Суббота гл. Экев 20 Менахем Ов, 5716
Тойрас Менахем т. 17 стр. 153
Тес вов
После «Эрец хито усеойро[1]«, которые указывают на два способа hисбойненус[2] Б-жественной души и животной души (как это действует также у женщины, как говорилось выше п. 12), для того, чтобы этот hисбойненус подействовал, чтобы было «тишмеун ушмартем ваасисем[3]«, — должен быть также «гефен[4]» (как продолжение писания), «нихнас йаин йоцо сойд[5]«, что это есть аспект пнимиюс[6] Торы.
И идея в этом:
«гефен» — есть внутри него вино, но есть кожура, которая скрывает вино, которое внутри, и для того, чтобы раскрыть вино, которое внутри, нужно сначала убрать скрывающую оболочку. И подобно этому в духовности: после того, как он занимается работой «хито» и «сеойро», два способа hисбойненус, о которых говорилось выше, что со стороны этого становится внутри его сердца аспект вина, «радующего Вс-вышнего и людей», но со стороны того, что он находится в мире, от языка hеэлем, возможно, что «вино», которое внутри, не будет действовать, и необходимо снять «кожуру», т.е., сокрытие мира.
И еще:
также после того, как снимают оболочку снаружи. но для того, чтобы было «вино», необходимо выжать и раздавить мясо винограда. И смысл этого в духовности — «руах нишборо лейв нишбор венидке[7]«, что посредством этого «йоцо сойд».
Т.е.: несмотря на то, что он изучает Тору и исполняет заповеди, и знает о себе, что он никогда не грешил в своей жизни, что поэтому он праведник в собственных глазах, само собой он делает хешбон[8], что Вс-вышний не сможет заплатить ему счет («рассчитаться с инм»), даже если отдаст ему «кол халлей алмо», поскольку это недостаточная награда за его работу —
— и возможно, что это действительно так, что за Тору и заповеди, которые он исполняет, «кол халлей алмо» недостаточно для него», но тем не менее, когда он задумается, что его задача — раскрыть Б-жественность в мире, а Б-жественность несравнимо выше, чем все его существование, то он поймет, что все время, пока он остается в своем мциюс[9], он не кли [10]для того чтобы привлечь Б-жественность в свою душу.,
— ибо несмотря на его положение и состояние, что он никогда не грешил, и служит свое служение подобно цельному праведнику, но это все еще — его мциюс, и это не кли для Элойкус [11]—
И посредством такого hисбойненус[12], будут у него лейв нишбор венидке, ибо — вместе с тем, что все халлей олмо недостаточно для него, но в чем польза во всем этом, если нет у него отношения к Б-жественности?!…
И когда делается у него «лейв нишбор венидке». — тогда это как пример виноградника, что когда выжимают и давят его «мясо», тогда раскрывается «вино», и подобно этому в духовности, что прсдетсовм «лейв нишбор венидке», раскрывается «йаин», который «радует Вс-вышнего и людей»,
и т.е., что будет привлечено и раскрыто Б-жественное в его душе и в мире, что это есть смысл «месамеах Элойким воаношим[13]«, — что становится симхо[14] в имени Элойким — гиматрия[15] hатева[16], посредством того, что притягивается и светит в нем имя Гавайе[17] (Свыше), которое выше чем hишталшелус, и само собой становится также поведение внизу («аношим[18]«) способом бли гвул[19], как говорилось в маамаре в идее «ойсин рцойной шел мокойм[20]«, — «веомду зорим вероу цойнхем[21]«.
[Пели нигун «миМицраим геалтону[22]«, и после этого сказал Адмур Шлита: если пока что — в несколько минут — которые остались все еще до «миМицраим геалтону,» нужно чем подкрепиться, пока доедем до харчанки… и начал петь нигун «не журите хлопцы»].
Тес заин
(т. 17 стр. 155)
Первый «рабанут» моего отца (баал hилуло) был в городе Екатеринославе, который был одним из самых больших городов всего региона.
На этот рабанут было большое противодействие — по-видимому, это было со стороны hааломойс[23] и hестейрим[24] со стороны других аспектов, в материальности, и были также несколько «мсиройс[25]«.
Однажды пришел чиновник к моему отцу, и передал ему приказ, который был получен из Петербурга, что в течение 24 часов он должен покинуть город.
Для того, чтобы выяснить у чиновника причину такого приказа — дали ему немного водки… И «нихнас йаин йоцо сойд», по простому смыслу, и тогда выяснилось, что был донос на моего отца, что он является причиной беспорядка в города: еврейский раввин, вместо того, чтобы быть примером, чтобы также другие учились от него, — он «шикор», и рвет одежду с людей….
