Шойфтим 4 элула 5716 г.

Алеф

Каждый еврей - посланник Вс-вышнего - чтобы сделать мир жилищем для Него, благословен Он.

В шлихус есть три ступени:

алеф) Самый высший уровень в шлихус это - когда он (шлиах[1]) - это не мциюс леацмой[2]; все его существование - это существование (мциюс) мешалеах[3].

бейс) Более низкий уровень в шлихус - когда шлиах - это самостоятельный мциюс, но в исполнении шлихус - это не считается, что шлиах делает это, но что сам мешалеах делает это, посредством такого-то и такого-то органа шалиаха.

гимел) Ниже этого - что также во время исполнения шлихус шалиха это самостоятельный мциюс, и работа шлихус относится к нему самому, и только, что посредством своего действия он выводит мешалеаха.

Бейс

Три эти ступени в шлихус мы находим в галья дэТойро[4] и есть доказательства для всех мнений.

И также это в пнимиюс[5] Торы, в служении человека своему создателю, - есть три уровня в шлихус:

алеф) работа "эвед[6]" вообще и "эвед нээмон[7]" в частности - что он не есть самостоятельный мциюс совершенно, все его существование это существование господина; не только его мысль, речь и действие соединены с господином, но также его внутренние силы, даже сила роцойн, и более того, даже сила таануг, что это есть самая глубокая сила в душе - также они едины с господином, и как известно, что наслаждение господина - это наслаждение раба, и т.е., что раб полностью самоустранился от своей собственной сущности, вплоть до того, что такая вещь, которая есть наслаждение для господина - она становится его собственным наслаждением также, наслаждением раба.

И про этот уровень говорится в Зогаре, и подобно этому находится в Йерушалми: "ман пней го-одойн Гавайе - до Рашб"и".

На первый взгляд, это странные слова. Но объяснение в этом - что со стороны величия и силы битуль прекращается его собственное существование ("эр верт зих он"), вплоть до того, что все его существование это существование господина.

Но только, что это уровень, что не каждый мозг может вынести это.

бейс) Второй вариант в шлихус - когда шлихус не проникает в сущность его существования, он остается мциюс леацмой, и как приводится в Тании, что "даже если он цадик гомур…", тем не менее, "он - это отдельное существование, которое боится Вс-вышнего и любит его", "йеш ми шеойhев";

Но то время, когда он исполняет шлихус, это не его действие, но, как говорится в гафторо этой субботы: "веосим дворай бефихо", и как сказано "ани амишна амедаберес бефихо" - что это есть более высокий битуль, чем "ке-ойнэ ахар акойрэ", поскольку там есть "койре" и есть "ойнэ", в отличие от этого, в "веосим дворай бефихо" - он вообще не говорит, даже не как повторяющий за говорящим, но "И Я вложил слова Мои", "Я - Мишна, которая говорит в устах твоих".

И т.е., что хотя он все же отдельная сущность, но в отношении его действия по крайней мере, он устраняется от собственного мциюс ("ойс мциюс"), так, что это не он делает, но мешалеах делает.

И поэтому завершает в посуке - в гафтаре - "линтоа шомаим велисойд орец" - как сказали Разал "и боу цадикей бору олмо" - поскольку это не он делает, но сила мешалеах которая в нем.

Гимел) Третий уровень в шлихус это - что даже во время, когда он исполняет шлихус, он также самостоятельный мциюс, он – тот, кто делает, но, тем не менее, в его действии он выводит мешалеах, поскольку делает это кедаас амешалах.

- Поэтому закон таков, что если он изменяет от даас мешалеах, и в особенности в такой вещи, в которой дерех леhакпид, - то тогда он не шалиах.

- В служении Вс-вышнему - это до самой низшей ступени, основное - это то, что исполняется ("тут зих оп") даас мешалеах.

И вплоть до того, что упала монета из его руки, и нашел бедняк и купил себе еду за нее - он благословляется.

Гимел

И вот, в соответствии с тем, что говорилось выше, что по ниглэ есть доказательства для всех мнений в вопросе шлихус, - понятно, что в духовности есть все эти вещи, о которых говорилось выше.

