Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа ночи кануна праздника Шавуот 5716

Тойрас Менахем т. 16 стр. 290

Говорится в конце трактата Сота:

«Учили рабонон: с тех пор как умер рабби Элиезер — спрятан свиток Торы. С тех пор как умер рабби Йегошуа — прекратился совет и мысль. С тех пор как умер рабби Акива — прекратились руки Торы и запечатались источники мудрости. С тех пор как умер рабби Элозор бен Азария — прекратились короны мудрости, Ибо корона мудрецов — их богатство. С тех пор как умер рабби Ханина бен Доса, прекратились аншей маасе[1]. С тех пор как умер Аба Йоси бен Котонта, прекратились хасидим, и почему названо его имя Аба Йоси бен Котонта, поскольку он был из самых малых хасидим. С тех пор, как умер бен Азай — прекратились прилежные ученики. С тех пор, как умер бен Зома — прекратились толкователи. С тех пор как умер раббан Шимон бен Гамлиель, поднялась саранча, и увеличились несчастья. С тех пор как умер Рабби (Йегуда гаНаси) — умножились несчастья. С тех пор как умер Рабби — прекратились скромность и боязнь греха. Сказал рав Йосеф тане — не учи скромность, поскольку есть я. Сказал рав Нахман тане — не учи боязнь греха, поскольку есть я».

Есть вопросы, на которых не останавливается ни один из комментаторов, чтобы обсудить их. И в нашем вопросе: в словах Геморо здесь есть несколько непонятных вещей:

алеф) прежде всего — в отношении общей идеи данной барайты:

Тора — это не просто историческое повествование, ее задача — практическое указание. И поэтому требуется объяснение — для чего нужно знать, что «с тех пор как умер рабби Элиезер — был спрятан свиток Торы, с тех пор как умер рабби Йегошуа — прекратились совет и мысль…» Можно понять, то, что перечисляет перед этим — установления мудрецов и их времена и т..д. — это вопрос, касающийся hалахи, но вопрос «с тех пор как умер рабби Элиезер…» — какое указание есть в этом в служении Вс-вышнему?

бейс) Подобно этому требуется объяснение в отношении причины изменения языка: сначала говорится «с тех пор как умер рабби Элиезер — нигноз свиток Торы; после этого говорится язык «ботло», «ботлу», и в продолжение этого говорится также язык «нистетму». И на первый взгляд, следовало бы сказать во всех их один язык — или нигноз, или ботлу, или нистетму, и почему изменяет язык?

гимел) Еще один вопрос, требующий объяснение — что порядок этой барайты не соответствует порядку поколений:

сначала перечисляется рабби Элиезер — это рабби Элиезер а-годол после него упоминается рабби Йегошуа — это рабби Йегошуа бен Ханания; и после него — рабби Акива — по порядку поколений. Но после этого, когда упоминает рабби Элозор бен азарию — следовало перечислить его перед рабби Акивой, и когда перечисляет после него рабби Ханину бен Доса — его следовало бы упомянуть еще раньше!

И также в продолжение — когда он упоминает бен Азая и бен Зому — следовало бы упомянуть их перед «с тех пор как умер рабби Акива», и по крайней мере, в отношении бен Азая — ясно, что он умер раньше чем рабби Акива, ибо, когда бен Азай взглянул и умер, рабби Акива «вошел с миром и вышел с миром».

[В отношении рабби Шимона бен Гамлиеля — нельзя задать вопрос, поскольку было два рабби Шимона бен Гамлиеля, и нужно узнать сначала, о ком из них идет речь].

И поскольку они не перечисляются здесь в хронологическом порядке — необходимо сказать, что есть здесь другой порядок, и нужно понять, что это за порядок.

И идея объяснения во всем этом — что число перечисленных здесь — от «с тех пор как умер рабби Элиезер» до «с тех пор как умер Рабби (Йегуда гаНаси) — десять, и это десять ступеней соответственно десяти сфиройс, и порядок их перечисления в барайте соответствует порядку сфиройс.

бейс

И следует сначала объяснить в отношении первого вопроса — для чего нужно знать, что «с тех пор как умер рабби Элиезер нигноз» — ведь на первый взгляд это просто историческое повествование.

И сначала следует объяснить, что идея смерти имеет отношение к идее авейлус, что это есть идея тшувы, как объясняет Рамбам — » пусть убоится и беспокоится и исследует свои дела и вернется в тшуво, и один из группы людей, который умер — пусть беспокоится вся группа», поскольку «нет смерти без греха».

Но, невозможно сказать, что это есть указание из «с тех пор как умер рабби Элиезер», поскольку это было много лет и много поколений назад, и невозможно сказать, что сейчас нужно справлять траур об этом.

также невозможно сказать, что имеется в виду аспект геспед, как приводится в Геморо «ахим беhеспейдо дэhосом каамино» (во время моей смерти усилься в моем hеспед[2]е, чтобы сжалились присутствующие и заплакали») — ибо это имеет отношение только в день смерти.

И в любой случае — непонятно отношение к трактату Сойто, ибо окончание трактата Сота не в определенный день, и возможно завершить ее изучение в канун Пейсах также как в канун Швуэс.

