Второй день Рош аШоно 5716 г.

Тойрас Менахем т. 15 стр. 7

Понять идею Рош аШоно, ибо, идея Рош аШоно, это что в него был сотворен мир, как сказали РаЗаЛ, "в тишрей был сотворен мир". И содержание Рош аШоно это то, что сказано "зэ йойм тхилас маасэхо[1]", т.е., что в каждый и каждый Рош аШоно скрывается хайус[2] предшествующего года, и притягивается новая гамшохо[3], и поэтому он называется "этот день начало двоих деяний". И заповедь Рош аШоно - это трубление в шойфор, как сказано в Мишне - мицвас аойм бешойфор[4]. И нужно понять то, что все эти идеи (идея Рош аШоно, содержание Рош аШоно, и заповедь Рош аШоно) относятся и связаны с человеком именно. Ибо, идея Рош аШоно, что в него сотворен мир, - ведь творение мира было в течение шести дней, и Рош аШоно - в шестой день творения, день сотворения Одом Ришон именно. И подобно этому также содержание Рош аШоно, что это есть новое притяжение, это также в отношении человека именно, ибо остальные творения - их суд происходит в другие дни, что поэтому для все творений есть их Рош аШоно, и как первого элула Рош аШоно для маасейр бhеймо[5], и подобно этому остальные типы творений, что для каждого из них есть специальный день, что тогда это дин[6] и мишпот[7], и то, что Рош аШоно - это "начало Твоих деяний" - это в отношении одом[8] именно. И подобно этому также заповедь этого дня - что это есть идея шойфор, - звук шофара должен быть от человека именно, от Израильтянина, обязанного соблюдать заповеди, ибо, когда звук шофара выходит со стороны другой причины, не из уст человека, - это не заповедь шофара, но только когда звук шофара выходит от человека именно. И нужно понять, почему все аспекты Рош аШоно относятся к человеку именно, и ведь идея Рош аШоно - это что каждая вещь возвращается к ее первоначальному состоянию, и если так - то это имеет отношение ко всем творениям, что все они возвращаются к их первоначальному состоянию, и в чем отношение к человеку именно. И еще нужно понять в идее шойфор, ибо сказали РаЗаЛ, скажите передо Мной малхийойс[9], для того, чтобы поставить Меня царем над вами, зихройнойс, для того, чтобы пришла память ваша передо Мней во благо, и чем - шойформ, и т.е., что после всего порядка служения псуким[10] малхийойс, зихройнойс, шойфройс, нужно трубить в шойфор практически. И нужно понять, почему недостаточно служения псуким шойфройс, но должно быть служение трубления в шофар именно, в чем достоинство трубления в шофар практически именно.

