בס"ד
"И Яаков пошел в Суккот, и построил себе дом, и своему скоту построил шалаши[1]". И объясняет Алтер Ребе в маамаре с теми же начальными словами (напечатанный в "Бойнэ Йерушалаим", и есть также в бихл рукописи), что это будет понятно в соответствии с тем, что сказано: "тоамо ки тойв сахро, лой йихбе балайло нейро[2]".
Бейс
И идея в этом, что есть два вида любви к Вс-вышнему, аhаво рабо ("великая любовь") и аhавас ойлом ("вечная любовь", или "любовь этого мира"). Аhавас ойлом - это то, что человек берет посредством hисбойненус[3] из мира, и это есть аспект мемале кол олмин ("свет, окружающий миры"), ибо в каждой точке этого мира есть Б-жественность, дающая ей жизнь. И аhаво рабо – это любовь, приходящая без постижения и сосредоточения мысли, и это - аспект сойвев кол олмин ("свет, окружающий миры"), свет, который выше мироздания. Ибо, если бы этот свет пришел в миры, они были бы не способны выдержать его.
И вот, аспект аhавас ойлом, то, что человек служит Вс-вышнему в каждой точке этого мира, включая также еду, которую человек ест, и все различные потребности человека, которые, на первый взгляд, ниже, чем человек, и это есть доймем цоймеах хай (неживая, растительня и животная природа), а человек – медабер (букв. "говорящий"), и следовательно, как возможно, чтобы медабер получал жизненность от доймем цоймеах хай.
Но тем не менее, поскольку мы видим, что человек получает жизненность от них, следовательно, несоменно, их корень выше, чем ступень человека. И то, что они опустились так сильно вниз, это потому, что сойф маасэ бемахшово тхило ("конечное действие – в начальной мысли") [как известно, что всякий более высокий наверху, опускается ниже внизу] и когда человек ест их, он поднимает и к их корню [и общий смысл того, что говорится там, что Алтер Ребе имеет в виду объснить причину того, что человек должен поднимать еду, хотя их корень выше, чем корень человека. И на это он объясняет, что поскольку они опустились вниз, то они нуждаются в человеке, который ест их, ибо посредством этого он поднимает их к их корню].
Но это только тогда, когда человек мойсер нефеш, отдает себя полностью Вс-вышнему, когда он не берет себе ничего совершенно, и он выше, чем мир, и тогда посредством того, что он ест, и из этого становится его кровь и плоть, и этой силой он служит Вс-вышнему, он поднимает еду к ее корню.
И вот, человеку свойственно подниматься и падать, и когда он падает со своей ступени, он погружается в глубокую печаль и депрессию, и он не способен учиться и молиться. И причина этого – ибо легармей hу овид[4], что он хочет быть хасидом, подняться на высокую ступень, и, когда он падает со свой ступени [и само это падение происходит из-за того, что легармей он делает] – он находится во тьме. Но в действительности не таким должно быть служение, ибо должно быть так, чтобы не обращать на себя никакого внимания, и отставить себя в сторону совершенно, ибо даже если он – зло, тем не менее, есть в нем искра (доля) Б-жественности Свыше, и он должен делать ради этой части, которая в нем, и осветить ее светом Торы и молитвы, как сказано «ибо Ты освещаешь мою свечу».
Гимел
И это есть смысл того, что сказано «тоамо ки тойв сахро», ибо всякий вкус, который человек чувствует в служении, что оно благо, это «сахро», т.е., что у него есть великая любовь, которая соотвестввует свету сойвев, ибо «сахро» - от языка «схойр, схойр». Но Писание объясняет, что это – с условием, т.е., когда человек может достичь такой любви? – Когда «не погаснет в ночи свеча ее», что даже когда он во тьме и в ночи, тем не менее, он служит Вс-вышнему, из-за того, что «не погаснет ночью ее свеча» - часть Б-жественности, которая есть в нем.
И следует отметить, что в этом вопросе есть различие между маамаром, как он в рукописи, и маамаром напечатанным. Ибо в напечатанном маамаре сказано, что посредством «таамо ки тойв сахро» - тогда «не погаснет ночью свеча ее», и т.е., что сначала нужно находиться на ступени великой любви. Но в рукописи объясняется более красиво, что когда есть «лой йихбэ балайло нейро», что это есть аспект практического действия, которое имеет отношение к каждому и каждому, тогда становится «тоамо ки тойв сахро», что есть идея великой любви.
И продолжает в маамаре, что это есть также то, что сказано «не радуйся, враг мой, ибо если упал я – поднимусь я», что души Израиля говорят клипойс – не радуйся враг мой моему падению, ибо даже в падении есть у меня возможность подняться, ибо он может служить Вс-вышнему даже если он находится во тьме, как говорилось выше, и как завершает Писание, «если сижу я во тьме – Вс-вышний свет мне».
Далет
И это есть смысл того, что сказано «И Яаков пошел в Суккот», и т.е., что он поднял себя к той любви, которая в аспекте сойвев кол олмин, что это подобно сукко, которая окружает его сверху, и далека от него, и тем не менее, он повел себя, и как говорилось выше, что даже если он упал и находится во тьме, тем не менее, он должен продолжать свое служение ради части Б-жественности, которая есть в нем. И через это становится после этого «и построил себе дом», что он приходит к такой любви, как это в «доме» (что притягивается в него внутрь), и это есть «ваивен», язык гисбойненус. «и для скота своего сделал шалаши», т.е., еда, которую он кушает (которые называются «скотом его», «микнейhу», ибо это не есть его сущность) – он аспект шалаша, т.е., что он выше их и окружает их, ибо он использует их не для того, чтобы получить от них, как говорилось выше (п. 2), тчо он не берет себе ничего, но отдает себя полностью Вс-вышнему. И это все – когда он на подъеме. Но когда он находится во тьме, тогда также для себя самого он в аспекте «сукко». И это есть смысл того, что сказано «потому назвал имя того места – суккот», во множественном числе, т.е., себе и своему скоту (ибо аспект макиф выше их обоих).
[1] Вайишлах 33, 17
[2] "Вкусила, что благ товар ее, Не погаснет ночью свеча ее". Мишлей 31, 18.
[3] Сосредоточенное размышление
[4] "Ради себя он делает" (арам.). Эта же фраза приводится в конце 1 гл. Тании по поводу народов мира, "все благо, которое творят народы мира – ради себя они делают". (прим. переводчика)