Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пурим 5716

Тойрас Менахем т. 16 стр. 136 (Пурим)

В соответствии с этим следует также в отношении развития технологии печати:

В первых поколениях Тора распространялась во  всяком месте посредством переписчиков, которые переписывали книги Торы, и копии с копий, и т.д., и нужно было проверять каждую копию отдельно, чтобы не было там ошибок, и могли успеть в этом, поскольку количество копий было мало.

Но в последних поколениях открылось в мире идея печати, — что одна копия, которая проверена один раз, снова печатается несколько раз, сотни и тысячи копий.

Однако, также в печати, также одна проверка достаточна лишь для определенного числа копий, сравнительно небольшого, поскольку буквы стираются; и поэтому была открыта новая возможность в печати — что можно печатать как «фотографию». и посредством этого можно печатать снова и снова, не опасаясь (в такой степени) от стирания букв, так, что одна проверка, что проверили один раз, достаточна для тысяч и миллионов копий.

И также здесь задается вопрос — в соответствии со словами Мишны «Все, что создал Вс-вышний в своем мире, не создал, но только ради славы своей», безусловно, что открытие технологии печати это — и как это действительно было — что в первую очередь напечатали то, что связано с Тойрас Мойше, и также совершенствование, которое добавилось в работе печати, это также «лихвойдой» — ради распространения «Торы жизни», и если так, то почему не было этого в предшествующих поколениях?

И объяснение в этом — в соответствии с тем, что говорилось выше:

В предшествующих поколениях были нешомойс клолийойс[1], так, что каждая душа, которая в аспекте «клаль[2]«, выводит на их обязанность[3] все «протим[4]«, которые включены в нее, чтобы учить их и давать им жизнь и т.д.

В отличие от этого в наших поколениях, что каждая общая душа была разделена на несколько и несколько частей и частей от частей, и после того, как каждый становится отдельной частью, один не может вывести своего товарища в изучении Торы, поскольку это мицва, лежащая на нем самом, и само собой, что у каждого и каждого из сынов Израиля была своя «эта книга Торы»,  по которой он сможет учить.

И поскольку в этих поколениях появилась потребность, чтобы аспекты Торы достигли большего числа сынов Израиля — было необходимо, чтобы появилось в мире технология печати и усовершенствования в ней, для того, чтобы слова Торы достигли всех.

Тес вов

И поскольку мы начали говорить  об этом, следует внести ясность в отношении тех, кто занимается млехес hадфус[5], что они должны стараться использовать это для распространения источников хасидизма наружу:

Сначала следует сказать то, что мы находим в гагоhойс маймонийос в конце законов Мегило Рамбама,…

И подобно этому в нашем вопросе: тот, кто должен заниматься работой дфус также в разрешенных вещах «из за дархей шолом» — должен делать это из-за дархей шолом;

но если не это, он должен знать, что «ани лой ниврейси эло лешамейш эс койни[6]«, и само собой, кроме того, что несомненно, он не будет заниматься тем, чтобы печатать вещи, которые против Вс-вышнего и его Торы, — ибо это понятно само собой, ибо каждый еврей исполняет волю Вс-вышнего, и безусловно, что аспект апикорсус[7] и кфиро[8] не придет в его пределы, — но даже когда речь идет о диврей ршус[9], следует прояснить, что должен использовать и вкладывать все силы ради распространения майонйос хуцо[10].

Он должен помнить, что Высшее Провидение  поставила его на хороший удел, что посредством его может добавиться Тойрас Элойким хаим для множества нешомойс протийойс, для их сыновей и сынов из сыновей, и само собой, это не подобает, чтобы взять «хлеб Вс-вышнего», который дал ему Вс-вышний, и отдать его рабам и рабыням кенааним.. (несмотря на то, что в обмен на это они делают для него то, что он думает, что это нужно ему);

Он должен требовать от Вс-вышнего, что его желание — это быть только «нитбоин лемишкон венойснин», — привести слово Вс-вышнего каждому, сколько требуется ему, и на языке, который нужен ему;

И когда ему предлагают печатать другие вещи, — вещь противоположная, несомненно, не придет в его границы, и также в отношении аспектов ршус — ему следует сокращать и экономить («жалеть») свое время и силы, поскольку лучше для него использовать это время для распространения майонйос хуцо,

пока не настанет время. когда будет исполнено предзнаменование, «молъо гоорец дэйо эс Гашем кемаим лейом мехасим[11]«, «кулом йейдъу ойси[12]«, и поэтому «не будут учить более человек товарища своего» — поскольку каждый будет получать из первоисточника — что это то, что мы находим, что царь Мошиах будет учить Тору со всеми сынами Израиля, ибо, на первый взгляд, как это будет, в силах одного человека, чтобы учить тысячу тысяч и рибой рвовойс[13] из Израиля? Но это потому, что изучение будет способом реио[14], видеть магус[15].

