Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд шват 5716 г.

Тойрас Менахем ч. 16 стр. 43

Вов

В гисваадус йуд гимел тамуз 5692, говорил Ребе, баал гилуло, об Алтер Ребе, что его поведение в мире внизу было подобно управлению Свыше у Одом Элйон[1], и не так, что он должен был подражать этому поведению («нох-тон»), но это было у него в пшитус[2] и бедерех мимейло[3].

И Ребе рассказал тогда следующую историю:

Когда Алтер Ребе потребовалось найти меламеда для своего сына, Мителер Ребе, он позвал молодого человека и сказал ему:

— (как известно, Алтер Ребе говорил все с нигуном[4], и когда Ребе рассказывал эту историю, он также говорил это с известным мотивом) — На тебе лежит заповедь кормить твою семью, а на мне есть заповедь «вешинантом левонехо[5]«, давай поменяем заповедь на заповедь.

Молодой человек, который, по всей видимости, был умный, понял, что он нуждается в дополнительной вещи, кроме того, чтобы быть «зон умефарнес[6]» — и сказал Алтер Ребе: понятно, то, что Вы должны дать мне, чтобы я мог кормить свою семью, Вы знаете, что дать; но когда я должен дать «вешинантом», я должен знать, как учить с Вашим сыном.

И ответил ему Алтер Ребе:

С ребенком начинают учить алеф бейс, что такое алеф? — точка сверху, точка снизу, это алеф. Йуд сверху, йуд снизу, и линия страха перед Небом в середине, это але»ф.

И объяснил, что йуд Свыше — это душа, йуд внизу — это тело, и посредством линии страха перед Небом в середине они соединяются и становятся одним целым.

Заин

Идея але»ф подробно объясняется в нескольких местах в хасидизме.

И одно из указаний в этом — что йу»д Свыше указывает на Вс-вышнего, что он выше всякого измерения и ограничения, и поэтому, всякое постижение, которое может быть в нем, это только йу»д, только точка.

И для того, чтобы еврей в мире внизу, — что указывается йудом внизу, — смог соединиться с йудом Свыше, — это посредством отсутствия тфисас мокойм[7] и битуль[8], что также на это указывает йуд внизу.

И это достигается посредством соединяющей линии йирас шомаим[9], исполнения Торы и заповедей, что это соединяет сынов Израиля со Вс-вышним, как сказано, Исроэл векудшо брих гу койло хад[10]— посредством Торы.

Это также алеф Дарования Торы, что первая буква — это алеф. И это также начало учебы с еврейским ребенком, который должен после этого выйти в мир, и сделать в этом мире жилище для Вс-вышнего, и начало учебы с ним — это алеф, что тогда не только что он сам будет целен, но также сделает мир сосудом для Б-жественности.

И также как во время Дарования Торы, которая была дана с алефом, приводится, что слышали дибур Онойхи гавайе Элойкехо слышали со всех сторон света, также это —

когда начало и основа учебы — это алеф, что тогда есть силы, чтобы всюду, во всем, чем он занимается, будет ощущаться «Онойхи Гавайе Элойкехо».

И в этом — желание Ребе, чтобы осветили всех сынов Израиля посредством пути «ойhев эс а-брийойс умекорвон леТойро[11]«.

— Не так как те, которые считают, что нужно привести Тору в соответствии с духом времени, но наоборот — «умекорвон летойро», что также «брийос», у которых нет никакого достоинства, следует приближать их к Торе как она есть, без компромиссов, Тора вместе с диврей сойфрим[12] и с хасидус, внутрь линии закона.

И когда дают еврею цельную Тору, Тору без компромиссов, — посредством этого достигается «бехукойсай тейлеху[13]«, становится у него также «веносати гишмейхем беитом[14]«, со всеми благословениями, счастливая жизнь не только в будущем мире, но также в этом мире.

——-

Йуд бейс[15]

Когда Нахшон бен Аминодов прыгнул в море, это было в такое время и в таком положении, что было не совсем ясно, можно ли и нужно ли это делать.

Известен подход, что перед Матан Тойро сыны Израиля имели статус бней Ноах[16], и есть спор в ришойним и ахаройним, обязан ли бен Ноах идти на мсирус нефеш.

