Беседа второго дня главы Бешалах, Йуд шват 5716 г.
Тойрас Менахем ч. 16 стр. 40
Алеф
В пророчестве, в котором пророк видел менору, которая была в Мишкане и Микдаше, сказано[2] «Роиси веhиней менойрас зоhов куло[3]«, что это указывает на кнесес Исроэл[4], т.е. что все сыновья Израиля вместе – это «менойрас зоhов куло».
В меноре было семь свечей. И подобно этому есть у сынов Израиля различные пути, как объясняется подробно в хасидизме: есть такие, что их путь – это линия хесед[5], есть такие, что их путь – это линия гвуро[6], и т.д., и так есть семь путей, и это семь свечей светильника.
Общее, что их всех объединяет – что все они – свечи. Все они светят в Храме, но из Храма свет распространяется по всему миру – что поэтому окна в Храме были шкуфим атумим[7], не так, как во всех домах, что окна делаются, чтобы свет входил снаружи в дом, но наоборот, что из Храма свет выходил для всего мира, что это есть намерение в существовании Храма.
Кто дал этот свет? – Свечи, что это – души Израиля.
Несмотря на то, что есть различные типы в сынах Израиля, и каждый еврей должен служить Вс-вышнему своими способностями, ибо «я не создан, но только чтобы служить своему Создателю», он, и способности, которые у него есть, созданы, для того, чтобы служить Вс-вышнему этими способностями, но общее, что их объединяет – это то, что все они – свечи, они светят.
Различие выражается только в подходе к работе. У одних служение в линии хесед, в соответствии с их способностями и чувствами, а у других служение в линии гвуро, в аспектах устрожений и в одежде диним[8], в соответствии с их чувствами. Но это только, что их путь – в линии строгости, но цель служения одинакова – светить.
Несмотря на то, что цель всюду одна, тем не менее, есть различие, если путь к этому – это в линии строгости, или путь лежит изначально в линии милосердия, что тогда не требуется искать, но видят сразу цель этой вещи – поскольку также в раскрытии это путь «веоhавто лереахо комойхо[9]«.
Бейс
И это был путь Аарона, который зажигал менору. Аарон был «ойhейв эс hабриойос умекорвон леТойро[10]«, даже «брийойс[11]«, т.е., такие, у кого нет никакого другого достоинства, единственное их достоинство – что Вс-вышний сотворил их (по объяснению Алтер Ребе[12]), также в них привлекал Аарон любовь.
Это было не только его целью, но также и путем к этой цели. Т.е., что также в раскрытии его путь был – любить творения Вс-вышнего, и посредством этого – «приближать их к Торе», сделать из них евреев Торы.
И это также был путь пастырей Израиля, рабеим, несиим, вплоть до Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур включительно, что их работа была – зажигать свечи.
У каждого и каждого из Израиля есть «нейр Гавайе нишмас одом[13]«, но есть такие, которые ждут, чтобы зажгли ее у них. И это есть работа глав народа Израиля – зажечь «нейр Гавайе нишмас одом», которая есть в каждом и каждом из Израиля, и есть в этом семь типов.
Способ, который был у руководителей Хабада в общем, и у Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур баал hилуло – в частности, это – чтобы любовь была в раскрытии; не только целью был свет, но также путь к этой цели был способом света. Путями приближения и путями приятности он зажигал «свечу Вс-вышнего – душу человека» во всех типах сынов Израиля.
Гимел[14]
Все что происходит – происходит по hашгохо протис[15].
И поэтому мы видим, что в днях hилуло праведников есть два типа: есть hилуло, которые установлены, что справляют их в напряжении и горечи, и есть hилуло, которые справляют в радости.
И это соответствует способу служения праведников[16].
Далет
Гилуло Ребе, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, установлена по гашгохо протис соответственно способу его служения: ацвус – не имеет отношения совершенно, но речь идет также об отрицании мрирус – горечи. Способ, которым установлен hилуло Ребе – в радости.
И подобно этому также в отношении его «оhель»:
Те, кто посещали «оhели» праведников, знают, что есть оhели, которые воздействуют в линии горечи и внутреннего сжатия, и есть огели, которые воздействуют в линии радости и подъема. «Оhель» Ребе – относится к второму типу. Сразу, как только приходят на оhель – еще перед тем, как задумываются – это приводит к подъему и возвышению духа, что это относится к радости.
И причина этого – поскольку его служение, которое он служил все дни его жизни, было также таким способом, приближать и поднимать всех сынов Израиля, даже «брийейс», путем приближения и приязни, с намерением достичь «мекорвон леТойро», чтобы добиться у них «лахазойс бенойам Гашем[17]«, и раскрыть их долю в Торе и их долю в заповедях.
Гей
День hилуло – это день подъема для души, и само собой, это также подъем для тех, кто идут по его путям, подъем в макиф[18] по крайней мере.
И этот подъем он также путем приближения и радости, радость, которая ломает преграды – все преграды извне, и тем более – преграды, которые внутри.
Чтобы быть «маалин бакойдеш[19]«, как в вещах, которые между человеком и Вс-вышним, и также в вещах, которые между человеком и его товарищем.
И посредством самого этого доставляют дополнительный нахас руах[20] душе баал hилуло, и само собой, достигают посредством этого hисойрерус[21] у баал hилуло, который продолжает свое служение в Небесах, и пробуждает рахамим рабим[22] на тех, кто мекушорим[23] и шайохим[24] к нему, и посредством них на весь Израиль, чтобы дать изобилие блага в материальности и в духовности, не только в добре и милосердии, но также из радости.
[Квойд кдушас Адмур Шлита начал петь веселый нигун].
***
[1] Эта беседа была отредактирована Любавичским Ребе на иврите, и напечатана в Битаон Хабад ч. 13 в начале.
[2] Эта беседа была отредактирована Любавичским Ребе (на идиш), и напечатана в Ликутей Сихойс ч. 2 стр. 314 и далее (до конца п. 2 – на гл. Бегаалойсхо), там же, стр. 503 и далее
[3] «Видел я – вот светильник весь из золота» (Захария 4, 2)
[4] Собрание душ Израиля. Общность еврейского народа
[5] Милосердие. Сфира «хесед»
[6] Строгость. Сфира «гвура»
[7] «Прозрачные, закрытые.» (Млахим Алеф 6, 4. И см Менахот 86, 2, и в Раши, начинающемся словами «Шкуфим» Вайикра Раба 31, 7. Мидраш Танхума Тецаве 6 Мидраш Танхума Бегаалойсхо 2)
[8] Мн. ч. от «дин»: «Суд»
[9] «Люби ближнего своего как самого себя» (Кдойшим 19, 18)
[10] «Любящий людей и приближающий их к Торе» (Пиркей Авот гл. 1, Мишна 12 и комментаторы там)
[11] Творения
[13] «Свеча Вс-вышнего — душа человека» (Мишлей 20, 27)
[14] Ликутей Сихойс т. 2 стр. 503 (до конца п. 5)
[15] Частное Провидение
[16] См. также беседу Йуд шват прошлого года в начале (Тойрас Менахем ч. 13, стр. 217 и далее)
[17] «Созерцать прелесть Б-га» (Тегилим 27, 4) (перевод Б. Хаскелевича)
[18] Окружающий свет
[19] «Поднимаются в Святости» (Брахот 28, 1)
[20] Удовольствие; букв. «успокоение духа»
[21] Пробуждение
[22] Великое милосердие
[23] Мн. ч. от «мекушор» — «привязанный», «связанный»
[24] Мн. ч. от «шайох» — имеющий отношение