Алеф
В одном из hисваадуйойс[1] Квойд Кдушас Адмур Райац баал hа-hилуло[2], которое происходило также в честь йуд шват, что это было тогда только йорцайт его бабушки, ребецин Ребе Могараша, и также в честь 13 швата, йорцайт его матери - сказал среди прочего:
приводится в Геморо "велик делающий из любви больше, чем делающий из страха[3]" - что это говорится ("делающий из любви") про Авраама овину, как говорит Геморо выше: "сказано "боящийся Б-га[4]" про Иова, и сказано "боящийся Б-га[5]" про Авраама, как "боящийся Б-га", сказанное про Авраама - из любви, так и "боящийся Б-га", сказанное про Иова - из любви. И про самого Авраам - откуда мы учим? - Как сказано "зэра Аврогом ойhави[6]".
И известно то, что объяснил Адмур гоЭмцои на этот посук, когда он был ребенком:
Он обратил внимание на язык посука "зэра Авроом ойhави", т.е., что то, что мы учим, что "'йорей Элоким[7]', что сказано про Авраама - это из любви" - это из посука, в котором говорится не только про самого Авраама, но по поводу "зэра Аврогом[8]" -
В отношении самого Авраама - это не хидуш, что он называется "ойhави[9]" - ведь даже баал-аголо[10], если бы сам Вс-вышний разговаривал бы с ним, служил бы Вс-вышнему из любви;
но, откуда мы знаем, что вся идея и качества души Авраама, как он сам по себе, это идея служения Вс-вышнему из любви - доказательство на это из "зэра Аврогом ойhави":
Когда видят его детей и внуков, что также они стоят на ступени "ойhави", - это доказывает, что у Авраама идея любви коренилась в глубине настолько, что поэтому также его дети и внуки несколько поколений после этого стали "зэра Аврогом ойhави" (т.е., что "ойhави" говорит также про "зэра Аврогом").
Бейс
И вот, говорилось несколько раз, что рассказы наших несиим - это указание к действию.
Эта история, которую рассказал Ребе перед hилуло йуд шват, имеет отношение также к нему:
В чем выражаются и видны внутренние свойства души? - Когда видят, что это продолжается у его детей и внуков: его сыновей - как сказано "вешинантом левонехо[11] - это ученики", и (из этого понятно что) "его внуки" - это ученики его учеников,
И как известно, то, что рассказал Квойд Кдушас мойри вехами Адмур баал hа-hилуло, что Алтер Ребе, баал а-Тания, называл своего учителя - Межеричского Магида - "фотэр[12]", а Баал Шем Това - "зэйдэ[13]", поскольку Алтер Ребе был учеником Магида, и учеником ученика Баал Шем Това.
Гимел
И сначала - учение Баал Шем Това, в объяснении диюк[14] языка Мишны в трактате Авот - "перед кем ты будешь давать дин вехешбон[15]" - ведь на первый взгляд должно быть противоположный порядок, ибо сначала делают счет, а после этого постановляют суд, и почему говорится здесь "дин (и после этого) хешбон",
И объясняет Баал Шем Тов в соответствии с словами Мишны, "венифроин мин hоодом мидаатой вешелой мидаатой[16]" - что "наказывают человека с его согласия", но это таким образом, что человек не знает об этом - "шелой мидаатой":
Для того, чтобы это был справедливый суд - говорит Баал Шем Тов, - приводят душу, о которой идет суд, и рассказывают ей по поводу поведения кого-то (что это подобно поведению, о котором судят эту душу), и после того, как душа постановляет, что приговор такого то должен быть так и так, тогда делают с ней "хешбон", что в глубинном смысле, она сделала то же самое, что и такой-то, о котором она постановила его приговор.
И это есть "нифроин мин hоодом мидаатой вешелой мидаатой": "мидаатой" - поскольку он сам постановил приговор суда, и "шелой мидаатой" - поскольку он не знал, что таким образом он постановил также в отношении себя самого.