И если сказать, что бней Ноах не обязаны идти на мсирус нефеш[17], — запрещено им мсирус нефеш, поскольку им запрещено кровопролитие, даже в отношении самого себя, как сказано «веах эс димхем ленафшойсехем эдройш[18]«. И в соответствии с этим следует, что было запрещено Нахшону идти на мсирус нефеш.

И даже по тем мнениям, которые считают, что перед матан Тойро сыны Израиля не вели себя по законам сынов Ноаха, — это именно в сторону устрожения, а не в сторону облегчения. И сам собой было запрещено отдавать жизнь.

Но, Нахшон знал, что когда Вс-вышний вывел сынов Израиля из Мицраим, он сказал: «бегойциахо эс гоом миМицраим таавдун эс гоЭлойким ал гоор газэ[19]«, т.е., что из Мицраим нужно идти к горе Синай — чтобы получать Тору. И само собой, не волнует его, что делается в середине пути. Он знает, что нужно идти к горе Синай. И если есть посередине море — это не касается его, он должен прыгнуть в море и продолжить идти, пока не достигнет Дарования Торы.

Йуд гимел

Рассказывается в Мидраше на главу этого дня, которая имеет отношение к дню гилуло в этом году, что в тот час были среди сынов Израиля четыре группы….

….

стр. 55

Коф гей

На гисваадус[20] йуд шват прошлого года говорилось по поводу идеи Торы — что это  не есть тофейл[21] к другой вещи, даже не что посредством этого будет «веносати гишмейхем беитом[22]«, чтобы можно было изучать Тору в покое.

И сначала — что мы находим, что «Довид был наказан, за то, что назвал слова Торы змиройс[23], как сказано ‘змиройс гойу ли хукехо[24]‘», и причина этого[25], «потому, что в действительности это ее достоинство, что все миры бтейлим[26] перед дикдук каль[27] от нее, — это их аспекта ахойраим[28]…», но это не есть основа и пнимиюс[29] Торы — что она мудрость и воля Вс-вышнего, «воэгйе эцлой эмун…. шаашуим…[30]«

… И отсюда понятно также в отношении изучении Торы — что когда его изучение Торы это для того, чтобы называться «рав», или даже из за того, что это нравится ему, т.е., что его разум хорошо постигает иньоним сихлим[31] в Торе, и само собой, он признает также остальные части Торы, — то, поскольку этот подход — это со стороны разума сотворенного человека (сейхел гоодом ганивро), то это только аспект ахойраим в Торе, и не пнимиюс Торы, и на это следует наказание, подобно тому, как это сказано про Довида, и тем более и тем более.

Но изучение Торы должно быть «лишмо[32]«, что простой смысл в этом — лешем Тойро[33], т.е.. не таким образом, чтобы это было «кардойм лахпойр бой[34]» в отношении аспектов парносо[35], и даже не со стороны его удовлетворения и удовольствия в изучении довор сихли[36], что, чем сейхел[37] более глубок, тем больше он наслаждается этим, и таким образом, что он не примешивает к этому совершенно аспекты пнийойс[38] и мциюс[39] его самого — что все это все еще не есть аспект Торы;

Идея Торы — «воэйгйе эцлой…. шаашуим», но, пожелал Вс-вышний, со стороны Его доброты, чтобы был аспект «носъо вейордо…[40]» (как объясняется подробно в Тании), «пока не оделась в цируфей ойсийойс гашмийос бадьо ал сейфер[41]«, «для того чтобы каждая душа – нешомо, или руах, или нефеш, что в теле человека, смогла постичь их своим разумом…» и посредством этого он может соединиться с Торой «бейихуд нифло веоцум[42]…» и посредством этого быть «хад[43]» с Вс-вышним.

Коф вов

И в этом — как во всяком аспекте — должен быть также «бхейн[44]«, в практических делах в ежедневной жизни:

каждый еврей должен, чтобы было у него каждый день время, когда он будет учить Тору без всякой посторонней цели. И те, у кого есть возможность – пусть посвятят время нескольких недель, месяцев и в лет, чтобы учить Тору без посторонних хешбойнойс[45], что это есть изучение Торы, как это должно быть, — лишмо, ради самой Торы.

И действительно, были несколько и несколько, которые взялись сделать это, но все еще есть такие, которые, хотя они выращивают полную бороду, тем не менее, тяжело для них выдержать испытание и посвятить время изучению Торы лишмо.