И это есть также указание для каждого и каждого — что нужно дорожить каждой минуть, и каждая вещь, которая дана ему бегашгохо элйойно[16], чтобы использовать ее для Мишкана, чтобы делать Ему исборах[17], жилище в нижних.

***

Тес заин

В отношении Пурим сказано в Торе — язык гойроо[18] — «вимей гапурим гоэйлэ лой йаавру митойх гайегудим, везихром лой йосуф мизаръом[19]«.

Т.е.: аспекты Пурима представляют собой указание для всех поколений, также для такого поколения, когда нет гзейройс[20] хас вешолом[21], как были тогда, но. со стороны аспектов в духовности, требуется такое же поведение, как сыны Израиля вели себя тогда — байомим гагэм бизман газэ[22] — чтобы уничтожить гзейрас Гомон[23].

….

стр. 144

Для того, чтобы учеба была лимудей койдеш[24], должно быть их начало — йирас Гашем[25], и само собой понятно, что когда хотят добиться, чтобы ученик был йорей Гашем[26], тогда есть необходимость, чтобы учитель, который учит его, что он «тойфеах ал мнас леатпиах», был бы йорей Гашем несколько раз так, как в действии, так и в словах, — посредством того, что также в махшово[27] — в своем сознании — он в совершенстве.

И также следует остерегаться, чтобы учебники не были в аспекте «сефер Тойро шекосво мин[28]«, что его закон «йисорейф[29]» (и тем более и тем более в отношении сифрей ршус[30], которые написал мин).

И еще один аспект в отношении общей идеи изучения Торы – что, несмотря на то, что «слова Торы не принимают нечистоты», тем не менее, ученик должен услышать от своего учителя, что сейчас приступают к изучению Тойрас Элойким хаим[31], которая была дана Мойше с Синая, и каждый и каждый день будут в твоих глазах как новые, что поэтому, «как там  — со страхом и дрожью, и с трепетом и с потом, также здесь…»

Когда учат в Америке, и во всяком месте, во тьме времени изгнания, на заброшенном чердаке («ин а фарворфенем бойдем штибл»), что бы это ни была за учеба, алеф бейс, чтение (иври), сидур или установленная галаха, как например, какое благословение говорят на какую вещь, должен учитель дать ученику понимание, и, более того, дать ученику hаргошо — ощущение, что он намеревается передать ему слово Вс-вышнего,  поскольку Вс-вышний сам послал его чтобы передать слово Вс-вышнего этому ребенку, который сын (или дочь) Авраама, Ицхака и Яакова.

Коф гимел

И это есть указание от дней Пурима также в это время, в каждый и каждый день, для каждого и каждого из Израиля в отношении его детей. и тем более и тем более для тех, кого Высшее провидение дало им влияние чтобы влиять на нескольких и нескольких евреев, которые сыновья Вс-вышнему Б-гу нашему, — что они должны использовать свое влияние, чтобы учеба была в йирас шомаим, что посредством этого вырастет дойр йешорим[32].

И когда будет дойр йешорим — тогда «йевойрох[33]«, что они будут благословлены во всем, что необходимо им.

И посредством них будут благословлены также их родители и их родственники, и посредством этого также клал Исроэл, всюду, где бы они ни находились.

Коф далет

И также как это было в те времена, что посредством того, что Мордехай сидел в одном месте, и учил с еврейскими детьми галохойс псукойс[34] в Торе, была устранена гзейрас Гомон во всех ста двадцати семи государствах, которые были во всем мире,

— подобно этому также сейчас, что когда будут учить с еврейскими детьми Тору в страхе перед Небом, это устранит все гзейройс, и приведет к «ванаhафох гу[35]«, что «йимшелу гайегудим геймо бесойнейгем[36]«,

И поскольку главный враг – это йецер горо – победит его каждый на своем уровне,

И это приведет полное и истинное избавление, что тогда «лой йилмеду ойд иш эс реегу ки кулом йейдъу ойси лемиктоном ве-ад гдойлом[37]«.