Бейс

И чтобы понять это нужно предпослать сначала объяснение достоинства человека, что его достоинство со стороны души, которая в нем. И вот, идея души - это не есть идея разума. И не так, как думают ошибающиеся, сказать, что душа - это сейхел[11], и они доказывают из того, что душа называется нефеш маскелес[12], но в действительности это не так, ибо, когда мы говорим про человека, что он бар сейхел[13], то из самого этого ясно, что возможно, что он не будет бар сейхел, и тем не менее, также он - человек, во всех аспектах, которые есть в человеке, и следовательно, необходимо сказать, что нефеш - это не разум. И то, что душа называется именем нефеш маскелес, это (не потому, что душа это разум, но) поскольку сейхел соединяется с душой. И идея в этом, ибо в душе есть то, что это для него самого, и есть то, что для другого, и еще различие, что есть аспекты. которые душа делает сама, и есть аспекты, которые душа делает силами, которые в нем. И это есть различие между роцон[14], сейхел и мидойс[15], ибо роцон - это движение и наклонение души, т.е., что это не есть сила в душе, но это есть сама душа, стремление души, но роцон - для другого, ибо отклонение души оно не для него самого, но для другого. И идея мидойс - это не сама душа, но они есть сила в душе, и также мидойс - для другого, ибо, когда мы говорим, что есть мера любви или наоборот, то необходимо, что есть другой человек, на кого приходится любовь или ее противоположность. И следовательно, в мидойс есть два аспекта (недостатка) - что они силы в душе, и что они для другого. И идея сейхел - это также только сила в душе, но сейхел - он для себя самого, что это есть различие между сейхел и мидойс, что хотя оба они - силы души, и они не так, как роцон, что это есть движение и наклонение самой души, тем не менее, они различаются, ибо мидойс - для другого, а сейхел - для себя. И поскольку сейхел - для себя, поэтому сейхел соединяется с душой. И поэтому душа называется нефеш маскелес, поскольку сейхел соединяется с душой. Однако, вместе с тем, что разум соединяется с душой, это не таким образом, что разум схватывает (немт) душу, т.е., что он измеряется душу и постигает и понимает ее. И это будет понятно из того, что разум не постигает даже роцон, и т.е., что даже когда есть объяснение на роцон, это не таким образом, что объяснение постигает роцон, ибо, если бы это объяснение постигало роцон, тогда бы это объяснение измеряло роцон, и было бы хозяином над ним, что мог бы изменить его, и ведь мы видим, что это не так, но роцон остается в своей сущности, сущность роцон, и только, что добавляется на него объяснение, но тем не менее, он остается в своей сущности. сущность роцон. И поэтому, в заповедях, которые есть роцон элйон[16], как сказано, нахас руах[17] перед Мной, что Я сказал и исполнили Мою волю, несмотря на то, что есть на них объяснение, что это есть идея Торы, что это есть объяснение смысла заповедей, тем не менее, исполнение заповеди должно быть не со стороны объяснения, но со стороны роцон элйон, и т.е., поскольку роцон, даже если есть на него объяснение, он остается в сущности роцон (и поэтому также заповеди-мишпотим[18] нужно исполнять как заповедей хуким[19]). И поскольку сейхел не постигает даже роцон, то понятно, что тем более и тем более, что сейхел не постигает саму душу. И то, что душа называется нефеш маскелес, это только потому, что разум соединяется с душой, но тем не менее, сейхел не схватывает душу, и даже роцон души он не схватывает.

Гимел

И это будет понятно более ясно, ибо в душе есть несколько уровней - дибур[20] (что в это включается также действие, и это есть идея букв), махшово[21], мидойс, сейхел, и роцон, и все эти уровни они воспринимают друг от друга. И как дибур, что он воспринимает от махшово, что хотя дибур имеет отдельный корень в душе, тем не менее, он воспринимает от махшово именно, и поэтому махшово это хайус[22] для дибур, что когда он думает, когда он говорит, тогда есть у него хайус в дибур, но когда он не будет думать во время, когда он говорит, тогда не будет у него хайус в дибур. И подобно этому махшово воспринимает от мидойс, что хотя корень для махшово это не мидойс, но есть у махшово отдельный корень в душе, тем не менее, махшово воспринимает от мидойс именно, и как приводится в Тании, что во время когда он желает какую-то вещь, тогда это приходит в его махшово, и мидойс - это жизненность мысли.

….

И подобно этому будет понятно в служении, что все силы, и как мойхин и мидойс, возможно, что они изменятся, однако ступень роцон, что это есть аспект йехидо[23], она всегда остается в своей цельности (дос из алемол ганц), что она верна Ему, благословен Он, и возможно только, что она сокроется, и т.е., что когда внутренние силы – мойхин и мидойс – не находятся в месте кдушо, но в другом месте, тогда возможно, что также аспект йехидо будет в сокрытии, но также тогда – она только скрывается, но она всегда верна Ему, благословен Он, что поэтому также каль шебекалим[24] и грешники Израиля всегда могут пробудить аспект йехидо, поскольку она всегда цельна. И подобно тому, как объяснялось выше в аспекте роцон, что со стороны пробуждения роцон притягиваются все силы, подобно этому это также в служении Вс-вышнему, что когда человек из Израиля выдерживает испытание, и стоит в мсирус нефеш[25], через то, что пробуждает аспект йехидо, тогда это само собой приводит изменение во всех силах, или внутренним образом, или внешним образом, однако так или иначе изменяются все силы, но только, что требуется работа, для того, чтобы этот аспект был в раскрытии, и как объясняется в контрос авойдо, что посредством мсирус нефеш изменяются также внутренние силы, но что требуется работа, чтобы раскрыть их. И так это в общности служения (что порядок ее снизу вверх, что это есть аспект сулом муцов арцо, веройшо магиа hашомаймо[26]), что цель его – достичь аспекта йехидо, что это есть аспект реусо дэлибо[27], который выше чем понимание и постижение, что это есть аспект эцем[28], который неизменен вовеки.

