Тойрас Менахем т. 17 стр. 153
Тес вов
После "Эрец хито усеойро[1]", которые указывают на два способа hисбойненус[2] Б-жественной души и животной души (как это действует также у женщины, как говорилось выше п. 12), для того, чтобы этот hисбойненус подействовал, чтобы было "тишмеун ушмартем ваасисем[3]", - должен быть также "гефен[4]" (как продолжение писания), "нихнас йаин йоцо сойд[5]", что это есть аспект пнимиюс[6] Торы.
И идея в этом:
"гефен" - есть внутри него вино, но есть кожура, которая скрывает вино, которое внутри, и для того, чтобы раскрыть вино, которое внутри, нужно сначала убрать скрывающую оболочку. И подобно этому в духовности: после того, как он занимается работой "хито" и "сеойро", два способа hисбойненус, о которых говорилось выше, что со стороны этого становится внутри его сердца аспект вина, "радующего Вс-вышнего и людей", но со стороны того, что он находится в мире, от языка hеэлем, возможно, что "вино", которое внутри, не будет действовать, и необходимо снять "кожуру", т.е., сокрытие мира.
И еще:
также после того, как снимают оболочку снаружи. но для того, чтобы было "вино", необходимо выжать и раздавить мясо винограда. И смысл этого в духовности - "руах нишборо лейв нишбор венидке[7]", что посредством этого "йоцо сойд".
Т.е.: несмотря на то, что он изучает Тору и исполняет заповеди, и знает о себе, что он никогда не грешил в своей жизни, что поэтому он праведник в собственных глазах, само собой он делает хешбон[8], что Вс-вышний не сможет заплатить ему счет ("рассчитаться с инм"), даже если отдаст ему "кол халлей алмо", поскольку это недостаточная награда за его работу -
- и возможно, что это действительно так, что за Тору и заповеди, которые он исполняет, "кол халлей алмо" недостаточно для него", но тем не менее, когда он задумается, что его задача - раскрыть Б-жественность в мире, а Б-жественность несравнимо выше, чем все его существование, то он поймет, что все время, пока он остается в своем мциюс[9], он не кли [10]для того чтобы привлечь Б-жественность в свою душу.,
- ибо несмотря на его положение и состояние, что он никогда не грешил, и служит свое служение подобно цельному праведнику, но это все еще - его мциюс, и это не кли для Элойкус [11]-
И посредством такого hисбойненус[12], будут у него лейв нишбор венидке, ибо - вместе с тем, что все халлей олмо недостаточно для него, но в чем польза во всем этом, если нет у него отношения к Б-жественности?!...
И когда делается у него "лейв нишбор венидке". - тогда это как пример виноградника, что когда выжимают и давят его "мясо", тогда раскрывается "вино", и подобно этому в духовности, что прсдетсовм "лейв нишбор венидке", раскрывается "йаин", который "радует Вс-вышнего и людей",
и т.е., что будет привлечено и раскрыто Б-жественное в его душе и в мире, что это есть смысл "месамеах Элойким воаношим[13]", - что становится симхо[14] в имени Элойким - гиматрия[15] hатева[16], посредством того, что притягивается и светит в нем имя Гавайе[17] (Свыше), которое выше чем hишталшелус, и само собой становится также поведение внизу ("аношим[18]") способом бли гвул[19], как говорилось в маамаре в идее "ойсин рцойной шел мокойм[20]", - "веомду зорим вероу цойнхем[21]".
[Пели нигун "миМицраим геалтону[22]", и после этого сказал Адмур Шлита: если пока что - в несколько минут - которые остались все еще до "миМицраим геалтону," нужно чем подкрепиться, пока доедем до харчанки... и начал петь нигун "не журите хлопцы"].
Тес заин
(т. 17 стр. 155)
Первый "рабанут" моего отца (баал hилуло) был в городе Екатеринославе, который был одним из самых больших городов всего региона.
На этот рабанут было большое противодействие - по-видимому, это было со стороны hааломойс[23] и hестейрим[24] со стороны других аспектов, в материальности, и были также несколько "мсиройс[25]".
Однажды пришел чиновник к моему отцу, и передал ему приказ, который был получен из Петербурга, что в течение 24 часов он должен покинуть город.
Для того, чтобы выяснить у чиновника причину такого приказа - дали ему немного водки... И "нихнас йаин йоцо сойд", по простому смыслу, и тогда выяснилось, что был донос на моего отца, что он является причиной беспорядка в города: еврейский раввин, вместо того, чтобы быть примером, чтобы также другие учились от него, - он "шикор", и рвет одежду с людей....