***

Коф гей

Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь «Овину малкейну». И после этого сказал петь нигун, и сказал маамар «Леговин маамар Разал кол а-мойадим осидин либотейл».

После маамар приказал Квойд Кдушас Адмур Шлита петь нигун Адмур Могараш.

Коф вов

Квойд Кдушас Адмур Шлита указал, чтобы один из  присутствующих взял на себя исполнить «ад ло йода[38]«, и все присутствующие будут смотреть на него, у будут знать, что это… поэтому требуется, чтобы один из присутствующих «йисмойр эс нафшой[39]«, ради всего общества, которое находится здесь, и после этого пусть его поставят на стол, и смотрят на него, «казэ рээй[40]«…

И после этого сказал: Америка – это такая страна, что в ней делают все посредством «выборов». И само собой, если нет такого, кто готов это сделать добровольно – пусть сделают «выборы», и выберут одного, который будет «бохур мейом[41]«.

И после этого добавил с усмешкой: если я сделаю это – я перестану смотреть на часы, и тогда невозможно будет знать, сколько времени я задержу вас на гисваадус, так, что это не стоит вам, и лучше, что один из вас сделает это, а я буду смотреть на часы, и тогда вы сможете пойти спать (и т.п.) вовремя…

[Квойд Кдушас Адмур Шлита указал нескольким (называя их имена) сказать «лехаим», на большой стакан[42], и также несколько раз после этого на протяжении гисваадус].

***

стр. 158

Ламед хес

На хасидском фарбренгене, который проходил на святой земле, на йуд шват, «кетойв лейв гамелех байаин[43]«, выразился один из присутствующих[44], по поводу плони бен плони[45], что он завидует самому маленькому ученику Томхей тмимим, поскольку он удостоился учить хасидус. И т.е., что когда он находится в «ойлом гоэмес[46]«, он видит достоинство изучения хасидизма, и поэтому он завидует самому маленькому ученику из «Томхей тмимим».

Как результат такого высказывания, израильская почта заработала большие суммы за марки… Приходят письма, одно за другим, с претензиями: как же можно сказать такое?! Плони бен плони был великим из великих, пойсек и ламдон, который сидел всю свою жизнь в шатрах Торы, — и как же можно сказать, что он завидует малому из малых, который учит перек Тании?!

И ответ на это — что это Геморо мефурешес[47], в масехес Бово Басро:

Приводится в Геморо: «в будущем сделает Вс-вышний семь хупойс для каждого и  каждого праведника… каждый и каждый обжигается от хупы своего товарища».

И сначала: что язык «нихво мейхупосой шел хавейрой», ясно, что не разрешают ему войти на хупу его товарища, ибо ведь если бы разрешили бы ему войти, он бы не «обжегся»? И необходимо сказать, что когда он находился в этом мире, он не сознавал ценность этого, но когда он пришел в ойлом hабо, и когда он видит ценность этого, — стоит ему «обжечься», главное. попытаться протолкнуть себя, быть может, ему удастся попасть на хупу своего товарища.

И идея в этом:

Для того, чтобы удостоиться награды «хупо» в будущем мире, — на это сказали Хазал, «счастлив тот, кто пришел сюда, и его учение в руке его», т.е., что он изучал эти вещи (пнимиюс Торы), находясь в этом материальном мире.

Но если будучи в этом мире он не изучал эти вещи, и причина на это — не потому, что он был «онус[48]» и не было у него возможности изучать их, но из за сознательного решения, что  ему не нравилось («эр гот нит геhалтн») это учение, — тогда в будущем мире, в мире истины, что там не помогает тшува, [как известно, что тшува помогает только в этом мире, где находится ацмус умагус Эйн Сойф борух гу] — то он «обжигается от хупы своего товарища»:

впустить его внутрь — невозможно, поскольку он был противник этого. И с другой стороны, это не удивительно, что душа стремится войти на эту «хупу», место, где изучают пнимиюс Торы, — поскольку в мире истины видя истину в этом, и нойам арейвус йедидус, который может быть от этого.