Далет

И с этим будет понятно достоинство человека, ибо, одом[29] - это от языка эдоме лоэлйон[30], и то, что он "подобен Высшему" - это не только со стороны внутренних сил, которые в нем, что со стороны этого он достигает только гишталшелус, но основное его достоинство – со стороны служения рэусо дэлибо, которое выше понимания и постижения, что посредством этого он достигает также Свыше аспекта лой одом[31], который выше, чем система гишталшелус. И хотя служение реусо дэлибо оно бехол меойдехо[32], меойд шелхо, тем не менее, посредством этого он достигает аспекта лой одом[33], и это потому, что Вс-вышний, когда он просит, то он просит только по их силам, а когда он дает, он дает по Его силам, и поэтому посредством его служения выше, чем понимание и постижение, он достигает аспекта лой одом. И также как внизу, посредством пробуждения роцон притягивается само собой также во внутренние силы, как говорилось выше, также это Свыше, что когда служение человека оно в аспекте йехидо, что посредством этого он достигает также Свыше аспекта лой одом в одом, и со стороны аспекта лой одом, который выше чем гишталшелус, притягивается новое притяжение также в гишталшелус.

Гей

В соответствии с этим будет понятно отношение Рош аШоно к служению человека именно. Ибо, в Рош аШоно все вещи возвращаются к их изначальному состоянию, и известно, что сокрытие Рош аШоно - это больше даже чем сокрытие цимцум[34], также сокрытие первичного цимцума, ибо сокрытие первичного цимцума было только в распространении света, который вне букв, но в самих буквах не произошло никакого изменения совершенно (как объясняется в Ликутей Тойро в конце книги Вайикро и в нескольких и нескольких друшим), однако сокрытие Рош аШоно - это что сокрылся свет и жизненность от самих букв и сосудов, и поэтому должно быть притяжение из аспекта, который совершенно выше чем аспект зулос[35], т.е., выше чем место, в котором имеет отношение цимцум, что это есть аспект света, но должен достичь сущности именно. И это достигается работой человека именно, в рэусо дэлибо[36] которое выше, чем понимание и постижение, что посредством этого он достигает аспекта лой одом[37], который выше чем гишталшелус. И это есть идея шойфор шел аил[38], т.е., что человек и животное они равны, что посредством этого он достигает выше чем гишталшелус. И это есть то, что сказано бакшу поной[39], эс понехо Гавайе авакейш[40], т.е, что служение Рош аШоно - это притяжение пнимиюс Свыше, что это есть аспект света, который выше чем гишталшелус, и это посредством служения бакшу поной, аспект йехидо.

Вов

Однако в действительности работа реусо дэлибо недостаточно, поскольку служение реусо дэлибо достигает только аспекта лой одом, который выше чем гишталшелус, но для того, чтобы достичь ацмус, должно быть служение в аспекте действия с каболас ол[41] именно. И подобно этому в вопросе шойфор, что вместе с тем, что основное намерение в трублении шойфор, это внутреннее пробуждение, и как известно то, что говорит Рамбам, что несмотря на то, что трубление в шойфор в Рош аШоно - это гзейрас акосув[42], но указание есть в нем, т.е. пробудитесь спящие от вашего сна, и тем не менее, недостаточно намерения заповеди шойфор, но должно быть действие трубления в шойфор практически именно, и т.е., что должно быть аспект действия, и действие должно быть в шойфор, т.е., в существовании йеш, действие в аспекте самого действия, что посредством этого достигают ацмус.