Когда начали выяснять что это может значить, выяснилось, что имелось в виду происшествие, которое имело место на hисваадус 19 кислев:
19 кислева был фарбренген в течение всей ночи, и как было принято у хсидим, когда был фарбренген в течение всей ночи, что к утру снимали верхнюю одежду (сюртук), и выходили в танце без верхней одежды.
Также в этот йуд тес кислев мой отец сидел на фарбренгене вместе с хсидим в течение всей ночи, и были в веселом настроении, и в течение фарбренгена сняли верхнюю одежду, и мой отец «помог» одному из присутствующих снять сюртук, взял немного машке, и вышли танцевать.
И как это было воспринято у «ойломише», что мой отец был тогда пьян… ведь, если бы он был трезв, не пошел бы вдруг танцевать, ибо, раввин, великий в Торе, должен быть осторожен в уважении к Торе, и должен следить за тем, чтобы баалей батим уважали Тору, которая находится внутри него,
— (Ребе рассказал со смехом):
Когда мой тесть находился в Ленинграде, был хасидский фарбренген в симхас Тойро или в йуд тес кислев, на котором присутствовал один из раввинов, «а ойломишер». В середине фарбренгена вдруг ему захотелось сказать пилпул в нигле. И понятно? что это было не подходящее для этого время. И присутствующие решили (Ребе упомянул, что Биньомин Алтгойз был там), приказать ему лечь (лейгн зих) на стол… И так сделал — ибо сказали Хазал «хаврох карьох хамро, ухфо легабох муш» (возьми седло осла, и положи себе на спину, т.е., соглашайся с ними), и само собой, когда евреи говорят, что надо лечь на стол, нужно так поступить…. И, когда он лег на стол, стали бить его плеткой один, и два, и три, и четыре, по числу букв имени Гавайе… — есть мнение, что число малкойс в канун Йом Кипур связано с именем Гавае. — В начале он молчал, и не говорил им ничего, поскольку не хотел, чтобы евреи нарушили «лифней ивейр лой ситейн михшойл[26]«, но после этого он уже не мог сдерживаться, и сказал: неуважение с себе — я готов простить, но я не могу простить неуважение к Торе, ибо вы взяли «шкаф полный книг», и бьете его!… И, поскольку мой отец снял сюртук, и вышел танцевать, это ясное доказательство, что он был пьян…
И тогда объяснили чиновнику, в чем дело, и устранилась гзейро.
Йуд заин
О чем идет речь? — что не нужно слишком волноваться.
Есть такие, которые все делают беhагболо[27], поскольку они боятся, что скажут про них: вот, раввин, религиозный еврей, хасид Любавич, и т.д.
Но в действительности, подобное поведение не приведет к уважению. Наоборот — когда их поведение будет без hагболос, именно тогда у них будет уважение также со стороны не-евреев. Ибо, когда он стесняется другого, тот, тот, кто стоит рядом с ним, думает: сегодня, он обманывает Вс-вышнего, потому что он боится меня, а завтра — он обманет также «купца», чтобы понравиться другому купцу… И само собой понятно также человеческим разумом, что единственный способ найти уважение людей, это что когда он считает что истина — так и так, тогда он поступает так открыто на глазах у всех, без ограничений.
И в особенности, в соответствии с тем, что объяснялось в маамаре, что когда служение Вс-вышнему происходит «бехол меойдехо[28]«, бли гвул, тогда поведение с ним таким образом, что «веомду зорим вероу цойнхем».
[2] hисбойненус — Сосредоточенное размышление
[3] «Будете слушать… и соблюдать и исполнять их» (Экев 7, 12)
[5] вошло вино, вышла тайна
[7] «Дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное,» (Тегилим 51, 19)
[10] Сосуд
[12] hисбойненус — Сосредоточенное размышление
[13] «Радующее Вс-вышнего и людей» (Шойфтим 9, 13)
[15] числовое значение
[16] природа
[18] люди
[20] исполняют волю Вс-вышнего
[21] «И встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших» (Йешайа 61, 5)
[22] «из Египта Ты избавил нас»
[23] сокрытия
[24] утаивания (Б-жественного света)
[25] доносы
[26] «И перед слепым не клади преткновения» (Кдойшим 19, 14)
[27] ограниченно
[28] «Всем достоянием твоим» (Воэсханан 6, 5)