Тойрас Менахем т. 16 стр. 290
Говорится в конце трактата Сота:
"Учили рабонон: с тех пор как умер рабби Элиезер - спрятан свиток Торы. С тех пор как умер рабби Йегошуа - прекратился совет и мысль. С тех пор как умер рабби Акива - прекратились руки Торы и запечатались источники мудрости. С тех пор как умер рабби Элозор бен Азария - прекратились короны мудрости, Ибо корона мудрецов - их богатство. С тех пор как умер рабби Ханина бен Доса, прекратились аншей маасе[1]. С тех пор как умер Аба Йоси бен Котонта, прекратились хасидим, и почему названо его имя Аба Йоси бен Котонта, поскольку он был из самых малых хасидим. С тех пор, как умер бен Азай - прекратились прилежные ученики. С тех пор, как умер бен Зома - прекратились толкователи. С тех пор как умер раббан Шимон бен Гамлиель, поднялась саранча, и увеличились несчастья. С тех пор как умер Рабби (Йегуда гаНаси) - умножились несчастья. С тех пор как умер Рабби - прекратились скромность и боязнь греха. Сказал рав Йосеф тане - не учи скромность, поскольку есть я. Сказал рав Нахман тане - не учи боязнь греха, поскольку есть я".
Есть вопросы, на которых не останавливается ни один из комментаторов, чтобы обсудить их. И в нашем вопросе: в словах Геморо здесь есть несколько непонятных вещей:
алеф) прежде всего - в отношении общей идеи данной барайты:
Тора - это не просто историческое повествование, ее задача - практическое указание. И поэтому требуется объяснение - для чего нужно знать, что "с тех пор как умер рабби Элиезер - был спрятан свиток Торы, с тех пор как умер рабби Йегошуа - прекратились совет и мысль..." Можно понять, то, что перечисляет перед этим - установления мудрецов и их времена и т..д. - это вопрос, касающийся hалахи, но вопрос "с тех пор как умер рабби Элиезер..." - какое указание есть в этом в служении Вс-вышнему?
бейс) Подобно этому требуется объяснение в отношении причины изменения языка: сначала говорится "с тех пор как умер рабби Элиезер - нигноз свиток Торы; после этого говорится язык "ботло", "ботлу", и в продолжение этого говорится также язык "нистетму". И на первый взгляд, следовало бы сказать во всех их один язык - или нигноз, или ботлу, или нистетму, и почему изменяет язык?
гимел) Еще один вопрос, требующий объяснение - что порядок этой барайты не соответствует порядку поколений:
сначала перечисляется рабби Элиезер - это рабби Элиезер а-годол после него упоминается рабби Йегошуа - это рабби Йегошуа бен Ханания; и после него - рабби Акива - по порядку поколений. Но после этого, когда упоминает рабби Элозор бен азарию - следовало перечислить его перед рабби Акивой, и когда перечисляет после него рабби Ханину бен Доса - его следовало бы упомянуть еще раньше!
И также в продолжение - когда он упоминает бен Азая и бен Зому - следовало бы упомянуть их перед "с тех пор как умер рабби Акива", и по крайней мере, в отношении бен Азая - ясно, что он умер раньше чем рабби Акива, ибо, когда бен Азай взглянул и умер, рабби Акива "вошел с миром и вышел с миром".
[В отношении рабби Шимона бен Гамлиеля - нельзя задать вопрос, поскольку было два рабби Шимона бен Гамлиеля, и нужно узнать сначала, о ком из них идет речь].
И поскольку они не перечисляются здесь в хронологическом порядке - необходимо сказать, что есть здесь другой порядок, и нужно понять, что это за порядок.
И идея объяснения во всем этом - что число перечисленных здесь - от "с тех пор как умер рабби Элиезер" до "с тех пор как умер Рабби (Йегуда гаНаси) - десять, и это десять ступеней соответственно десяти сфиройс, и порядок их перечисления в барайте соответствует порядку сфиройс.
бейс
И следует сначала объяснить в отношении первого вопроса - для чего нужно знать, что "с тех пор как умер рабби Элиезер нигноз" - ведь на первый взгляд это просто историческое повествование.
И сначала следует объяснить, что идея смерти имеет отношение к идее авейлус, что это есть идея тшувы, как объясняет Рамбам - " пусть убоится и беспокоится и исследует свои дела и вернется в тшуво, и один из группы людей, который умер - пусть беспокоится вся группа", поскольку "нет смерти без греха".
Но, невозможно сказать, что это есть указание из "с тех пор как умер рабби Элиезер", поскольку это было много лет и много поколений назад, и невозможно сказать, что сейчас нужно справлять траур об этом.
также невозможно сказать, что имеется в виду аспект геспед, как приводится в Геморо "ахим беhеспейдо дэhосом каамино" (во время моей смерти усилься в моем hеспед[2]е, чтобы сжалились присутствующие и заплакали") - ибо это имеет отношение только в день смерти.