И в соответствии с этим понятно также порядок в словах мишны, - "дин вехешбон", - что сначала это "дин", что он постановляет в отношении другого, и после этого это хешбон - что это решение относится также к нему самому.
И если это так в мере противоположной добру - то тем более и тем более, что это так в отношении награды и доброй меры.
Далет
И в отношении нашего вопроса:
Поскольку носи, баал hилуло, рассказал от имени Мителер Ребе, что каким образом мы знаем, что вся идея Авраама - это идея любви, и что даже мера страха, что это мера, противоположная любви, была также из любви, это выражается в том, что видят, что также "потомство Авраама" находятся в движении "ойhави" -
То также это и в отношении его самого - что для того, чтобы привести к раскрытию пнимиюс[17] тех вещей, ради которых отдавал свою душу баал hа-hилуло всем своим существом - это зависит от положения и состояния его учеников и учеников его учеников
И когда видят, что поведение его учеников и учеников его учеников - в линии любви,
любовь к Вс-вышнему, "Веоhавто эс Гашем Элойкехо[18]"; и поскольку "оhавти эсхем омар Гашем[19]", то притягивается из этого аспект аhавас Исроэл; и само собой, он хочет дать им истинное благо, "тойв лашомаим ветойв лабрийойс[20]", что это есть Тора, как сказали РаЗаЛ, эйн тойв эло Тойро[21], как сказано ки леках тойв носати лохем, Тойроси[22]...", так, что это притягивается также в аhавас аТойро -
И посредством этого раскрывается аспект любви, который был у него в его пнимиюс[23] и ацмиюс[24] - все три любви, который одно целое: любовь к Вс-вышнему, любовь к Торе и любовь к ближнему, что поэтому это продолжилось также у его учеников и учеников его учеников.
И посредством этого они и их те, на которых они имеют влияние, становятся мекушорим[25] с баал hа-hилуло, и как говорилось один раз, что поскольку "зарой бахаим[26]", то "аф hу бахаим[27]",
И все это приближает все аспекты, связанные с баал hилуло - чтобы они были притянуты посредством канала любви и из любви, и были притянуты в раскрытии ниже десяти ладоней, в боней хайей умзойней рвихей[28].
[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь новый нигун - "Шамиль" - и после этого - "уфорацто"].
***
Гей
Вышесказанное связано - бегашгохо протис[29] - также с маамаром йорцайта - "боси легани":
В этом маамаре приводятся слова Мидраша "кол hашвиин хавивин[30]", что это сказано про Мойше рабейну, поскольку он был седьмым от Авраама овину, который был первым.
И в соответствии с тем, что говорилось выше, что идея и служение "Авроhом ойhави" выражается в том, что это не только в отношении его самого, но это продолжается в полной мере также у потомства Авраама, даже спустя несколько поколений – это подчеркивается также у Мойше рабейну, седьмое поколение после Авраама, как говорит Геморо – "Мойше рабейну – ойhейв Исроэл hойо[31]".
Это и еще:
Между Авраамом и Мойше были еще пять поколений, и поэтому, было также поведение (управление) "пахад Ицхок[32]", и все остальные ступени, как это перечисляется в книгах по каббале и хасидизму, и как понятно также по простому смыслу, поведение, которое было в в тех поколениях.
Однако, все эти аспекты приходят со стороны аhаво, подобно тому, как гооврится в вышеупомянутой Геморо – "'боящийся Б-га', сказанное про Авраама – из любви".
Вов
И необходимо сказать так также со стороны другой идеи:
Приводится в каббале в нескольких местах, что качество хесед[33] (и также аhаво, что это есть внутреннее содержание хесед – пнимиюс хесед), оно в аспекте "йоймо дэазил им кулhу йоймин[34]".
И объяснение в этом – что несмотря на то, каким образом будет hанhого[35] Свыше, - сам факт, что есть у нижнего отношение (шайхус) с Высшему (каким бы ни было это отношние) – это только со стороны любви.