И идея в этом, ибо известно, что в отношении ацмус невозможно сказать никакого описания, ибо невозможны в нем никакие описания, и можно только сказать, что Он – Творец, поскольку Творец – это со стороны творения йеш (йеш нивро[43] или йеш неэцол[44], и как сосуды в Ацилус), поскольку творение йеш - это из ацмус именно, ибо поскольку ацмус – его существование из его сущности, без всякой причины (ило весибо), которая ему предшествует, хас вешолом, поэтому именно он – в Его силах творить йеш, который в своем самоощущении нет у него причины (ило весибо), и его существование благодаря ему самому. И это есть, что йеш махриах эс гоацмус[45], и мойрэ эс гоацмус[46]. Йеш махриах эс ацмус, поскольку со стороны творения йеш есть у нас доказательство и необходимость на ацмус, ибо творение йеш, который в своем ощущении он мциюсой меацмусой[47], невозможно быть, но только из ацмус именно, и поэтому, из творения йеш есть у нас доказательство и необходимость на ацмус. И йеш указывает на ацмус, ибо идея ацмус, что его существование благодаря ему самому, выражается (зогт зих аройс) в йеш, который в своем самоощущении мциюсой меацмусой, и это есть что йеш указывает на ацмус, т.е., что посредством йеш есть у нас указание на ацмус, что его существование благодаря ему самому. И это есть различие между йеш и ойр[48], что свет не доказывает существование ацмус, и не указывает на ацмус. Свет не доказывает существование ацмус, т.е., от света нет у нас никакого доказательства необходимости существования ацмус, ибо также другие аспекты, которые не ацмус – есть от них свет, и поэтому, от света, нет у нас доказательства необходимости существования ацмус. И также свет не указывает на ацмус, ибо то, что ацмус – мциюсой меацмусой, это не выражается (зогт зих нит аройс) совершенно в свете, ибо в свете не находится этот аспект. И вместе с тем, что свет подобен источнику света, и есть у него самостоятельное существование (как объясняет Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в мааморим Рош аШоно), но этот аспект в свете он не со стороны его самого, но со стороны источника света, т.е., что поскольку свет ощущает и прилеплен к своему источнику, поэтому есть также в свете самостоятельное существование, но это не со стороны его самого, но со стороны источника, ибо в самом свете не находится совершенно идея ацмус, что его существование благодаря ему самому, что поэтому невозможно сказать про ацмус описание "источник света", поскольку не это вся его сущность, то, что светит от него свет, и следовательно, свет не указывает на ацмус. Однако йеш доказывает необходимость существования ацмус и указывает на ацмус. Йеш доказывает необходимость существования ацмус, ибо невозможно быть творению йеш но только из ацмус. И йеш указывает на ацмус, ибо йеш в своем самоощущении мциюсой меацмусой. Ибо различие между йеш и ойр, что свет прилеплен к своему источнику, и он также ощущает свой источник, ибо когда свет не ощущает свой источник, и в особенности, если будет какое то прерывание в его прилепленности к источнику, тогда не будет существования света совершенно, но существование йеш оно противоположно от существования света, что йеш не только, что жизненность не раскрывается в нем, но наоборот, что хайус еще скрывается от него, ибо в йеш не ощущается совершенно, что жизненность в нем – это Б-жественность, и т.е., что способ сотворения йеш это таким образом, что жизненность отделяется и возвышается от него, и не ощущается в нем жизненность, и именно посредством этого становится его существование, и т.е., что в его самоощущении его существование оно благодаря ему самому, и этим он указывает на ацмус. И как следствие этого, будет понятно еще одно различие между йеш и ойр, что ойр – это не истинное существование, ибо поскольку свет это не ацмус, поэтому существование света это не есть истинное существование, но существование йеш, что его существование – это существование ацмус, то существование йеш – это истинное существование. И поэтому в будущем, что тогда раскроются все аспекты, как они в их истинности, тогда материальное тело будет Б-жественностью, и т.е., поскольку раскроется в йеш его истинное существование, что истинность существования йеш нивро – это йеш амити, и поэтому будет существование йеш истинным существованием.