На первый взгляд, можно было бы привести доказательство для первого варианта, когда мал'ох сам становится мциюс мешалеах - из того, что говорит Алтер Ребе в Тании, что "мы находим, что даже ангел, который есть "нивро" - сотворенный - называется именем Гавайе, и как сказано "Ватикро эс шейм Гавайе hадойвер эйлэго", и отсюда ясно, что не только, что шлиах выводит мешалеаха, и не только, что его действие считается как действие мешалеах, но что сам шлиах становится мешалеах, - поскольку сам малох (не только его действие) называется именем Гавайе также после того, как исполняется шлихус.

Однако, невозможно привести доказательство из шлихус ангела, на шлихус человека, поскольку: ангел - поскольку нет у него тела и материи, которые отвлекают, поэтому он соединяется с шлихус (ведь нет у него мциюс, которая мешает этому), вплоть до того, что он сам называется именем Гавайе; в отличие от этого, человек, - поскольку есть у него тело и животная душа, и он имеет свободу выбора, то возможно, что со стороны того, что тело и животная душа отвлекают его от шлихус (а иногда отвлекает также Б-жественная душа, если это такой шлихус, который не принимается ("лейгт зих нит") у Б-жественной души), он не соедяняется с шлихус, но остается в своем мциюс.

И поскольку человек обладает свободой выбора - то это зависит от его выбора насколько он устраняет себя перед шлиухс, и в соответствии с уровнем его битуль, будет его уровень в шлихус.

Далет

И в отношении нашего вопроса:

Поскольку эти шлухим еще не вышли в авир гоойлом[8]

- И как сказал Алтер Ребе, что он любит воздух поля, поскольку нет в нем плесневелости городского воздуха, посредством пустых разговоров и в особенности, запрещенных разговоров и т.д., и как известно также в вопросе "вайашкейм Аврогом бабойкер[9]", "цафро дэАврогом[10]", что тогда воздух чист и т.д. -

То более легко добиться у них, чтобы они были в битуль, вплоть до того, что достигнут самого высшего уровня в шлихус - что все существование шлиаха - это шлихус гамешалеах.

И даже если их шлихус не был таким образом, - они могут исправить это посредством тшувы, и ведь тшува помогает также на прошлое, но только, чтобы тшува помогла также на прошлое, требуется более глубокая тшува, как приводится в масехес Йоймо, что есть тшува которая "отсюда и далее, как баал мум, который вылечился, но немного от его прежнего имени остается на нем" (т.е., что остается след и т.д.). И есть тшува более глубокая, которая помогает также на прошлое, что "искореняется грех его изначально", и вплоть до того, что "здойнойс становятся ему как зхийойс".

Гей

И также как эти слова говорится в отношении этих шлухим, также это и в отношении каждого и каждого из Исроэл, - как говорилось выше, что каждый и каждый еврей - он посланник Одом Элйон:

В месяц элул можно исправить и дополнить все, что не сделали в течение одиннадцати месяцев, которые прошли, - посредством тшуво, и ведь тшува помогает также на исправление прошлого.

И поэтому нужно - достичь посредством тшувы, и также на одиннадцать месяцев, которые уже прошли, - чтобы исполнили шлихус, и на таком уровне, что все его существование - это существование господина, как говорилось выше.

*

Вов

Есть бихл с короткими маамарим, Торот или имрот[11] Алтер Ребе, которые были сказаны перед Петербургом, и в основном в первые годы его нсиюс. В этих маамарим не записано время совершенно, так, что невозможно знать, в каком году был сказан или записан маамар. И, тем не менее, маамар, о котором будет говориться далее, который был записан одним из хасидим, был записан, по видимому, при жизни Алтер Ребе, ибо о нем говорится там "Шлита" или "нейрой йоир", как говорят о праведнике, при его жизни в этом мире.

