Вов
И идея в этом:
в притяжении Свыше - есть гамшохо[1], которая имеет отношение к мирам, что ее идея - восполнить все недостатки, дэй махсойрой[2], и есть гамшохо, которая выше, чем миры, что ее идея - не только восполнение недостатка, но способом "дай веhойсер[3]", что это есть идея аширус[4], способом бли гвул[5], как духовные аспекты, так и материальные.
И это есть новость служения в Йом Тов Рош аШоно, который приходится на шабос, относительно гамшохо сама по себе, - что посредством такого служения притягивается дополнительный свет, аспект аширус.
И это достигается посредством служения делать широкие сосуды - hархев пихо[6], т.е. не только псах пихо[7] (дэй махсойрой), но hархев пихо (аширус), и посредством этого гамшохо она способом "воамалэйhу[8]", - бесконечно, не только в духовности, но и в материальности,
включая и в особенности, - в отношении здоровья тела, что "быть телу здоровым и цельным - из путей Вс-вышнего это", т.е., что в "пути Вс-вышнего" - "вешомру дерех Гавайе лаасойс цдоко умишпот[9]" - включается также "быть телу здоровым и цельным".
И понятно, что когда есть ситуация, когда врачи поднимают руки и т.д., отчаиваются - это не имеет значения.
И как известна история о Цемах Цедеке, что однажды пришел к нему человек, что врачи от него отчаялись, и сказал ему Цемах Цедек: сказано "верапой йерапей[10]", "отсюда, что дано право врачу лечить", и т.е., что Тора дала ему право лечить, но когда он не лечит, и только поднимает руки, отчаивается, - тогда он опускается с своего величия (эр верт ойс махер), и становится как простой человек, и само собой, его мнение не имеет никакого значения вопросах лечения.
И это есть хидуш[11] в служении - притянуть бесконечную гамшохо во все вещи, как в материальности так и в духовности, для каждого и каждого в соответствии с корнем его души, и если недостаточно гамшохо, которая со стороны корня его души, тогда есть способ у хасидим - связаться с носи а-дойр, с Ребе, что у него есть все аспекты в совершенстве и во множестве, и таким образом, что "ты обязан обогатить его", и от него притягиваются все аспекты в совершенстве и во множестве.
Заин
И в этом вопросе есть особое достоинство в Рош аШоно:
И сначала - что говорилось на предыдущем hисваадус, что в вопросе лечения есть два способа: алеф) излечить больной орган. Однако, таким способом, несмотря на то, что излечился больной орган, это не доказывает, что излечилась также причина, что болезнь - это следствие ее; бейс) излечить причину и корень болезни, и само собой исправляются все аспекты
И в отношении нашего вопроса:
Объясняется в хасидизме смысл называния Рош аШоно, а не "начало года", -поскольку это "рош" всего года, от которого притягивается жизненность на весь год, подобно голове в теле человека, что от нее притягивается хайус во все органы, и также как этот орган существует сам по себе, он получает свою жизненность от головы.
И из этого понятно, что когда исправляют эту вещь в "Рош аШоно", то это касается и воздействует на весь год целиком.
И поскольку мы все еще находимся в Рош аШоно, поскольку это все еще перед маарив[12] и hавдоло[13], и поэтому должны сказать в биркас амозон[14] "йаалэ вейовой[15]", "бейойм азикоройн азэ, бейойм тойв микро койдеш азэ[16]",- то, когда сделают сейчас то, что должны сделать в Рош аШоно, добьются посредством этого притяжения на весь год целиком.
И хотя осталось мало времени - но, поскольку это "рош", всей "общности", поэтому не важно аспект количества, но - аспект качества, и само собой, все, что должны были достичь в течение всех сорока восьми часов Рош аШоно, - если не достигли этого в совершенстве - могут восполнить это сейчас - "бешаато хадо увериг'о хадо[17]", и как объясняется в хасидус, что "шаато хадо" это значит один поворот[18] ("эйн кер"), и это может быть в один момент.
Т,е.: в этот момент должен каждый добиться у себя, чтобы подчинить свою волю Вс-вышнему, и посредством аспекта "батейл рцойнхо мипней рцойной[19]", тогда "йеватейль (Вс-вышний) рцойн ахейрим мипней рцойнхо[20]", и "рцойн ахейрим" т.е., существование и ограничения природы, включая также слова врачей, что когда врачи отчаиваются и т.д.,- то на это нет у них права, и само собой, возвращается лечение к Вс-вышнему, что "йишлах дворой вейирпоэйм[21]", и тогда лечение происходит скоро - "ад мhейро йоруц дворой[22]".
