Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ницовим Вайейлех 25 элула 5716 г

Тойрас Менахем т. 17 стр. 211

Далет

25 элула[1], когда был сотворен мир, называется в Писании «йойм эход[2]» как объясняет Раши, «поскольку Вс-вышний был единственным в мире, ибо не были сотворены ангелы до второго дня» (а есть, которые говорят, до пятого).

И в соответствии с тем, что объясняется в мааморим хасидус, понятно, что 25 элула светил уровень мира Ацилус, что в нем «игу вехайоги хад, игу вегармойги хад[3]«, и более того, — что тогда светил аспект «йохид[4]» (как говорит Раши «что Вс-вышний был йохид — единственный — в мире»), который выше, чем аспект эход[5], как известно в вопросе трех уровней, йохид, эход, кадмойн[6], что в соответствии с этим понятно, что это уровень который выше, чем Ацилус.

И идея объяснения в этом – ведь, на первый взгляд, поскольку «сотворил Вс-вышний небо и землю» — как он был тогда «йохид беойломой» — ибо также небеса и земля были тогда в этом аспекте, т.е., как они в аспекте гашъоро[7], шешиер беацомой бекойах[8], и как они находятся в койах а-гвул[9] в Эйн Сойф[10], и еще выше — что был видно в них, что существование сотворенного — это йеш гоамити[11], и «все существующие… не существуют, но только из амитас гимоцъй[12]«.

И этот день, 25 элула, дает силу на все протяжение времени творения, чтобы также в мире и в увдин дэхол[13] был виден и ощутим аспект йохид, ибо в действительности его корень — оттуда.

И это также, что учат тридцать девять работ из работ в Мишкане[14], — поскольку истина состоит в том, что их корень — из кдушо[15], и работа состоит в том, чтобы перевернуть их в кдушо.

Гей

И более подробно:

в тридцати девяти млохойс[16] есть два способа: (алеф) работы в практическом действии (бейс) аспекты отрицания, и их идея в служении — «сур мейро[17]» и «асей тойв[18]«.

И вот, несмотря на то, что есть необходимость в обоих вышеупомянутых работах, тем не менее, это подобно тому, что сказали Разал, «невозможно миру существовать без басом[19] и без бурсаки[20]«, но, тем не менее, «счастлив тот, чье ремесло — басом, и горе тому, чье ремесло — бурсаки».

И идея в этом:

Ремесло «бурсаки» — это обработка шкур животных, и, т.е., что поскольку он должен сделать из шкуры животного одежду для человека, — что, даже если это не одежда для головы, и также не для тела, а только для ноги, и в самой ноге — это для пятки и еще ниже пятки, ем не менее, это все же одежда человека, — и шкура животного как она со стороны себя самой — она не способна быть одеждой человека, даже для самой низкой ступени в нем. И поэтому необходимо обработать сначала шкуру, чистить ее, и в особенности, для того, чтобы она не впитывала дурной запах. И понятно, что когда занимаются таким делом, неизбежно прилепится к нему что-то.

И также это в духовности этих вещей. И это также аспект «этйой шел нохош», который есть в каждом и каждом, т.е., что также самые великие цадиким — неизбежно прилепится к ним что-то от материальности мира.

Однако, работа «басом» — это добавлять приятный запах. И идея этого в служении — это добавление в «асей тойв», добавить в свете.

Т.е.: различие между «бурсаки» и «басом» это — что работа «бурски» — это ради тела, одежды тела, и в самом теле — ради самой нижней ступени в нем, как объяснялось выше; а работа «басом» — что это в аспекте «рейах[21]«, это ради души, ибо «рейах» это такая вещь, от которой тело не получает удовольствия. но только душа.

И это есть общая идея различия между «сур мейро» и «асей тойв»:

«Сур мейро» — это ради очищения тела, чтобы он не осквернил себя запрещенными работами, и остальными грехами. И следовательно, что пока что он занимается со злом, ибо, несмотря на то, что он отдаляется от него и отталкивает его, но также отталкивание зла — это занятие со злом. И это есть работа бурски.

А «асей тойв» — это есть аспект рейах, что душа наслаждается от этого, ибо «заповеди не для удовольствия были даны». и т.е., что эта работа она таким образом, что он ставит себя выше чем общность идеи мира и тела.

Вов

И поскольку «Тора говорит в общем и в деталях», поэтому каждая отдельная работа, как «сур мейро» так и «асей тойв» — состоит из них обоих.

И в этом состоит различие между мусар[22] и хасидус: учение мусар подходит к каждому вопросу — также к аспекту «асей тойв» — из подхода «сур мейро» а учение хасидизма подходит также к аспекту «сур мейро» из подхода «асей тойв».

Учение Мусара, его идея — объяснить человеку, как «ро вомор озвех эс Гавайе Элойкехо[23]«, и само собой это приводит также к «асей тойв», однако ощущение в этом — это «сур мейро»; а учение хасидизма объясняет гискашрус[24] еврея с Вс-вышним, и само собой делается также аспект «сур мейро», однако также в этом внутреннее ощущение это аспект «асей тойв».

И вот, хотя «невозможно миру существовать без бурски», тем не менее. кроме того, что когда есть возможность выбрать между бурски и басом, несомненно куда более приятно выбрать профессию басом, чем профессию бурски, кроме этого, в учении хасидизма есть также достоинство бурски, но, что сам этот аспект он более высоким образом. И как уже упоминалось однажды, что необходимые аспекты мусара установлены в нескольких и нескольких мааморим в хасидус, но только что это в стиле хасидус.

Заин

Работа заключается в том — чтобы добавить в свете — в самом себе и в его доле в мире, и вплоть до того, что превращают весь мир в жилище для Вс-вышнего, что будет «Вс-вышний единственным в мире», что это достигается посредством добавления света во всяком месте.

И как говорилось выше, учение Баал Шем Това на посук «вегойо ки совой[25]«, что во всяком месте, куда еврей приходит, он должен знать, что это шлихус[26] Вс-вышнего, «ашер йивхар Гавайе Элойкехо[27]«, и намерение в этом — «лешакейн шмой шом[28]» — посредством того, что он произносит благословение, и капитл[29] Тегилим, что это может каждый и каждый из Израиля. также самый простой еврей.

 



[1] Рош аШоно приходится на шестой день творения – день сотворения человека (прим. переводчика)

[2] «День один»

[3] «Он и жизненность Его едины, он и сосуды Его едины»

[4] единственный

[5] один

[6] превечный

[7] предположение

[8] «Представил внутри себя в потенциале (то, что будет сотворено в действии). Наивысшая ступень в Б-жественности (прим. переводчика)

[9] Способность ограничения

[10] Бесконечный

[11] истинное «йеш»

[12] истинность Его существования

[13] будничные дела

[14] Скиния

[15] Святость

[16] работы, запрещенные в субботу

[17] «уйди от зла»

[18] «делай добро»

[19] Парфюмер

[20] кожевенник

[21] «запах»

[22] Моральное учение

[23] «Дурно и горько, что ты оставил Вс-вышнего, Б-га твоего» (Йирмийа 2, 19)

[24] связь

[25] «И будет, когда ты придешь…» (Ки совой 26, 1)

[26] миссия

[27] «которое изберет Вс-вышний, Б-г твой»

[28] «чтобы установить Его имя там»

[29] глава