И в любой случае - непонятно отношение к трактату Сойто, ибо окончание трактата Сота не в определенный день, и возможно завершить ее изучение в канун Пейсах также как в канун Швуэс.
Гимел
И следует сказать возможное объяснение:
То, что сказано "с тех пор как умер рабби Элиезер, спрятан свиток Торы", и подобно этому в остальных вопросах в продолжение барайты, которые соответствуют десяти сфиройс, как объяснялось выше - не имеется в виду, что этот аспект окончательно прекратился, ибо, со стороны совершенства, которое должно быть в мире, невозможно, чтобы прекратился один из этих аспектов, но объяснение - что с тех пор, как "умер рабби Элиезер" - это возложено на плечи других, и приобрело другую форму.
Т.е.: в начале каждый из этих аспектов достигался посредством одного человека, а "с тех пор как умер.." - это перешло в руки многих, т.е., что все сыны Израиля вместе занимаются этой работой, но только это происходит другим способом - не в раскрытии, но в сокрытии и утаении.
И подобно этому как мы находим в вопросе жертвоприношений: во время Храма был аспект жертвоприношений, что они искупали все аспекты и т.д. И с тех пор, как разрушен Храм - это не таким образом, что прекратился совершенно аспект жертвоприношений, ибо сказали РаЗаЛ "каждый, кто занимается законами ойло[3] - как будто бы принес в жертву ойло", но - прекратились ограничения, которые были во времена Храма, что тогда было ограничение, что принесение жертв должно было осуществляться посредством когена именно, и днем именно (как сказано "бейойм цавойсой[4]"), но в настоящее время это можно даже ночью и даже не-когеном, и даже вне Эрец Исроэл, и т.е., что есть аспект жертвоприношений (в духовности), но устранились ограничения и т.д.
Но - аспект жертвоприношений, как это было передано в изучение Торы, это не в раскрытии, но в сокрытии и утаении, а в раскрытии - это не достигается совершенно, что поэтому сказали РаЗаЛ - "когда будет построен Храм - я принесу жирный хатос", что отсюда ясно, что действие изучения Торы сокрыто.
И подобно этому в нашем вопросе: перед тем как "с тех пор как умер рабби Элиезер", - это все было возложено на одного человека, а сейчас устранились эти ограничения, и этот аспект передан всем; но с другой стороны - этот аспект сейчас в сокрытии и утаении.
далет
И еще можно сказать объяснение в "с тех пор как умер" - что этот аспект передан и перешел быть в другом способе служения.
И подобно тому, как объясняет Алтер Ребе, что "основное служение Вс-вышнему в эти времена - это аспект цдоко... и не сказали РаЗаЛ "изучение Торы уравновешивает добрые дела" но только в их дни, что изучение Торы было основной работой у них".
И это есть объяснение в словах барайты "с тех пор как умер рабби Элиезер, сокрылся свиток Торы" - что прекратился аспект Торы,
- не имеется в виду, что аспект Торы прекратился совершенно, ибо изучение Торы - это одна из 613 заповедей, но - прекратился аспект "талмуд Тойро кенегед кулом[5]" и как объясняет Алтер Ребе, что в настоящее время должны также баалей Тойро[6] заниматься практическим действием (подобно тому, как также баалей маасе[7] должны заниматься изучением Торы), поскольку прекратился аспект "талмуд Тойро кенегед кулом" -
и это передано в другом способе служения - что основа служения сейчас это гмилус хасодим[8].
hей
И в соответствии с этим следует объяснить порядок вещей, который перечисляются в барайте, в соответствии с порядком сфиройс - ибо во время Храма служение было цельным, во всех десяти сфиройс, а с тех пор, как разрушен Храм, во время изгнания, с течением времени начал быть недостаток в раскрытии сфитройс, начиная от сфирас хохмо[9], и до сфирас малхус[10].
И прежде всего - "с тех пор, как умер рабби Элиезер, спрятан свиток Торы, письмаенная Тора:
Письменная Тора - это аспект хохмо. И ее отношение к рабби Элиезеру, который был столпом устной Торы - что его изучение письменной Торы было на ступени хохмо, что это есть идея письменной Торы.
И идея в этом - что идея хохмо - это точка, и т.е., что в точке хохмо притягивается точка разума как она есть, и нет в ней необходимости в расширении и дополнительном объяснении. И это была идея рабби Элиезера - как объясняет Раши, что он был баал hалохойс ми-пи гашмуо hарбе, и они были упорядочены у него, как будто бы записано в книге", т.е., что он передавал точку хохмо как она есть, подобно письменной Торе. И поэтому употребляет здесь язык "нигноз" (а не "ботейл", как в остальных вещах далее), ибо поскольку идет речь о сфирас хохмо, что в ней невозможно смерть и даже битуль, и как объясняет Алтер Ребе в Тании, невозможно сказать о ней "ботейл", но язык "нигноз", язык сокрытия, что это возможно также в хохмо, как объясняет АЛтер Ребе, что возможно, что будет в аспекте сна, что это есть идея сокрытия.