СТРАШНАЯ НОЧЬ
"И услышал Г-сподь голос [ваш], ваши речи, и разгневался, и поклялся, сказав: 'Никто из этих людей, из этого злого поколения, не увидит добрую землю, которую Я поклялся отдать вашим отцам... А ваши малые дети, о которых вы сказали, что они станут добычею... войдут туда, и им Я ее отдам, и они ее унаследуют" ("Дварим" 1:34, 35, 39).
Б-г отсрочил вступление евреев в страну на сорок лет, чтобы люди того поколения умерли в пустыне. Это было суровое наказание. Но Всевышний сделал так, что умирали они в возрасте не моложе шестидесяти лет. Те, кому было в то время двадцать, умерли через сорок лет, те, кому было сорок, умерли спустя двадцать, и т. д.
Разведчики вернулись и передали свои впечатления восьмого числа месяца ав, "и плакал народ в ту ночь" (14:1) — ночь на девятое ава.
Сказал Раба от имени раби Йоханана: "Это была ночь накануне девятого ава, и сказал им Всевышний: 'За то, что вы плакали в эту ночь понапрасну, Я заставлю ваши будущие поколения плакать каждый год в эту ночь" (Талмуд, Таанит, 29).
Сказанное исполнилось и исполняется неизменно по сей день.
Обратимся к историческим фактам.
Девятого ава 3338 года от сотворения мира, через восемьсот восемьдесят девять лет после описанных в этой главе событий, вавилоняне, захватившие Эрец-Исраэль, разрушили и сожгли Первый иерусалимский Храм. Жители страны были угнаны в Вавилонию.
Семьдесят лет продолжалось вавилонское изгнание — пока царь Персии Кореш (Кир) не захватил Вавилонию и не разрешил евреям вернуться в свою страну. Они возвратились и построили Второй Храм.
Девятого ава 3828 года от сотворения мира, через четыреста двадцать лет после возведения Второго Храма, он был разрушен и сожжен римлянами. Историк Иосиф Флавий, не зная слов устного предания — "Я заставлю ваши будущие поколения плакать каждый год в эту ночь", поражается в своих записках удивительному совпадению: Второй Храм разрушен в тот же день года, что и Первый.
Прошло больше полувека после разрушения Второго Храма. Герой Бар-Кохба отбил Иерусалим у римлян и продержался там два с половиной года, так что даже успел отчеканить еврейские монеты.
Девятого ава (предположительно 135 года н. э.) последний оплот повстанцев пал, а Бар-Кохба был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях погибли пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят укрепленных городов и девятьсот восемьдесят пять поселений; почти вся Иудея превратилась в пустыню.
Девятого ава (спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы, более точных сведений нет) римляне распахали Храмовую гору. Исполнились слова: "Из-за вас Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим станет руинами, а Храмовая гора — лесистым холмом" (Миха, 3:12). Захватчики запретили евреям жить в Иерусалиме. Нарушившему запрет грозила смертная казнь.
Девятого ава — 18 июля 1290 года — евреи изгнаны из Англии.
Назавтра после девятого ава 1306 года евреи изгнаны из Франции, причем им ничего не разрешили взять с собой.
Девятого ава — 2 августа 1492 года — император Фердинанд изгоняет евреев из Испании (день изгнания несколько раз переносили, пока не остановились окончательно на девятом ава). Более 300.000 евреев покинули страну. Многие совершили грех - крестились, но втайне придерживались еврейской веры и надеялись, что найдут возможность выехать из Испании. Инквизиция зорко следила за ними и сжигала на кострах тех, кто был уличен в соблюдении еврейского Закона. Ни Англия, ни Франция, ни Германия евреев не принимали. Им оставалось идти в Турцию и в Италию.
Девятого ава — 26 июля 1555 года — евреи Рима переселены в первое в истории гетто.
Девятого ава — 1 августа 1914 года — с началом первой мировой войны объявлена мобилизация в России. Война разрушила устоявшийся быт еврейских общин Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, Украины, Австро-Венгрии. Трудно подсчитать, сколько было убито и замучено евреев, сколько разрушено синагог, ешив, сколько уничтожено свитков Торы и святых книг.
Следствием мировой войны стала революция в России. Началась гражданская война.
Банды Петлюры, Махно, Деникина, Колчака, всевозможные военные отряды того времени уничтожили около 300.000 евреев.
К власти в России пришли большевики, а в Германии, как реакция на поражение в войне, вырос нацизм. И это подготовило почву для Второй мировой войны.
Девятого ава 1941 года началась концентрация евреев Польши в гетто.
Этот список не исчерпывает всех примеров. До сегодняшнего дня мы отмечаем девятое ава постом и трауром.
Пост девятого ава входит в число постов, связанных с историческими событиями. Что это значит? Среди дней поста в еврейском календаре есть такие, когда мы постимся из-за бед,
которые произошли сотни и тысячи лет назад. Цель такого поста — извлечь уроки из истории, напомнить себе, что грехи наших предков стали причиной несчастий для потомков, покаяться и стараться не повторять ошибок отцов. В Торе сказано: "И признаются в своих грехах и грехах отцов, в измене, когда они Мне изменили и шли наперекор Мне" (Ваик-ра, 26:40).
В пятой главе раздела "О постах" книги "Яд гa-Хазака" Рамбам перечисляет все связанные с историей посты: третьего тишре — день, когда был убит Гдалья бен-Ахи-кам, стоявший во главе евреев, оставшихся в Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма. После этого убийства вавилонский царь Невухад-нецар изгнал всех евреев, и страна пустовала пятьдесят два года; десятого тевета — день, когда Невухаднецар начал осаду Иерусалима; семнадцатого тамуза — день, на который в разные эпохи пришлись пять печальных событий в истории нашего народа: увидев золотого тельца, Моше разбил первые скрижали;
прекратились жертвоприношения в Первом Храме, потому что из-за осады невозможно стало приобретать для них животных;
римляне проломили городские стены и ворвались в Иерусалим в дни падения Второго Храма;
Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег свиток Торы; в Храме был установлен идол.
Постом девятого ава также отмечаются пять трагических событий (мы о них говорили выше):
десять из двенадцати разведчиков оклеветали Эрец-Исраэль, народ не решился туда идти, и Б-г сказал, что это поколение умрет в пустыне;
были сожжены Первый и Второй Храмы;
пал город Бейтар, и потерпело поражение восстание Бар-Кохбы;
римляне распахали Храмовую гору.
А теперь — об уроках истории.
Талмуд (Йома, 9) говорит: "За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие.
Но за что был разрушен Второй Храм, [во времена] которого учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За напрасную вражду между евреями".
Один считает, что надо немедленно восстать против римлян, другой думает, что еще не время: народ к восстанию не готов, и дело может кончиться изгнанием из страны, — и каждый смотрит на другого как на врага. Нам надо усвоить: напрасная вражда — очень опасная вещь.
Пророк Зхарья предсказывает: когда придет Машиах, все дни этих постов станут праздниками: "Так сказал Г-сподь воинств: 'Пост четвертого [месяца — семнадцатого тамуза], и пост пятого [девятого ава], и пост седьмого [третьего тишре], и пост десятого [десятого тевета] будут для дома Иегуды радостью, и весельем, и праздниками..."'
Р.И Зильбер Rav.ru