И это язык маамара в этой книжке:

"Ваани… бhеймойс hоиси имох", т.е. я вел себя как бhеймо, для меня не стоили ничего все важные вещи, не желала душа моя гдойлойс венифлоойс мимени, но только волю Творца моего я исполнял, как, например, лошадь, которая исполняет волю своего хозяина, она не беспокоится о своей еде, или что схватит другой от нее, ибо знает? что забота о ней лежит на ее хозяине, чтобы она кушала, и она не готова, но только к работе и т.д. И нимшол понятен, что не следует человеку беспокоиться о гдойлойс и нифлоййс и т.д. И это есть "ве-ал гоорец тишан[12]", если он принизил себя до земли во всех вещах, - откуда упадет?, и само собой, он спокоен, но если нет - то нет у него покоя совершенно и т.д. и достаточно понимающему.

В этой книжке не находится дополнительного объяснения на эту Тору, и также в другом месте я не нашел объяснения на эту Тору, и по-видимому, нет необходимости в дополнительном объяснении, поскольку это понятно само собой.

Заин

И идея этих слов:

Не следует желать идти в гдойлойс и нифлоойс, искать "мадрейгойс" и т.д. - поскольку в аспектах мадрейгойс возможно падение; но - ал гоорец тишан", - что оттуда невозможно упасть.

Т.е.: не имеется в виду отрицание высоких ступеней, но только, что должна быть у него ганохо, что "ал гоорец тишан", т.е., что он находится на земле, и когда есть у него эта ганохо, - тогда он находится на удивительных ступенях - поскольку наивысший уровень связан с наиболее низким уровнем, и каждый более высокий опускается ниже.

И это то, что говорится "венафши кеофор лакойл тигйе псах либи бесойросехо[13]":

"венафши кеофор лакойл тигйе" - это есть аспект полного самоустранения, как прах, и ведь "все произошло из праха", что это есть также достоинство корня малхус, которая достигает аспекта атик, хотя мы находим, что З"О беатико ахид веталйо", но ведь известно, что имеется в виду аспект арих, в отличие от этого, малхус коренится в РДЛ"О.

И это есть что посредством битуль "нафши кеофор лакойл…" достигается "псах либи бесойросехо" - открытие сердца в Торе, что это подобно тому что сказали Разал, "писху ли кехудо шел махат ваани эфтах лохем кеписхой шел улом", и, т.е., что происходит раскрытие сердца в Торе как писхой шел улом, который был высотой сорок локтей, что указывает на уровень, который выше, чем гишталшелус.

И следует добавить, что раскрытие сердца в Торе это есть аспект реийо в Торе, как известно, что не похоже шмия (т.е. постижение) на реио, поскольку в шмия возможны кушьейс и стиройс, и в общности своей она ограничена, в отличие от этого в реийо, что она способом бли гвул, и это есть достоинство Тойросой шел Мошиах.

И как говорилось, что для того, чтобы прийти к раскрытию сердца в Торе должно быть "венафши кеофор лакойл тигйе", что это есть аспект полного самоустранения полностью, - и языком вышеупомянутой Торы - "ал гоорец тишан", и это находит сове выражение в том, что "он не беспокоится о своем пропитании, если схватит другой, поскольку он знает что эта забота возложена не его хозяина", и т.е., что он не есть мциюс для самого себя. но все его существование это существование господина; и когда от устраняется от своего мциюса полностью, но тогда он притягивает истинный мциюс.

И это есть "веонойхи баар велой эйда бгеймойс гоиси имох", аспект бгеймо рабо и т.д.

***

Хес

Маамар (подобие сихо) Шойфтим вешойтрим титен лехо.

Тес

(Адмур Шлита прокомментировал то, что не шлухим не вызвали к Торе на шахарис, и сказал:)

"Габай" ведет "балебатише хешбойнойс", и со стороны "балебатише хешбойнойс" - баал габаис – раньше, чем бохур-йешива, а гвир раньше, чем бедняк.

И поскольку всякое событие имеет свой источник - также это событие - начало его по вине самих шлухим:

И сначала: что в шлихус есть две детали: алеф) исполнение шлихус, что это есть обязанность по закону Торы; бейс) после исполнения шлихус должен шлиах передать мешалеаху, как был воспринят шлихус у тех, к кому он был послан, - что это не есть обязанность по закону, но – "дерех эрец", каак сказано "вайошев Мойше эс диврей гоом эл Гашем", "пришло писание чтобы научить тебя дерех эрец от Мойше, что не сказал, поскольку знает пославший меня, я не должен возвращать ему".