И следовательно, что это есть «хупосой шел хавейрой», а если он стоит — не со стороны, но он хочет войти внутрь, но невозможно дать вму войти внутрь, что поэтому он «нихво…», поскольку, находясь внизу, он был против этого.

Однако, поскольку, в конечном счете, «лой йидах мимену нидох[49]» — есть совет, как помочь этому:

Аспект «нихво мехупосой…», который будет в будущем мире, — это только на уровне ган Эйден и т.д., но после этого будет время тхияс мейсим[50].

И поскольку тогда будет исполнено предназначение «кулом йейдъу ойси», и будут знать, где находится истина, — тогда все будут искать от Царя Мошиаха, чтобы он учил с ними пнимиюс Торы, и посредством этого он может приобрести долю также в этом.

***

По поводу войны с Амолеком, что про это сказано «зохойр эйс ашер осо лехо Амолек… ашер корхо бадерех[51]» (как говорилось выше подробно), сказано также «веато ойейф вейогеа[52]«.  И приводится в книге «Поним йофойс», что оба языка «ойейф вейогеа» они соответствуют двум войнам, война с Амолеком в Рефидим, когда они вышли из Мицраим, и война с Кенаани мелех Арод[53], в конце сорока лет, «И это то, что сказано, веато ойейф вейогеа, ибо в войне в Рефидим они были уставшими и жаждали воды, как сказано «вайахану бирфидим веэйн маим лиштойс гоом[54]«, но не были уставшими от пути, ибо облако Славы несло их, как сказано «воэсо эсхем ал канфей нешорим[55]«, но во второй войне, уже был у них колодец чтобы  пить, но после этого, поскольку умер Агарон, и поднялось облако славы… и были уставшими от пути, и это то что он сказал ойеф вейогеа, ойеф от первой войны и йогеа от второй войны».

И поэтому, также как следует вести войну против Амолека, который «корхо бадерех», также нужно вести войну против аспекта «веато ойеф вейогеа».

И идея в этом:

Корень положения и состояния «ойеф вейогеа» это — как продолжение Писания — «велой йорей Элойким[56]«, ибо, когда есть аспект «йорей Элойким», тогда есть аспект хайус[57], как сказано «йирас Гашем лехаим[58]«, и как объясняет арав аМагид[59], (и приводится в друшей хасидус) что йирас Гашем приводит хайус в мир, и это есть причина, что у ангелов есть хайус больше, поскольку есть у них больше йирас Гашем.

И отсюда понятно, что когда добавляется в «йорей Элойким», тогда устраняется аспект «ойеф вейогеа».

И все это — даже в Исроэл, и тем более и тем более — в коhен, ибо в отношении коганим есть псак галохо, что «коганим зризин гэн[60]«, и, само собой, нет у них аспекта айефус[61] и аспекта йегио[62]. И когда приходит коhен, и говорит, что он ойеф вейогеа, — тогда нужно исследовать у него аспект «велой йорей Элойким», и добиться, чтобы было «йорей Элойким», и тогда устранится айефус и устранится йегио.

Однако, в отношении коганим есть два мнения, или они «шлухэй дэрахамоно[63]«, или «шлухей дидан[64]«. И тем более и тем более, в отношении того, кто был назначен Высшим провидением (и это кол шекен и калвехоймер[65] от «афилу рейш гаргусо мишмайо мону лэй[66]«) быть раввином в Израиле, т.е. быть «ройш» для «шивтейхем зикнейхем[67]«, вплоть до «хойтев эйцехо вешойев меймехо[68]» – то, безусловно, что если только есть аспект «йорей Элойким», тогда нет возможности, чтобы было «ойеф вейогеа».

[Квойд кдушас Адмур Шлита закончил, чтобы не воспринимали вышесказанное так, чтобы было нехорошее чувство, сказав на языке страны, в соответствии с тем, что сказано в Мегиле «ам воом килшойно[69]» — «no hard fillings»… и «шолом ал Исроэл», чтобы все были довольны и радостны].

***

16 стр. 165

Мем далет

Более подробно:

На первый взгляд непонятно, как возможно, чтобы душа, еврей, достигла того, чтобы получить «лвуш малхус, ашер ловаш бой гамелех[70]«, малкой шел ойлом. святой, благословен Он;

«И конь, на котором ездит царь», как сказано, «ки тирков ал сусехо маркевойсехо йешуо[71]«, что это указывает на буквы Торы, что они подобны «сус[72]«, что посредством их опускается Вс-вышний и притягивается в миры внизу;

«ваашер нитон кесер малхус беройшой[73]«, т.е., что еврей одевает на себя «лвуш малхус» Царя над царями царей Святого, благословен Он, что намерение в этом — не в аспектах «гилуим», но к Ацмус умагус Эйн Сойф борух гу[74]?!