И это кол шекейн и каль вехоймер[36]:
Даже когда идет речь о людях, противоположных друг другу, один – самый низкий человек, не имеющий отношения к постижению и разуму, а второй – самый большой мудрец, что вся его жизнь – это только постижение мудрости – то они удалены друг от друга настолько, что простой человек, не способный к постижению мудрости, не имеет совершенно "тфисас моком[37]" для мудреца, и считается совершенно как доймем[38].
И все это – несмотря на то, что речь идет о людях, что оба они – творения, и оба они относятся к виду медабейр, и есть еще несколько и несколько моментов, в которых они равны, и тем не менее, поскольку один из них поднялся на более высокий уровень, а второй – опустился ниже и ниже, - то нет связи и отношения между ними.
И из этого понятно насколько велико отдаление Творца от творения – несколько раз так, и вплоть до эйн орох[39].
И поэтому, само то, что может быть аспект творения, и все аспекты, которые творения получает от Творца – это только со стороны меры хесед и аhаво Свыше, ибо тэва hатойв леhейтив[40]; и со стороны этого может быть после этого hанhого "кулhу йоймин[41]": иногда со стороны линии милости - хесед, и иногда со стороны противоположной линии, и иногда со стороны средней линии, рахамим – милосердие; но источник для всего этого, который "идет со всеми днями" – это идея аhаво.
И подобно этому в отношении поведения человека:
Со стороны творения, как оно само по себе – "аир пэре одом йиволейд[42]", и само собой, весь мир вне его совершенно "ничего не значит[43]" для него; есть только то, что он хочет и понимает, и да будет так, а существование другого для него ничего не значит, ни в отношении линии хесед, и ни в отношении противоположной линии, и максимум – он использует его как пользуются доймем[44], цоймеах[45], хай[46].
И следовательно, само то, что он начинает задумываться о существовании другого человека, и вплоть до того, что пробуждается в каком-то движении относительно другого (со стороны свойств его души) – это уже аспект хесед и аhаво.
Однако, поскольку есть аспект свободы выбора между двумя путями, как сказано: "Рээй носати лефонехо hайойм эс hахаим веэс hатойв[47]…" (и также противоположность), то может быть что со стороны любви будет у него противоположное движение, и т.е., не как у Авраама, что также страх был со стороны любви, но что становится у него аспект, который противодействует и воюет и разрушает аспект любви.
И так или иначе, для того, чтобы было какое-либо отношение к другому, начало в этом – со стороны любви, что поэтому это "день, идущий со всеми днями".
Заин
И отсюда понятно, что когда выбирают путь добра и путь истины, - дерех hоэмес вейошор, что это есть путь Торы, которая называется "Тойрас Хаим" – "Тора жизни" (жизни также в этом материальном мире) – то несмотря на то, что Тора заключает в себе все аспекты, как сказано "хоцво амудеhо шив'о[48]", что это есть семь мидойс – качеств характера, которые есть у человека, - должны быть все аспекты со стороны аhаво, и т.е., как бы ни был способ hанhого к другому, это должно быть из истинной любви к другому человеку.
И т.е., подобно тому, как у Авраама был страх также со стороны любви (как говорилось выше), так это и у "зэра Авроhом", что также, когда hанhого практически она другим способом, и в особенности, когда находятся во время изгнания, что тогда должна быть иногда hанhого, которая не в линии хесед в раскрытии – это должно приходить только и исключительно со стороны любви, не со стороны противоположного этому аспекта.
И это есть указание для каждого и каждого из сынов Авраама,
Что в это включаются все сыны Израиля, и даже гейрим[49], ибо, хотя есть мнение, что гер не может сказать "лаавойсейну[50]", тем не менее, называется также он "сыном Авраама", поскольку Авраам был "тхило лагейрим[51]" (и это есть хидуш Авраама относительно Ицхака и Яакова),
И следует отметить, что это имеет отношение к служению сынов Израиля во время изгнания, как сказали Разал "не изгнал Вс-вышний Израиль между народов, но только, чтобы добавились на них гейрим[52]" –
Что их поведение должно быть в линии любви, что это есть линия Авраама овину, и это воздействует также на "потомство Авраама", что в них есть аспект "ойhави", и вплоть до того, что даже когда нужно использовать линию "йерей Элойким ато[53]", это тоже должно прийти со стороны любви.