И в соответствии с этим понятно, почему должна быть работа в действии, и в аспекте йеш именно, поскольку именно посредством этого достигают ацмус. И поэтому недостаточно произнесения псуким шойфройс, и требуется шойфор в действии именно, поскольку произнесение псуким это есть аспект Торы, которая достигает света, как сказано, веТойро ойр, однако посредством действия заповедей достигают ацмус. И хотя иногда объясняется, что есть превосходство в Торе над мицвойс, но все это - в аспекте гилуим, что в аспекте гилуим есть превосходство в Торе над мицвойс, однако достоинство мицвойс, что посредством мицвойс именно достигают ацмус, и поэтому мицва, которую невозможно осуществить посредством других, отменяют ради нее изучение Торы.

Заин

И с этим будет понятно связь Рош аШоно с одом именно, ибо все аспекты Рош аШоно, идея Рош аШоно, что это день творения, и содержание Рош аШоно, что это день тхилас маасехо, и заповедь Рош аШоно, что это есть идея шойфор, все они относятся к человеку именно. И т.е., поскольку в Рош аШоно должно быть новое притяжение выше чем гишталшелус, это делается посредством человека именно, поскольку он подобен Высшему также со стороны йехидо, которая в нем, что посредством этого он достигает аспекта лой одом, который выше чем гишталшелус. И для того, чтобы достичь ацмус, основное – это трубление в шойфор практически, что это со стороны достоинства йеш, что существование йеш – это ацмус, что поэтому посредством шойфар в действии достигают ацмус. И от этого притягивается новое притяжение Б-жественности также в гишталшелус, как в духовных аспектах, т.е., в дин и мишпот, который есть в отношении притяжения Б-жественности, как сказано, Ки хойк леИсроэл гу, мишпот леЭйлокей Яакойв[49], и притягивается также в материальности, в боней, хайей умзойней рвихей, ниже десяти ладоней, в явном и раскрытом благе.


[1] Этот день - начало Твоих деяний (из молитвы Рош аШана)

[2] Жизненность

[3] Притяжение (Б-жественности)

[4] "Заповедь этого дня - (трубление) в шофар"

[5] Десятина от животных

[6] Суд

[7] Закон

[8] Человек. Адам

[9] Малхийос, Зихройнойс, шойфройс - специальные псуким, произносимые перед трублением в шофар в Рош аШоно

[10] Посук (мн. - псуким) - стих из Торы

[11] Разум

[12] Душа постигающая

[13] Умный

[14] Воля

[15] Меры; чувства; нижние семь сфирот

[16] Высшая Воля

[17] Удовольствие; успокоение духа

[18] (Заповеди,) смысл которых постижим разумом человека

[19] (Заповеди,) смысл которых непостижим человеческим разумом

[20] Речь

[21] Мысль

[22] Жизненность

[23] Высший уровень души; сущность души

[24] Легкомысленный из легкомысленных

[25] Самопожертвование

[26] "и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес" (Вайейцей 28, 12)

[27] Желание сердца

[28] Сущность

[29] человек

[30] "уподоблюсь Высшему" (язык посука (Йешайа 14, 14) – прим. переводчика)

[31] "не человек" язык посука (Шмуэль Алеф 15, 29) – прим. переводчика)

[32] "Всем твоим достоянием" (Воэсханан 6, 5)

[33] "Не человек" (Шмуэль Алеф 15, 29)

[34] сокращение света

[35] "Другой", "посторонний"

[36] желание сердца

[37] "не человек"

[38] рог барана

[39] "Ищите лица Моего"

[40] "Лица Твоего, Вс-вышний, буду искать"

[41] Принятие ига (Небесного Царства)

[42] (необъяснимое) постановление Торы

[43] "Есть" сотворенное

[44] "Есть" эманированное

[45] Йеш доказывает существование ацмус

[46] (Йеш) указывает на ацмус

[47] Его существование благодаря ему самому

[48] Свет

[49] "Ибо закон это для Йисраэйля, установление от Б-га Йаакова." (Тегилим 81, 5)

Запись опубликована в рубрике: .