И объясняется в этом — что достичь этого может каждый из сынов Авраама, Ицхака и Яакова; требуется только, чтобы было у него желание к этому.

— известна история, что однажды Баал Шем Тов сидел со своими учениками, и вдруг пришел гой, который всунул голову в окно, и попросил помощи, поскольку его лошадь не может тянуть повозку, и когда ответили ему, что они не могут ему помочь, «не можешь», ответил и сказал «можешь, да не хочешь», т.е., возможность существует, только, что не хватает желания.

И в  нашем вопросе: каждый из Израиля может получить «лвуш малхус ашер ловаш бой гамелех», Царь мира, и «конь, на котором едет царь», и даже «что дана царская корона на его голове», «можешь», возможность существует, и все зависит только от того, чтобы было «хочешь», роцойн; и когда есть желание действительно, тогда дает Вс-вышний «кесер малхус[75]«, вместе с «сус ашер рохав олов гамелех» и «лвуш ашер рохав олов гамелех», и посредством этого притягивается само собой также все благословение в материальности.

Еврею дан выбор, как сказано «ръэй носати лефонехо… эс гахаим веэйс гатойв[76]«, и также противоположность, хас вешолом, и есть приказание «увохарто бахаим[77]«, выбрать путь, который ведет к счастливой жизни, жизни счастливой в духовности, что посредством этого становятся счастливая жизнь в материальности, и таким образом, что «схватывают» не только аспект «гилуим», но Ацмус и магус Эйн сойф борух гу!

И путь, чтобы узнать, что требуется, и каким образом можно достичь этого, — когда изучают хасидус, и задумываются в этом, для того, чтобы это было «талмуд, который приводит к маасе[78]«, тогда знают, как вести себя в ежедневной жизни, и сделать «кейлим», чтобы получить благословение Вс-вышнего,  «вагарикойси лохем брохо ад бли дай[79]«, чтобы быть счастливыми (он сам вместе со всей его семьей) в материальности и в духовности вместе.

Мем гей

Приводится в Геморо — «кад рогиз раайо ал оно овит ленагдо самусо»

Но вопрос в этом[80] — почему нужно было выбрать плони бен плони[81]…, чтобы он был «нагдо лесамусо»?!

И также если есть объяснение на это — спрашивается вопрос — «ад мосай»?!… Пусть придет уже Ребе, и придет уже Мошиах, и выведет «стадо» из всего маамад и мацов[82]… И сколько можно… мучить («матерн»)… себя и других, как в рухниюс[83], так и в гашмиюс[84]

[Квойд кдушас Адмур Шлита приказал петь нигун «не журите хлопцы». «Цомъо лехо нафши». и после этого сказал:]

Есть такие, которые не знают смысл в этом маамар Разал («кад рогиз раайо ал оно, авид ленагдо самусо»), и самом собой, поскольку они не знают, пусть Вс-вышний даст, чтобы было завершено это дело так как это должно быть.

И основное — чтобы было «венагафойх гу», «верабим меамей гоорец мисйагадим, ки нофал пахад мордехай алейгем[85]«,

и посредством этого будет притяжение ацмус умагус Эйн Сойф борух гу, который «ло исремиз бешум ойс векойцо[86]…»

И это притяжение будет не в аспектах инуим[87], и даже не подобно тому, как это объясняется в Ликутей Тойро, что есть способ, что получают дополнительный хайус посредством голода, но таким образом, что будет притянуто большое благо материальное и духовное, в боней, хайей умезойней рвихей, для каждого и каждого в том, в чем он нуждается,

и само собой будет исполнено выражение Алтер Ребе, что Вс-вышний дает евреям гашмиюс, и они делают из гашмиюс руханиюс, — чтобы сделать Ему, исборах, жилище в нижних, из бриюс[88] и симхо[89] и тув лейвов[90].

[Квойд кдушас Адмур Шлита приказал петь нигун Цемах Цедека. и нигун Квойд кдушас Адмур (Рашаб) нишмосой Эйден].