И в отношении шлухим, о которых шла речь выше, - у них, конечно, был первый аспект, исполнение шлихус, ибо хазоко шлиах исполняет свой шлихус. но, когда они вернулись из шлихус, то еще перед тем, как вернули слова народа, обратился каждый из них к своим делам; вымыться под душем, сменить галстук, и т.д. в остальных "бале-батише иньоним". И как следствие этого сделалось также у габая "балебатише хешбойнойс".

Однако, если бы габай не был баал бхиро, была бы вся вина возложена на шлухим только; но, поскольку он баал бхиро, то, каким бы ни было поведение шлухим, это не принуждает его поведения, и само собой, возложена ответственность также на него.

И как бы то ни было, в соответствии с тем, что сказали Разал, "все, что делает Вс-вышний, к добру делает", - пусть им дадут алийот[14] на молитву Минхо (и для этого сделают несколько миньянов), поскольку Минха субботы это очень возвышенный аспект, и как известно в отношении бар мицвы Мителер Ребе[15], что он поднялся к Торе в Минху именно, поскольку время Минхо в субботу это "эйс роцойн", и это аспект гвуройс мемутокойс[16] (поскольку время Минхи вообще это время диним и гвуройс, но время Минхо в субботу это аспект гвуройс мемутокойс).

И в соответствии с вышесказанным, что тшува помогает также в отношении прошлого - это поможет и исправит как у шлухим так и у габая.

(И после этого добавил Квойд кдушас Адмур Шлита*

Также как поведение габая пришло как следствие от поведения шлухим, также 'то на всех уровнях ("вайтер ун вайтер"), и вплоть до того, что в отношении всех вещей говорит Вс--вышний, что он сам виноват… Как сказали Разал, что Вс-вышний раскаивается о том, что он сотворил йецер горо, как сказано "ваашер гарейойси".

И поэтому, когда исправляют определенный аспект - следует исправлять его от его первого корня, и притянуть до самого низа.

(И рассказал Квойд Кдушас Адмур Шлита:) рав Ланда пишет мне в письме по поводу порядка установления мезузы у Квойд Кдушас Адмур (Рашаб) нишмосой Эйден, и однажды он сказал: у меня не останется одной балки (от пола), которая не проникнута идеей мезузы ("нит мезузедик").

(и закончил Квойд Кдушас Адмур Шлита:) мезуза - это есть аспект ойройс макифим, и нужно притянуть их до самого пола, т.е., притянуть от первого корня до самого низа.

***

Йуд

В недельной главе сказано "ал пи шней эйдим ой ал пи шлойшо эйдим йукам hадовор". И в соответствии с тем, что известно, что сыны Израиля называются эйдим, как слова Вс-вышнего сынам Израиля, "атем эйдай", следовательно, что "шней эйдим" или "шлойшо эйдим" это два и три способа служения.

И сначала: - что в аспекте эйдус вообще сказано "вегу эйд ой роо ой ойда", что это два способа служения - шмия ("йода" - посредством шмия - что это есть аспект гасого), и реийо, как говорилось выше (п. 7), что не подобна шмия на реия, поскольку гасого - она ограниченна, и возможно опровергнуть ее, в отличие от этого работа со стороны реио, это бли гвул, ибо поскольку он видит Б-жественность, что Б-жестувкнность бесконечна, поэтому также его работа она без ограничения.

И подобно тому, что говорилось выше в различии между "бехол левовхо увехол нафшехо" и "бехол меойдехо", что работа "бехол левовхо увехол нафшехо" это в ограничении, поскольку она приходит со стороны постижения, а работа "бехол меойдехо" это бли гвул, поскольку это со стороны аспекта реио в душе.

И каждая работа приводит особый аспект и особое притяжение, - как говорилось выше в аспекте "шойhам вейашфэ", что посредством работы "бехол левовхо" происходит подъем и очищение миров, и посредством работы "бехол меойдехо" происходит притяжение Свыше вниз.

