(Приводится по пересказу одного из слушателей)
... Одним из нравоучений, следующих из рассказа о том, как Моисей послал разведать Землю Израильскую, с которого начинается глава Торы "Шлах", читаемая сегодня, является то, что еврей должен нести Тору в гущу жизни, в самые низины этого мира и, чувствуя себя посланцем Б-га, должен использовать все виденное и почерпнутое им из повседневной материальной жизни, для понимания и объяснения Торы. — "На всяком пути твоем извлекай нравоучение" В книге "Зогар" было предсказано, что в шестом тысячелетии от сотворения мира и особенно в шестом веке шестого тысячелетия откроются источники мудрости, в том числе и мудрости неевреев. (Эта мудрость названа "внешней", поскольку она находится вовне по отношению к "внутренней" мудрости Торы. Это название адекватно до тех пор, пока эта мудрость еще никем не использована на благо служения Б-гу.) Под сказанным выше подразумевается наблюдаемый нами в течение последних 100 — 150 лет бурный прогресс естествознания и технологии. Одной из наиболее характерных для нашего времени областей науки и техники является вычислительная техника, компьютеры. Можно сказать, что компьютеры символизируют нынешний период, и несомненно мы можем и должны найти нравоучение, связанное с ними. Принцип действия компьютера и его строение основаны на обобщении результатов многолетнего труда в математике, электронике и других науках. Компьютер не создает нового знания — он лишь перерабатывает сообщаемую ему информацию в соответствии с некоторыми общими принципами и выдает результаты, которые имеют иногда более частное, а иногда и более общее значение и, в последнем случае, эти результаты могут быть использованы в нескольких различных областях науки или технологии. Вся работа, выполняемая компьютером, могла бы быть, в принципе, про делана, человеком с помощью карандаша и бумаги, но на это ушли бы месяцы или даже годы, кроме того, если бы в вычисление вкралась ошибка — что весьма вероятно — то результат получился бы ложным и все пришлось бы начинать сначала.
Естественно, ни одному разумному человеку не приходит в голову при наличии компьютеров начинать, решая некоторую конкретную задачу, всю работу с азов, повторяя весь путь, который был проделан учеными, разработавшими компьютерную технику. Напротив, все с уверенностью и удовольствием пользуются простыми и предельно формализованными правилами составления программы вычислений и введения исходных данных в компьютер без того, чтобы доказывать заново все теоремы, формулы, алгоритмы, и без того, чтобы разбираться каждый раз в устройстве конкретного компьютера и в физических процессах, происходящих в нем при производстве вычислений. Все вполне доверяют авторитету ученых, разработавших теорию компьютеров, и инженеров, построивших их.
Но почему-то, когда речь заходит о Торе, о заповедях, о законах еврейской жизни, многие евреи заявляют, что у них недаром голова на плечах и потому они должны во всем разобраться сами, с самого начала Они не желают, видите ли, полагаться на авторитет, знания, опыт и труд великих в Торе, на подготовленный для них простой и удобный для пользования "Шулхан Арух" Вот — говорят они — когда мы сами во всем разберемся, проанализируем, докажем, убедимся, тогда мы, возможно, начнем жить по Торе, надевать тефиллин, соблюдать субботу Разве не ясно, что эти люди ставят себя в положение еще более смешное, чем тот глупец, упомянутый выше, который при наличии компьютеров, способных дать верное решение в течение нескольких секунд или минут, корпит годы напролет над вычислениями, путает, начинает сначала.
Еврейский принцип "наасе венишма" не исключает, а наоборот предписывает изучение, постижение, но прежде всего должно быть действие, основанное на опыте и знании предыдущих поколений, на книгах наших мудрецов — "специалистов" в Торе Кроме того, мышление должно быть употреблено на движение вперед, а не на бессмысленную проверку давно доказанного
И еще один урок преподает нам пример с компьютером.
Выше уже упоминалось, что есть случаи, когда результаты вычисления компьютера настолько общи, что могут применяться в нескольких различных областях науки и техники. Это имеет место, например, когда речь идет о решении определенного типа дифференциального уравнения, которое описывает одновременно разные по физической природе явления. И если в будущем будет открыто какое-то новое явление, описываемое уравнением того же типа, то вычисление можно производить по старой программе с новыми параметрами и граничными условиями. Подобно этому "Шулхан Арух" дает общие правила, общую программу, общие решения, которые можно применять во все эпохи независимо от изменения внешних обстоятельств.
* * *
Известно, что в Талмуде (Иевамот) имеются указания на то, что лунное затмение является дурным предзнаменованием для евреев, а солнечное затмение — дурное предзнаменование для "народов земли" Конечно, как и все, о чем говорится в Талмуде, и эти указания приводятся с целью поучения, т е лунное затмение должно являться для еврея указанием на необходимость возвращения к Торе, укрепления устоев еврейской жизни, изучения Торы Однако время затмений ведь вполне определенное и поддается вычислению и предсказанию на десятилетия и столетия вперед. Спрашивается, как же затмения, происходящие во вполне определенное, поддающееся вычислению время, могут служить предзнаменованиями? Это необходимо понять и объяснить, ибо имеются люди, которые, найдя в Торе какое-либо непонятное им, смущающее их место, заявляют, что сказанное в этом месте противоречит здравому смыслу или науке, а раз так, то вся Тора для них неприемлема.