Когда начали выяснять что это может значить, выяснилось, что имелось в виду происшествие, которое имело место на hисваадус 19 кислев:
19 кислева был фарбренген в течение всей ночи, и как было принято у хсидим, когда был фарбренген в течение всей ночи, что к утру снимали верхнюю одежду (сюртук), и выходили в танце без верхней одежды.
Также в этот йуд тес кислев мой отец сидел на фарбренгене вместе с хсидим в течение всей ночи, и были в веселом настроении, и в течение фарбренгена сняли верхнюю одежду, и мой отец "помог" одному из присутствующих снять сюртук, взял немного машке, и вышли танцевать.
И как это было воспринято у "ойломише", что мой отец был тогда пьян... ведь, если бы он был трезв, не пошел бы вдруг танцевать, ибо, раввин, великий в Торе, должен быть осторожен в уважении к Торе, и должен следить за тем, чтобы баалей батим уважали Тору, которая находится внутри него,
- (Ребе рассказал со смехом):
Когда мой тесть находился в Ленинграде, был хасидский фарбренген в симхас Тойро или в йуд тес кислев, на котором присутствовал один из раввинов, "а ойломишер". В середине фарбренгена вдруг ему захотелось сказать пилпул в нигле. И понятно? что это было не подходящее для этого время. И присутствующие решили (Ребе упомянул, что Биньомин Алтгойз был там), приказать ему лечь (лейгн зих) на стол... И так сделал - ибо сказали Хазал "хаврох карьох хамро, ухфо легабох муш" (возьми седло осла, и положи себе на спину, т.е., соглашайся с ними), и само собой, когда евреи говорят, что надо лечь на стол, нужно так поступить.... И, когда он лег на стол, стали бить его плеткой один, и два, и три, и четыре, по числу букв имени Гавайе... - есть мнение, что число малкойс в канун Йом Кипур связано с именем Гавае. - В начале он молчал, и не говорил им ничего, поскольку не хотел, чтобы евреи нарушили "лифней ивейр лой ситейн михшойл[26]", но после этого он уже не мог сдерживаться, и сказал: неуважение с себе - я готов простить, но я не могу простить неуважение к Торе, ибо вы взяли "шкаф полный книг", и бьете его!... И, поскольку мой отец снял сюртук, и вышел танцевать, это ясное доказательство, что он был пьян...
И тогда объяснили чиновнику, в чем дело, и устранилась гзейро.
Йуд заин
О чем идет речь? - что не нужно слишком волноваться.
Есть такие, которые все делают беhагболо[27], поскольку они боятся, что скажут про них: вот, раввин, религиозный еврей, хасид Любавич, и т.д.
Но в действительности, подобное поведение не приведет к уважению. Наоборот - когда их поведение будет без hагболос, именно тогда у них будет уважение также со стороны не-евреев. Ибо, когда он стесняется другого, тот, тот, кто стоит рядом с ним, думает: сегодня, он обманывает Вс-вышнего, потому что он боится меня, а завтра - он обманет также "купца", чтобы понравиться другому купцу... И само собой понятно также человеческим разумом, что единственный способ найти уважение людей, это что когда он считает что истина - так и так, тогда он поступает так открыто на глазах у всех, без ограничений.
И в особенности, в соответствии с тем, что объяснялось в маамаре, что когда служение Вс-вышнему происходит "бехол меойдехо[28]", бли гвул, тогда поведение с ним таким образом, что "веомду зорим вероу цойнхем".
[2] hисбойненус - Сосредоточенное размышление
[3] "Будете слушать... и соблюдать и исполнять их" (Экев 7, 12)
[5] вошло вино, вышла тайна
[7] "Дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное," (Тегилим 51, 19)
[10] Сосуд
[12] hисбойненус - Сосредоточенное размышление
[13] "Радующее Вс-вышнего и людей" (Шойфтим 9, 13)
[15] числовое значение
[16] природа
[18] люди
[20] исполняют волю Вс-вышнего
[21] "И встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших" (Йешайа 61, 5)
[22] "из Египта Ты избавил нас"
[23] сокрытия
[24] утаивания (Б-жественного света)
[25] доносы
[26] "И перед слепым не клади преткновения" (Кдойшим 19, 14)
[27] ограниченно
[28] "Всем достоянием твоим" (Воэсханан 6, 5)