И также если могут найти объяснение и причину для этого — но ведь от «причины» не придет, чтобы он стал изучающим Тору лишмо… и необходимо сказать, что цель «причины» — это только для того, чтобы это дело не было у него «нагамо дэхисуфо[46]«, но ему потребуется воевать с «таам» и «сиба» и преодолеть это, и учить Тору лишмо.

И в особенности, когда идет речь о таких, у кого есть цельная борода, что это есть идея тринадцати мер милосердия, что им соответствуют тринадцать слов в посуке «вегу рахум йехапейр овойн…[47]«, как объясняет Цемах Цедек,

— в респонсах Цемах Цедека есть длинный ответ ал пи ниглэ[48], в объяснении причины обязанности цельной бороды, а в хасидус есть более короткое объяснение, чем объяснение в ниглэ, и это, что когда его «тикуней дикно» они цельны, тогда он притягивает тринадцать мидойс горахамим, чтобы было «вегу рахум йехапейр овойн…», что это есть идея уничтожения овойн[49], аф[50], и машхис[51] и т.д.,

таким образом, что даже если он еще не очистился от своей нечистоты, но[52] «слова Торы не воспринимают тумо[53]«, и поэтому должен он немедленно начать учить Тору.

И практически:

если эти слова подействуют на них на будущее — я не знаю, и может быть, это изменилось еще перед тем, как я говорил это, но в любом случае, я должен сказать свое.

— мы находим в отношении биркас бдикас хомец[54], «что также если будет искать ищущий, и не найдет никакого хомец в своих поисках, тем не менее, он не благословил впустую, что такова мицва — проверять хомец и искать его, что может быть найдет от него что-то, и если не нашел, нет в этом ничего, и уже исполнил заповедь как она установлена».

И подобно этому также в заповеди «гойхеах тойхиах эс амисехо[55]«, что нет нафка мино[56], если упрек возымел действие или нет. Безусловно, есть нафка мино… но не в отношении исполнения заповеди, и т.е., что также если это не подействовало, тем не менее, исполнил мицву.

И доказательство на это — ал пи ниглэ: 

…..

 

 



[1] «Высший человек». Сфирот мира Ацилус

[2] просто

[3] само собой

[4] мотив, мелодия

[5] «И внушай их сынам твоим» (Воэсханан 6, 7)

[6] кормить свою семью

[7] «занимать место»

[8] подчинение, самоустранение

[9] Страх перед Небом

[10] «Израиль и Вс-вышний – одно»

[11] «Любит людей и приближает их к Торе»

[12] слова мудрецов

[13] «По Моим законам будете идти» (Бехукойсай 26, 3)

[14] «И Я дам дожди вовремя» (там же)

[15] Эта беседа (пп. 10-17) отредактирована Ребе и напечатана в Ликутей Сихойс т. 1 стр. 134 и далее. Частично переведена http://yeshiva.ru/seider/sicheis/02/031.htm

[16] сыны Ноаха

[17] самопожертвование

[18] Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу (Нойах 9, 5)

[19] «когда выведешь народ из Мицраима, служить будете Б-гу на этой горе». (Шмойс 3, 12)

[20] Праздничная трапеза

[21] второстепенное

[22] «И Я дам дожди ваши вовремя» (Бехукойсай 26, 4)

[23] «песни»

[24] «Песнями были мне законы Твои» (Тегилим 119, 54)

[25] Тания, Контрос ахаройн, 6

[26] (само)устраняются

[27] легкое уточнение

[28] внешняя, задняя сторона

[29] внутренний смысл

[30] «И была я у Него питомицею… веселясь…» (Мишлей 8, 30)

[31] аспекты разума

[32] «во имя нее»

[33] «во имя Торы»

[34] «лопата, чтобы копать ей»

[35] заработок

[36] разум

[37] разум

[38] личные соображения

[39] существование

[40] «опустилась…»

[41] «соединение материальных букв чернилами на пергаменте»

[42] «удивительное и мощное единство»

[43] «один»

[44] «И поэтому»

[45] расчеты

[46] «хлеб стыда»

[47] «И он милосерден, простит грех…» (Тегилим 78, 38)

[48] с т.зр. открытой ТОры

[49] грех

[50] гнев

[51] истребитель

[52] (Брахот 22, 1)

[53] нечистота

[54] благословение на поиски хомец

[55] «упрекая упрекай ближнего своего» (Кдойшим 19, 17)

[56] разницы с т.зр. галахи