И вот. в будущем будет "кедейн ухдейн", что тогда будет оба аспекта (Снизу вверх и сверху вниз) одновременно, что это есть способ, который включает их обоих вместе, что это выше их обоих, как известно в вопросе галохо кедиврей амахриа.

И поскольку все гилуим будущего зависят от наших дел и нашей работы в течение времени изгнания - то понятно, что также третий способ (включающий их обоих) есть также сейчас в служении.

И это есть аспект работы тшуво, что есть в ней оба достоинства, шмия и реия, снизу вверх и сверху вниз, - ибо тшува не приходит путем раскрытия сверху вниз, но она со стороны человека, и поэтому есть в ней достоинство пнимиюс, и она способом полного единения и т.д., и с другой стороны, идея тшувы - это изменение сущности, что это есть аспект бли гвул. И поэтому посредством работы тшувы будет в будущем "кедейн ухдейн".

Йуд алеф

И вот, в вопросе эйдус есть два способа:

алеф) эйдей бирур - как в диней момонойс, и в нескольких вопрсоах в диней нефошойс, что эйдим не делают саму эту вещь, ибо сама эта вещь есть также и без них, и действие свидетельства это только аспект бирур, раскрытия этой вещи.

бейс) эйдей киюм - что эйдус делает саму эту вещь, как свидетели кидушин, что по мнению большинства мефоршим свидетели это часть от процесса кидушин.

И то, что говорится про сынов Израиля "атем эйдай" - это не только, что сыны Израиля раскрывают Б-жественность, (по первому варианту), что этот аспект есть в общности мира, что творение раскрывает существование Творца, как сказано, "гашомаим месаприм квойд Эй-л", но еще, что достоинство сынов Израиля это также (как второй вариант), что они делают кивйохол эту вещь.

И идея в этом - что у сынов Израиля есть несколько ступеней: "ахойси райоси… тамоси", и вплоть до объяснения "тамоси - теумоси", и т.е., как объяснялось выше в маамаре, что если бы не существование Исроэл, это было бы хисоройн кивйохол в Нем, благословен Он, что это есть содержание идеи брис бейн абсорим, что каждый сам по себе это половина, и цельность его существования достигается посредством второй половины, и подобно этому в нашем вопросе, что поскольку "лемаасей йодехо тихсойф[17]", и он и его воля едины, следовательно, что души Израиля приводят к совершенству кивйохол существования Вс-вышнего.

Йуд бейс

И это есть также содержание строительства малхус в Рош аШоно, как сказали Разал, "скажите передо мной малхийос в Рош аШоно…, для того чтобы поставить Меня царем над вами";

Известно, что силук малхус[18] в Рош аШоно он в самых высоких уровнях, вплоть до сущности его благословен Он.

И поскольку сыны Израиля пробуждают и притягивают из этого места, - это доказывает, что они на самом высоком уровне, как известно правило, что мамших он выше чем гамшохо[19], ибо он приводит гамшохо.

И это достигается посредством имру лефонай малхийос, - принятия ига и полного битуль бимциюс, и т.е., что когда человек это не мциюс для себя совершенно, и все его существование это только "имру лефонай малхийос[20]", тогда он достигает также Свыше такого уровня, что Сам Вс-вышний - это не мциюс для себя, кивйохол, без душ Израиля.

 



[1] посланник

[2] самостоятельное существование

[3] посылающий

[4] Открытая Тора

[5] Глубинная, скрытая Тора

[6] раб

[7] "верный раб"

[8] "Воздух мира"

[9] "И встал Авраам рано утром"

[10] "Утро Авраама"

[11] высказывания

[12] "На земле спи"

[13] "И пусть моя душа будет как прах для всего, раскрой мое сердце в Торе"

[14] вызывание к Торе

[15] "Средний Ребе". Второй Любавичский Ребе

[16] "Услащенные гвуройс"

[17] "Творений рук своих желаешь ты"

[18] подъем сфиры малхус

[19] Притяжение

[20] "Скажите передо Мной (псуким) "малхийос""

 

Запись опубликована в рубрике: .