Хес
И практически:
Все время, что человек не уверен в себе в аспекте любви – пусть он остерегается от противоположного движения, ибо возможно, что есть в этом личные соображения, которые не со стороны любви.
И это есть также то, что сказал Алтер Ребе в Тании, гл. 32 – "сердце[54]" Тании – "И если нет – он не потерял[55]":
Когда поведение в движении, которое не со стороны любви – то если он преуспеет и сделает в соответствии с кавоно[56] – хорошо, а если нет – есть здесь аспект ущерба;
Но когда поведение в движении любви – без расчетов – то, если смог вернуть его к добру – это несомненно благо, и даже если это задерживается, "веhейн лой" – то даже в это время "лой hифсид" (как подробно объясняется в Тании в деталях)[57].
И в этом в особенности прилагал усилия баал hилуло – чтобы укоренить идею любви к ближнему в сердце каждого, таким образом, что даже когда нужно иногда использовать противоположное движение, знали, что также это движение должно прийти со стороны любви именно, и само собой, когда приходит время реализовать это в действии, то в аспекте аhаво и хесед и рахамим – нечего остерегаться просчитывать до самой последней степени, ибо, "если нет – он не потерял"; но в отношении противоположного движения - нужно остерегаться и просчитывать, пока у него не будет окончательного доказательства для себя самого, что он должен использовать это движение временно, и во время действия он помнит для себя самого – и таким образом, что это видно также другому – что само это движение – оно из любви[58].
Тес
И вот, поскольку мена Вс-вышнего это "мера за меру", но несколько раз так,
- и как упоминалось выше, объяснение Алтер Ребе от имени Магида на посук "дмус кемарэй одом олов милмаало[59]", что "как человек показывает снизу, так показывают ему Свыше" –
И, когда поведение человека со своим окружением оно в движении любви, и даже когда нужно использовать аспект страха, то это со стороны любви, что поэтому это только когда не остается выбора, когда уже нет другой возможности – тогда воздействует также на "дмус кемарэй одом олов милмаало", что способ управления Свыше, как ведут себя с ним, и его семьей, будет только со стороны любви, и не будет совершенно управление в противоположной линии.
И как известно, что также Свыше могут воздействовать на сынов Израиля посредством управления из милости и любви больше, чем посредством управления в противоположной линии,
А необходимость использовать управление в противоположной линии – это только ради "рохац Гавайе цойас бной Цийон[60]" (как объясняется в Игерес а-Койдеш[61]),
И в самом этом – можно добиться, чтобы заменили это духовными аспектами, и только таким образом, что "один из вас уходит в Барбарию", и посредством этого он выводит клолус Исроэл[62],
И как в аспекте, что "hу мехулол мипшоейну[63]"… в отношении всех аспектов йисурим[64] и т.д., которые были у баал гилуло, что посредством этого он вывел всех, имеющих отношение и связанных с ним, и посредством этого также клолус Исроэл,
И всех этих аспектов уже было более чем достаточно, и сейчас должно прийти время, чтобы было управление любви, и раскрытой любви, в явном и раскрытом благе.
И посредством этого приведут в ближайшем будущем действительно геуло, что тогда будет управление "как Я пишусь, так Я читаюсь", и т.е., что имя Гавайе, мера милосердия, будет не только "писаться", но также "читаться", т.е., что также произнесение, что это есть идея раскрытия, будет в имени Гавайе, что это есть идея раскрытия милосердия и милости, в явном и раскрытом благе.
[Адмур Шлита приказал петь нигун Алтер Ребе (овину малкейну), и после этого приказал петь нигун Мителер Ребе].