Гимел

И следует сказать возможное объяснение:

То, что сказано «с тех пор как умер рабби Элиезер, спрятан свиток Торы», и подобно этому в остальных вопросах в продолжение барайты, которые соответствуют десяти сфиройс, как объяснялось выше — не имеется в виду, что этот аспект окончательно прекратился, ибо, со стороны совершенства, которое должно быть в мире, невозможно, чтобы прекратился один из этих аспектов, но объяснение — что с тех пор, как «умер рабби Элиезер» — это возложено на плечи других, и приобрело другую форму.

Т.е.: в начале каждый из этих аспектов достигался посредством одного человека, а «с тех пор как умер..» — это перешло в руки многих, т.е., что все сыны Израиля вместе занимаются этой работой, но только это происходит другим способом — не в раскрытии, но в сокрытии и утаении.

И подобно этому как мы находим в вопросе жертвоприношений: во время Храма был аспект жертвоприношений, что они искупали все аспекты и т.д. И с тех пор, как разрушен Храм — это не таким образом, что прекратился совершенно аспект жертвоприношений, ибо сказали РаЗаЛ «каждый, кто занимается законами ойло[3] — как будто бы принес в жертву ойло», но — прекратились ограничения, которые были во времена Храма, что тогда было ограничение, что принесение жертв должно было осуществляться посредством когена именно, и днем именно (как сказано «бейойм цавойсой[4]«), но в настоящее время это можно даже ночью и даже не-когеном, и даже вне Эрец Исроэл, и т.е., что есть аспект жертвоприношений (в духовности), но устранились ограничения и т.д.

Но — аспект жертвоприношений, как это было передано в изучение Торы, это не в раскрытии, но в сокрытии и утаении, а в раскрытии — это не достигается совершенно, что поэтому сказали РаЗаЛ — «когда будет построен Храм — я принесу жирный хатос», что отсюда ясно, что действие изучения Торы сокрыто.

И подобно этому в нашем вопросе: перед тем как «с тех пор как умер рабби Элиезер», — это все было возложено на одного человека, а сейчас устранились эти ограничения, и этот аспект передан всем; но с другой стороны — этот аспект сейчас в сокрытии и утаении.

далет

И еще можно сказать объяснение в «с тех пор как умер» — что этот аспект передан и перешел быть в другом способе служения.

И подобно тому, как объясняет Алтер Ребе, что «основное служение Вс-вышнему в эти времена — это аспект цдоко… и не сказали РаЗаЛ «изучение Торы уравновешивает добрые дела» но только в их дни, что изучение Торы было основной работой у них».

И это есть объяснение в словах барайты «с тех пор как умер рабби Элиезер, сокрылся свиток Торы» — что прекратился аспект Торы,

— не имеется в виду, что аспект Торы прекратился совершенно, ибо изучение Торы — это одна из 613 заповедей, но — прекратился аспект «талмуд Тойро кенегед кулом[5]» и как объясняет Алтер Ребе, что в настоящее время должны также баалей Тойро[6] заниматься практическим действием (подобно тому, как также баалей маасе[7] должны заниматься изучением Торы), поскольку прекратился аспект «талмуд Тойро кенегед кулом» —

и это передано в другом способе служения — что основа служения сейчас это гмилус хасодим[8].

hей

И в соответствии с этим следует объяснить порядок вещей, который перечисляются в барайте, в соответствии с порядком сфиройс — ибо во время Храма служение было цельным, во всех десяти сфиройс, а с тех пор, как разрушен Храм, во время изгнания, с течением времени начал быть недостаток в раскрытии сфитройс, начиная от сфирас хохмо[9], и до сфирас малхус[10].

И прежде всего — «с тех пор, как умер рабби Элиезер, спрятан свиток Торы, письмаенная Тора:

Письменная Тора — это аспект хохмо. И ее отношение к рабби Элиезеру, который был столпом устной Торы — что его изучение письменной Торы было на ступени хохмо, что это есть идея письменной Торы.

И идея в этом — что идея хохмо — это точка, и т.е., что в точке хохмо притягивается точка разума как она есть, и нет в ней необходимости в расширении и дополнительном объяснении. И это была идея рабби Элиезера — как объясняет Раши, что он был баал hалохойс ми-пи гашмуо hарбе, и они были упорядочены у него, как будто бы записано в книге», т.е., что он передавал точку хохмо как она есть, подобно письменной Торе. И поэтому употребляет здесь язык «нигноз» (а не «ботейл», как в остальных вещах далее), ибо поскольку идет речь о сфирас хохмо, что в ней невозможно смерть и даже битуль, и как объясняет Алтер Ребе в Тании, невозможно сказать о ней «ботейл», но язык «нигноз», язык сокрытия, что это возможно также в хохмо, как объясняет АЛтер Ребе, что возможно, что будет в аспекте сна, что это есть идея сокрытия.


[1] люди действия

[2] оплакивание (умершего)

[3] жертва всесожжения

[4] «В день, когда повелел» (Цав 7, 38)

[5] изучение Торы — напротив всех них

[6] изучающие Тору

[7] исполняющие практические заповеди

[8] Добрые дела; беспроцентная ссуда

[9] Мудрость. Сфира «хохмо». см. Ов, хохмо

[10] Малхус — Царство. Сфира «малхус»