Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пятидесятилетие со дня освобождения Любавичского Ребе Рабби Йосефа Ицхака

В годы, последовавшие за революцией, когда выкорчевывалось все еврейское, Любавичский Ребе продолжал совершенно открыто выступать перед хасидами, снова и снова Призывая к борьбе за сохранение еврейского воспитания и пр. , а хасиды активнее прежнего действовали в городах и местечках огромного государства Тайные иешивы, хедеры, кружки по изучению Торы, миквы организовывались повсеместно Но вот в 5687 (1927) году Ребе был заключен в «Шпалерку» и приговорен к смертной казни. Позже казнь была заменена трехлетней ссылкой в Кострому. Нужно знать тогдашнюю обстановку в России, чтобы понять, что такое изменение приговора было настоящим чудом. В Кострому тут же был послан хасид для того, чтобы к приезду Ребе организовать там хедер для детей. По прошествии еще некоторого времени Ребе был полностью освобожден и покинул Россию, где дольше оставаться было невозможно. Ежегодно, 12 тамуза, хасиды празднуют день чудесного освобождения Ребе, подчеркивая, что то, что происходит с Ребе, главой поколения, связано с судьбами всех евреев, и его освобождение — начало духовного освобождения каждого еврея и подлинного грядущего освобождения народа. В этом году день 12 тамуза празднуется в пятидесятый раз. Пятидесятилетие имеет особый смысл в Торе как в отношении внешних сторон жизни (отпущение рабов на волю, возвращение владельцам проданных земель в стране Израиля), так и в духовной, внутренней жизни еврея. Об этом говорил Любавичский Ребе 12 тамуза 5737 года (28 июня 1977 года) в беседе, отрывки из которой мы приводим ниже.

Из беседы Любавичского Ребе 12 тамуза 5737 (28 июня 1977) года

Свободный сокращенный перевод

День 12 тамуза в этом году особенный: исполнилось 50 лет со дня освобождения Ребе Райаца. В Торе пятидесятый год упоминается в том смысле, в каком он связан с жизнью всего народа, а не отдельных личностей[1]. Но есть и упоминание, относимое к отдельным людям: «век левита — пятьдесят лет»; левиты должны были служить в Храме пятьдесят лет, и написано о пророке Шмуэле (который был левитом): «и был он там (служил в храме Шило) до скончания века», то есть с двухлетнего возраста до пятидесяти двух — всего пятьдесят лет. Есть понятие пятидесятилетие и по отношению к деревьям: через пятьдесят лет после вторичной посадки дерево расцветает особенно пышно (принято сажать дерево и через некоторое время пересаживать его в другое место, и тогда оно начинает бурно развиваться, как комментирует Мидраш стих «лозу перенесешь из Египта»). И поэтому пятидесятилетие освобождения Ребе создает особо благоприятную обстановку для распространения света Торы и заповедей.

(Земли в стране Израиля не могли быть проданы навечно, с наступлением пятидесятилетия земля возвращалась к прежнему владельцу). Рогачевский гаон разбирает в связи с этим следующий вопрос: аннулирует ли пятидесятилетие приобретение земли, само же по себе оно действительно вечно, или же с самого начала приобретение действительно лишь до наступления пятидесятилетия. Практически с этим связан следующий вопрос: если человек продал участок земли, а позднее, в силу определенных причин, закон о пятидесятилетии вообще перестал быть актуальным (в наше время этот закон не действителен), что же тогда должно произойти? Если считать, что само приобретение (независимо от действия закона о пятидесятилетии) действительно навсегда, то участок остается во владении купившего. Если же с самого начала предполагается, что приобретение участка имеет силу лишь до наступления пятидесятилетнего года, то (и в том случае, если закон перестает действовать) с наступлением этого времени участок должен возвратиться к прежнему владельцу. Довод в пользу первого предположения (что приобретение имеет силу навсегда): если человек продал участок земли на определенный срок, пятидесятилетний год не освобождает его. Следовательно, закон пятидесятилетия действителен лишь в том случае, если участок продается навсегда. Во всяком случае, «то и другое — слова Б-га живого» (есть правило, согласно которому в случае контро-версии мнения обоих талмудистов являются словами Торы, словом Б-га). (Проблемы Торы, касающиеся конкретных вещей и действий в ^физическом мире, соответствуют аналогичным явлениям и в духовной жизни человека, в душе, в служении Б-гу). В духовном же отношении имеют места оба возможных решения, оба аспекта: пятидесятилетие — это обновление.Начинается новый порядок в служении Б-ry, но, с другой стороны, необходимо привнесение «огня простолюдина» (в Храме огонь на жертвеннике зажигался «огнем с неба», но для того, чтобы привлечь его вниз, необходимо было сначала зажечь обыкновенный физический «огонь простолюдина»), то есть действие «снизу вверх» (по принципу «пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху»). Подобно этому, с одной стороны, пятидесятилетие вносит новый элемент, аннулирует приобретение участка, а с другой стороны, должно быть действие человека.

В жизни каждого еврея есть пятидесятилетний период служения: двадцати до семидесяти лет. «Век левита — пятьдесят лет». Рамбам же утверждает, что каждый, кто посвящает себя служению Б-гу, как бы является левитом. А после пятидесяти лет должен наступить новый порядок в его служении, совершенно с прежним не сравнимый. (По ассоциации с этим нам следует расценивать то, что мы вступаем в год, следующий за пятидесятилетием со дня освобождения Ребе). И это послужит ближайшей подготовкой к наступлению «нового века» при полном и истинном освобождении.

Новый порядок должен коснуться всего мира. И хотя «Моисей повелел нам Тору, наследие общины Яакова», еврей должен стараться, чтобы уровень человеческого поднялся во всем мире, в том числе и у других народов. Потому и заповеди связаны с физическими предметами, ибо Тора должна оказывать воздействие на весь мир — «вся Тора дана лишь для установления мира во вселенной», как говорит Рамбам.

Это касается особенно последних поколений, для них особенно важна заповедь о благотворительности, помощи ближним.

Следует помнить, что весь мир сотворен Б-гом и Им управляем только ради того, чтобы в нем осуществлялась Тора, и даже если в Торе сказано: «закон королевства — закон» (то есть гражданское право, принятое в той стране, в которой мы живем, также нас обязывает), это означает, что он является законом для нас только потому, что так сказано в Торе.

Из всего этого следует: так же как необходима целостность и неразрывность Торы — исполнение ее полностью, как необходима целостность еврейского народа, которая нарушается присоединением к нему неевреев, не прошедших гиур в полном соответствии с требованиями еврейского Закона, — точно так же необходима целостность страны Израиля, ни пяди которой мы не имеем права отдавать.

Перевела с идиш Г Липш



[1] Пятидесятый год имеет ряд особых законов, относящихся к земледелию, землевладению и т д