...
***
Хес
Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур очень ценил (геhалтн) "кицурим[23]".
Еще при жизни его отца - Ребе Рашаба, он сделал множество кицурим на мааморим и книги хасидизма, как кицурим на книгу Шаарей Ойро, и подобно этому есть еще кицурим, которые не были напечатаны. И также после этого, он очеь хотел, чтобы делали кицурим на его маамарим.
И причина этого - поскольку со стороны арихус hоиньон[24] можно заменить основное и второстепенное, и второстепенное на основное, или вообще не знать, что есть основное и что есть второстепенное; но когда есть "кицур", в нескольких словах или в нескольких строках, тогда видят основную идею, и не отклоняются от дороги направо и т.д..
И так это также в открытой Торе - как объясняет Квойд Кдушас Адмур Рашаб в контросе Эц Хаим, в идее порядка изучения открытой Торы, что основная учеба должна быть леасукей шмайто алибо дэhилхесо[25], ибо "hалаха" - это "кицур" и "тамцис" всей длинной дискуссии.
И идея "кицурим" в Торе - касается также поведения еврея в мире:
И сначала - что "смотрел в Тору и творил мир", ибо Тора она в аспекте "дифтероойс упинкесоойс[26]", что посредством них Вс-вышний сотворил мир, и те., что когда смотрел в Тору и видел, что написано в ней "йеhи ойр[27]", тогда он сказал эти слова "йеhи ойр", и посредством этого "вайhи ойр[28]".
И подобно этому в отношении поведения еврея - что все аспекты, которые относятся к его поведению - написаны в Торе, и он должен взять это из Торы, но, для того, чтобы он не потерял центральную идею со стороны длительности объяснения - есть кицурим; Мишна, Гморо и т.д., Шулхан Орух, вплоть до Кицур Шулхан Орух и кицур от кицура, что посредством этого может каждый и каждый взять из Торы путь своего поведения.
(и завершил Квойд Кдушас Адмур Шлита:)
Кицур и центральная идея всех сорока восьми часов Рош аШоно - это две точки -точка внизу и точка Свыше.
Точка внизу - что еврей подчиняет себя Вс-вышнему с каболас ол[29] со стороны идеи малхус; и точка Свыше - то, что Вс-выший подчиняет себя, кивйохол[30], сынам Израиля, и говорит, "веносати гишмейхем беитом[31]...", и все, что говорится в главе.
[1] Притяжение (Б-жественности)
[2] "По мере нужды его, чего недостает ему" (Дворим 15, 8)
[3] Достаточно, и еще избыточно
[4] Богатство
[5] Бесконечность; безграничность
[6] "Широко раскрой рот свой" (Тегилим 81, 11)
[7] Открой уста свои
[8] "И Я наполню его." (Тегилим 81, 11)
[9] "И будут хранить путь Вс-вышнего, творя милость и суд" (Вайейро 18, 19)
[10] "Излечить излечит" (Мишпотим 21, 19)
[11] Новость, обновление
[12] Вечерняя молитва
[13] Молитва, разделяющая между субботой и буднями
[14] Благословение после еды
[15] "Да поднимется и придет" (вставка в молитву на праздники)
[16] "В этот день памяти, в этот день праздника святого собрания" (из молитвы Рош аШоно)
[17] В один момент и в одну секунду
[18] Ср. "Вайиша Гавайе эл Гевел" - "И повернулся Вс-вышний к Гевелю" (Берейшис 4, 4)
[19] "Устраняй свою волю перед Его волей" (Пиркей Авот 2, 4)
[20] ""Устранит (Вс-вышний) волю других перед твоей волей"" (Пиркей Авот гл. 2, 4)
[21] "Послал Он слово Свое, и исцелил их" (Тегилим 107, 20)
[22] "Быстро бежит слово Его." (Тегилим 147, 15)
[23] Сокращения
[24] Подробности объяснения
[25] Изучать трактат в соответствии с галахой
[26] Чертежи и планы
[27] "Да будет свет" (Берейшис 1, 3)
[28] "И был свет" (Берейшис 1, 3)
[29] Принятие ига (Небесного Царства)
[30] Как если бы (если можно было бы так сказать о Вс-вышнем)
[31] "Я дам ваши дожди в свое время" (Вайикро 26, 4)