[1] «общие души», высокие души

[2] «общая (душа)»

[3] т.е., выполнение заповеди «общей душой», засчитывается также и «частным душам»

[4] «частные (души)»

[5] книгопечатание

[6] «Я не создан, но только чтобы служить моему Хозяину»

[7] атеизм

[8] атеизм

[9] разрешенные вещи

[10] распространение источников хасидизма наружу

[11] «Наполнится земля знанием Вс-вышнего, как вода закрывает море» (Йешайа 11, 9)

[12] «Все они познают Меня» (Йирмийа 31, 33)

[13] десятки тысяч

[14] вИдение

[15] сущность

[16] Высшее Провидение

[17] благословен Он

[18] указание к действию

[19] «и эти дни пурима не будут отменены среди Йеудеев, и память о них не исчезнет у потомков их.» (Эстер 9, 28)

[20] декретов (против евреев)

[21] не дай Б-г

[22] «В те дни, в это время»

[23] Аман

[24] Святая учеба

[25] страх перед Вс-вышним

[26] Б-гобоязненный

[27] мысль

[28] «Свиток Торы, который написал «мин» (атеист)»

[29] следует сжечь

[30] «разрешенные»  книги

[31] Тора Б-га живого

[32] «поколение праведных»

[33] «будет благословенно» (Тегилим 112, 2)

[34] установленная Галаха (закон)

[35] «И перевернется оно» (Эстер 9, 1)

[36] «иудеи победят врагов своих» (там же)

[37] «И не будет больше каждый учить ближнего своего… ибо все они будут знать Меня от мала до велика» (Йирмийа 31, 33)

[38] «до того, что не различит (между «проклят Аман» и «благословен Мордехай»).

(сноска 94 в тексте)

Квойд Кдушас Адмур Шлита спросил нескольких из присутствующих, может быть, они возьмут это на себя.

Одному — Шу»б[a] — сказал: то, что он боится исполнить «ад ло йода», потому что завтра он должен идти на шхиту, — разве есть кто-нибудь из присутствующих, который не должен завтра делать шхиту своей животной душе?!… Не страшно, если ты будешь сегодня пьян!.

И после этого добавил, что шхита не может быть в темноте, но должна быть в светлом месте именно, — свет дня, или луны, или свет свечи, но в любом случае должно быть освещено (см. Тур Шулхан Орух Йойре део начало симана 11). И смысл этого в служении — что «нейр Гавайе нишмас одом[b]» должна светить у него, и только тогда он сможет сделать шхиту своей животной душе. 

Одному сказал, что он может взять на себя исполнить «ад ло йода», поскольку он не житель этого места, после этого он вернется к себе домой, и там не будут знать про «позор»…

—————

[a] резник

[b] «свеча Вс-вышнего – душа человека» (

Мишлей 20, 27)

 

[39] «отдал душу»

[40] «как это – смотри…»

[41] «избранный из народа». Язык Писания – Тегилим 89, 20

[42] (стр. 146 сноска 97)

Одному из работников типографии, который сказал лехаим на маленький стаканчик, сказал: «Хватит цимцумим, что вы вводите меня в типографии до сих пор; возьмите большой стакан!

После этого, в продолжение гисваадус, сказал директору типографии: чтобы у Вас была гархово[c]  в мойхин и мидойс[d], и также в делах бизнеса, и вы прекратите сокращать Мерказ леиньоней хинух[e] во всем, что связано с вопросами печати; желание Любавич — распространяться и расширяться.

Причина «цимцум[f]» — это опасение, что, может быть, уменьшится в парносо[g], «пен йехсар лахмой[h]«, что это есть аспект «моро шхойро[i]«, которая связана с «нохош кадмойни[j]» — как выражение, которое я слышал от сына реб Довид Цви из Чернигова (и его источник в Мидрашах Хазал) — по поводу нохош, что «офор лахмой[k]«, и он всегда печален, поскольку он опасается, откуда у него будет парносо после того, как он съест весь прах, который есть на всей земле!…

Это не ваша забота; ваша задача  поставить аспект печати с гархово, и тогда вы бы давно уже стали «гвир[l]«, и вы бы сэкономили дискуссию с руководством МаЛаХ[m], как разделить считанные доллары, поскольку вместо считанных долларов было бы несравнимо больше, и само собой этого бы хватило как для йецер тойв[n], так и для йецер горо[o], для жены и детей, и также для остальных работников типографии.