[1] Мн. число от "hисваадус" – хасидский праздник
[2] Подъем; уход
[6] "Семя Авраама, возлюбившего Меня" (Йешайа 41, 8)
[7] "(Ибо теперь знаю, что) боишься Б-га ты" (Вайейро 22, 12)
[8] потомство Авраама
[9] "(Семя Авраама,) возлюбившего (Меня)" (Йешайа 41, 8)
[10] Извозчик
[11] "И внушай их сынам твоим" (Воэсханан 6, 7)
[12] отец
[13] дед
[14] уточнение
[15] "Перед кем ты будешь давать суд и отчет (счет)" (Пиркей Авот гл. 3)
[16] "И наказывают человека с его согласия и без его согласия" (Пиркей Авот гл. 3, Мишна 16)
[17] Внутреннее, глубинное содержание
[18] "И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим." (Воэсханан 6, 5)
[19] "Я возлюбил вас, сказал Г-сподь" (Малахи 1, 2)
[20] "Благо для Небес и благо для творений" (Кидушин 40, 1)
[21] "Нет блага, кроме Торы" (Пиркей Авот гл. 6, Мишна 3)
[22] "Ибо доброе учение Я дал вам. Тору Мою" (Мишлей 4, 2)
[23] Внутреннее, глубинное содержание
[24] Сущностность
[25] Мн. ч. от "мекушор" - "привязанный", "связанный"
[26] Потомство его живо
[27] Также он жив
[28] Дети, здоровье и пропитание в изобилии
[29] Частное Провидение
[30] Все седьмые - любимы
[31] "Мойше, учитель наш - любящим Израиль был" (Менахот 65, 1)
[32] "Страх Ицхака" (Вайейцей 31, 42)
[33] Милосердие. Сфира "хесед"
[34] ""День, идущий со всеми днями" (сфирас хесед)" (см Зогар ч. 3, стр. 103, 1; Зогар ч. 3, стр. 191, 2; ссылки в Ликутей Сихойс ч. 5 стр. 174 на полях страницы)
[35] Поведение; управление
[36] Тем более
[37] Букв. "занимает место", т.е: имеет какую-то значимость
[38] Неживая природа
[39] "Несравнимо", несоизмеримо, несоотносимо
[40] "Природа доброго делать добро" (см. ссылки в Ликутей Сихойс ч. 24 стр. 334 в сноске (нач. слова - мисифрей гахохмо нисторо))
[41] "Все дни" – все семь сфирот, соответствующих эмоциям – хесед, гвуро и т.д. (прим. переводчика)
[42] "Но (подобным) дикому ослу рождается человек." (Ийов 11, 12)
[43] В оригинале – "לא תופס מקום" (прим. переводчика)
[44] Неживая природа
[45] Растительный мир
[46] Живой; живая природа
[47] "Смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро..." (Ницовим 30, 15)
[48] "(Премудрость) построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Мишлей 9, 1)
[49] Мн. ч. от гер: Пришелец. Прозелит
[50] Отцам нашим.
[51] "Начало для гейрим" (Хагига 3, 1 И см. ответ Рамбама - напечатано в Рамбам, издание Шлезингера (НЙ 1947) в дополнениях к 1-ой части, конец . 19. Ответы Рамбама (Иерусалим
1970), т. 2 симан 293)
[53] "Боящийся Б-га ты" (Вайейро 22, 12)
[54] "ламед-бейс" (буквенное выражение числа 32) – "лейв" – сердце. 32 глава говорит о заповеди аhавас Исроэл – любви к ближнему, и она называется "лейв шел Тания" – "сердце Тании" (прим. переводчика)
[55] награду за исполнение заповеди любви к ближнему (Тания, гл. 32)
[56] Намерение; цель
[57] См. также "марей мкоймос, hагоhойс веhаоройс кцоройс" к Тании там (стр. 199) в "Ликутей пирушим"
[58] См. также беседу йуд шват 5716 г. в начале (Тойрас Менахем ч. 16, стр. 40 и далее)
[59] "Образ, подобный человеку, на нем сверху" (Йехезкель 1, 26)
[60] "Омоет Вс-вышний скверну с дочерей Цийона" (Йешайа 4, 4)
[62] Общность народа Израиля
[63] "И он изранен преступлениями нашими" (Йешайа 53, 5)
[64] Испытания