Итак, как же обстоит дело с затмениями? Нелепо предположить, что таннаи и амораи не знали о возможности вычислять наперед сроки затмения. Еврейские мудрецы издревле производили сложные астрономические вычисления при составлении календаря и т. п. Из древних нееврейских книг по астрономии известно, что математическое предсказание затмения было в то время давно известно среди неевреев. С другой стороны, имеются прямые указания на то, что еврейские астрономы часто встречались с нееврейскими, вели дискуссии и т. д. (об этом говорится и в Талмуде в трактате Берахот) Известно, что в Александрии, где жили многие нееврейские ученые астрономы, была огромная еврейская община, одна из синагог которой вмещала десять тысяч человек Члены этой общины совершали частые восхождения в Иерусалим, особенно по праздникам, и, конечно, передавали всю новую научную информацию. Более того, Рамбам указывает, что первоначальными обладателями познаний по астрономическим вычислениям были как раз еврейские астрономы, но книги их не сохранились, а их познания дошли до нас лишь через посредство нееврейских авторов. Таким образом, очевидно, что таннаи и амораи знали о возможности предсказывать затмения не хуже, чем мы. Для того, чтобы попытаться согласовать указание Талмуда на то, что затмения являются преданаменованием, с тем, что затмения происходят по естественным законам и сроки их поддаются вычислению заранее, можно было бы допустить, что, хотя затмения и происходят по вполне вычислимым и предвосхитимым причинам, этим еще не определяется, будет ли затмение видимым или нет, ибо последнее зависит от наличия или отсутствия облаков. Однако это объяснение трудно принять по ряду причин и, в частности, потому, что есть страны, где в определенное время года небо почти всегда безоблачно, и, таким образом, надо предположить, что для того чтобы затмение не служило предзнаменованием, Б-г должен был бы совершить специальное чудо — закрыть небо облаками и т. д. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что это объяснение сталкивается со многими трудностями. В частности, надо указать на то, что евреи сравниваются с луной (в Талмуде, каббале и хасидизме) потому, что свет, отражаемый луной, непостоянен во времени, хотя само тело луны не претерпевает никаких изменений при смене фаз и даже в канун новомесячья, когда сияние луны сходит на нет, сама она все та же. Так и евреи — они претерпевают взлеты и падения в своем служении Б-гу, они то сияют во всей полноте и силе, то сияние это сходит на нет, но сущность их при этом не меняется, и существование их вечно, ибо Всемогущий Б-г сам себя ограничил, сказав, что не заменит свой народ другим. Во времена, когда стоял Храм, присутствие Б-га в стане Израилевом было зримо, ощутимо, в Храме были явлены десять чудес. Во времена галута чудеса тоже происходят, но они скрыты, завуалированы. Все это подобно изменениям видимого сияния луны. Следовательно, нельзя сказать, что при благочестивом поведении евреев Б-г закрывает небо облаками во время лунного затмения, ибо если поведение евреев было благочестивым, то почему бы произошло затмение?
В действительности дело обстоит вот как:
Согласно воззрениям, основанным на Торе, время не гомогенно в смысле благоприятствования евреям вообще и благоприятствования определенным занятиям в частности. Так, хотя еврей постоянно обязан изучать Тору, Рамбам указывает, что особенно успешным это изучение является ночью Отсюда не следует, что еврей не должен изучать Тору и днем — просто днем от него требуются большие усилия при прочих равных условиях.
Также известно, что вторник (третий день Творения, при описании которого в Пятикнижии дважды сказано "ки тов" — "что хорош") является благоприятным для всевозможных начинаний, а понедельник (второй день Творения, при описании которого в Пятикнижии ни разу не сказано "ки тов"), напротив, неблагоприятен. Однако благое дело, которое не терпит отлагательства, конечно, следует начать и в понедельник — просто от еврея потребуется больше усилий и больше благочестия, чтобы это начинание оказалось успешным.
В этом смысле нужно понимать и вопрос о затмениях. Время лунного затмения не благоприятствует евреям, однако это не значит, что в это время евреи лишены свободы выбора, просто от них требуется больше усердия в служении Б-гу. Если в это время евреи ведут себя должным образом ("законам Моим следуйте"), то никаких последствий затмение не имеет. Возможно даже, что ночь оказывается облачной, и затмения не видно, а те, кто знают о затмении, исходя из вычислений, понимают, что это указание на то, что нужно умножить старание в служении Б-гу.
Таким образом, никакого противоречия в рассмотренном вопросе о затмениях не остается. Однако еще более общий вывод из всего сказанного выше состоит в том, что если какие-то места в Торе вызывают недоумение и если даже пока не удается найти объяснение, то это не может иметь какого бы то ни было отношения к Галахе, к практическому исполнению еврейских законов.
Из главы "Шлах", между прочим, следует, что евреи, которые намереваются отвоевать и заселить Землю Израильскую, непременно одержат победу, но не потому, что эта земля сама по себе особенная или сообщает особые силы еврею, ступающему на нее, а потому, что таково было веление и предписание Всевышнего, и потому, что это та земля, на которую обращен взгляд Всевышнего "от начала года и до конца года". Только в этом залог успеха Народа Израильского, и только недвусмысленное провозглашение этого повергает в трепет врагов Израиля и объясняет слова Б-га о том, что идущему отвоевывать Землю Израильскую нечего бояться.