И закончил Квойд Кдушас адмур Шлита: Поскольку мы находимся сейчас во время «ад ло йода» — пусть поможет вам Вс-вышний поставить дело печати с самой большой гархово, и добавить также «офсет» (см. выше п. 14),

и само собой, вы сможете взять еще несколько молодых людей из учеников тмимим, чтобы у них была парносо, и т.е., что не только, что не уменьшится ваша личная парносо, и остальных работников типографии, но наоборот, посредством этого добавится в парносо еще евреев,

И самое основное — что добавится гархово в распространении да»х[p], йофуцу майанойсехо хуцо[q], и таким образом, что то, что требует Тойрас га-хасидус, придет в реальном действии,  в махшово дибур умаасе[r], в ежедневной жизни, как у тмимим и ана»ш[s], так и у всего окружения.

————

[c] «простор»

[d] разум и эмоции

[e] «Центр по вопросам воспитания»

[f] «сокращение»

[g] «заработок»

[h] «не хватит ему что кушать». (ср.

Йешайа 51, 14)

[i] «меланхолия»

[j] «Первобытный змей»

[k] «прах – хлеб его»

[l] «богач»

[m] «Мерказ леИньоней Хинух»

[n] Доброе начало

[o] Дурное начало

[p] «Слова Б-га живого», хасидус

[q] «Распространятся источники твои наружу»

[r] мысль, речь и действие

[s] «Аншей шломейну» – «наши люди»

 

[43] Когда хорошо стало на сердце царя от вина» – язык Писания (Эстер 1, 10)

[44] Квойд кдушас Адмур Шлита упомянул его имя — гарав гахосид реб Рефоэл (Фоле) Каган, и приказал его сыну, р. Йоэлу шейихйе, сказать «лехаим»

[45] «такой-то сын такого-то»

[46] «мир истины»

[47] ясно сказано в Геморо

[48] «принужден»

[49] «Не отвергнется от Него отверженный» (Шмуэль Бет 14, 14)

[50] оживление мертвых

[51] «Помни, что сделал тебе Амолек… что встретил тебя в дороге» (Ки сейцей 25, 17)

[52] «а ты утомлен и измучен» (Ки сейцей 25, 18)

[53] царь Арада

[54] «И остановились в Рефидим, и нет воды, чтобы пить народу» (Бешалах 17, 1)

[55] «И Я поднял вас на крыльях орлиных» (Йисрой 19, 4)

[56] «не боится Б-га»

[57] жизненная энергия

[58] «Страх пред Господом (ведет) к жизни» (Мишлей 19, 23)

[59] Межеричский Магид

[60] «когены – проворны они»

[61] усталость

[62] утомленность

[63] «Посланцы Вс-вышнего»

[64] «Посланцы наши»

[65] «тем более и тем более»

[66] «Даже рейш гаргусо (самая низкая должность) – с Небес назначают его»

[67] «колена ваши, старейшины ваши» (Ницовим 29, 9)

[68] «Рубящий дрова твои и черпающий воду твою» (там же)

[69] «народ и народ – на языке его» (Эстер 1, 22)

[70] «одежду, которую одевает царь» (Эстер 6, 8)

[71] » воссел Ты на лошадей Своих, на колесницы Свои спасительные» (Хаввакук 3, 8)

[72] «лошадь»

[73] «И пусть будет дана царская корона на голове его»

[74] Сущность и Суть Бесконечного, благословен Он

[75] «царская корона»

[76] «Смотри, Я даю перед тобой… жизнь и благо» (Ницовим 30, 15)

[77] «выбери жизнь»

[78] «изучение, которое приводит к действию

[79] «И не изолью ли на вас благословение сверх меры» (Малахи 3, 10)

[80] [80] Квойд Кдушас Адмур Шлита говорил голосом, сдавленным от плача. (прим. издательства)

[81] «такой то сын такого то»

[82] «состояние»

[83] духовность

[84] материальность

[85] «И многие из народов страны стали Йеудеями, потому что охватил их страх пред Йеудеями» (Эстер 8, 17)

[86] «о Нем нельзя сказать ни буквой, ни кончиком буквы»

[87] мучения

[88] здоровье

[89] радость

[90] доброе сердце