хуцо" – что достигают, что также в геэлем и гестер, раскроется – как через то, что он знает сам, и также через то, что приводит это сознанеие во все окружение – аспект вечносит, со стороны Торы и заповедей, которые исполняются в hээлем и гестер, и посредством этого устраняются все сокрытия и утаения, и видят воочию, что "Ани Гавайе лой шониси[18]", и "эйн ойд милвадой[19]".

[Адмур Шлита приказал петь сефардский нигун, и пели нигун "озрейни Ке-йл хай"].

***

Тес Вов

Приказал петь, и сказал маамар Боси легани – отредактирован Адмур Шлита.


[1] Посевы, вырастающие сами по себе

[2] "И река пересохнет и станет сухой." (Йешайа 19, 5; Ийов 14, 11)

[3] "Сад, в который не заходит садовник" (Зогар ч. 2, стр. 166, 2 в конце и далее)

[4] "И надеялся Он получить виноград" (Йешайа 5, 2)

[5] Самосев

[6] "Свет засеян для праведника" (Тегилим 97, 11)

[7] Посеял его Вс-вышний

[8] Симан 27

[9] "Праведник, который умирает, присутствует во всех мирах еще более, чем при жизни" (Зогар ч. 3, стр. 71, 2)

[10] Ростки ростков

[11] До сорока лет не постигает человек глубину мысли своего учителя

[12] Мн. ч. от Йихуд: Единство; единение. Единение высших сфирот (каббала, хасидизм).

[13] "hилуло Рашби" (В конце Идро Зуто (Зогар ч. 3, стр. 197, 2))

[14] "Жизнь навеки." (Тегилим 133, 3)

[15] "Ибо с Тобой источник жизни" (Тегилим 36, 10)

[16] Сокрытие

[17] Тайны тайн

[18] "Ибо Я, Г-сподь, не изменился" (Малахи 3, 6)

[19] "Нет более кроме Него." (Воэсханан 4, 35)

Запись опубликована в рубрике: .