Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Первая ночь Швуэс 5716 г. (перед рассветом)

Первая ночь Швуэс 5716 г. (перед рассветом)

Тойрас Менахем т. 16 стр. 300

Леговин иньон несинас аТойро лншомойс Исроэл

Понять идею дарования Торы душам Израиля именно, и самим душам, как они одеты в тела именно, и самим душам внутри тел, когда они находятся внизу именно, ибо не дана Тора ангелам служения, но душам именно, и самим душам не когда они перед тем, как одеться в тело, но как они одеты в тело именно, и самим душам внутри тел — «вайейред Гавайе ал гар Синай[1]» и дал им Тору внизу именно, т.е., что не поднял из вверх, но опустился на гору Синай и дал им Тору внизу именно, нужно объяснить сначала превосходство душ над ангелами.

Бейс

И идея в этом, что сказано в Писании «Веносати лехо магалахим бейн гооймдим гоэйлэ[2]» и т.е., что малохим[3] называются именем оймдим[4], что идея амидо, это то что он остается на своем месте («эр штейт ойф зайн штанд»), на своем уровне, что в общем это идея измерения и ограничения, и это то, что ангелы называются оймдим, поскольку они в ограничении, что вместе с тем, что их служение с любовью и страхом, маханэ[5] Михоэл в любви, и маханэ Гавриэль в страхе, и есть также ангелы, которые сихлиим[6],  и тем не менее, все это в измерении и ограничении, и поэтому они называются оймдим. И это будет понятно из того, как это в гилгалим, что их корень от малохим, ибо гилгалим обладают хоймер[7] и цуро[8], гуф[9] и нефеш[10], и они ограничены в своем теле, что есть размер и мера для тела гилгаль. И отсюда пнятно что также их душа ограниченна, поскольку тело оно в кирув[11] гоиньон[12] и кирув гоэрех[13] в душе, что поэтому когда душа гилгаля говорит широ[14], это приводит к гиштахавоо[15] и сибув[16] тела гилгаль, как известно в вопросе «шемеш багивойн дойм[17]«, что перестал говорить широ, и посредством этого было также прерывание также в движении сибув тела гилгаля, и все это потому что тело гилгаля оно в кирув гоэрех и кирув гоиньон в нефеш, и отсюда понятно что также душа гилгаля она ограниченна, поскольку она приближенна к телу гилгаля. И подобно этому понятно также в малохим, что они ограниченны в их теле и в их душе, ибо тело их ограниченно, как сказали Разал, (в продолжение объяснения ограничения в мирах, от земли до неба и т.д.), раглей гахайойс кенегед кулон, карсулей гахайойс кенегед кулон и т.д., вплоть до карней гахайойс кенегед кулон, что это есть ограничение в теле малохим. И подобно этому также со стороны их души они ограниченны, ибо когда они говорят широ, это таким образом, что она слышна в ушах пророка. и это потомуя, что это мциюс  шел дибур, и вместе с тем, что это дибур рухни, вплоть до того, что относительно нас это подобно махшово, тем не менее, это аспект дибур, и поэтому это слышно в ушах пророка. И поскольку то, что малохим говорят широ, это со стороны их души, следовательно, также со стороны их души они ограниченны. И причина этого — потому, что тело и душа ангелов они близки друг к другу, и как объясняет Рамбан на посук «ойсе малохов рухойс, мешорсов эйш лойгейт[18]«, что тело малохим сотворено из двух основ тонких и духовных, для того, чтобы она соответствовала душе малох, и поскольку тело соответствует душе ангела, поэтому также душа ангела она ограниченна. И хотя это самое большое ограничение, тем не менее, это ограничение. И все это в малохим, что поэтому они называются оймдим. В отличие от этого души, которые называются мегалхим[19], поскольку они бли гвул[20]

И корень этого, что причина ограничения в малохим, это потому, что они являются частью творения, и гишталшелус[21], которые притягиваются из аспекта дибур[22]. поскольку также творение малохим оно из аспекта дибур, как сказано, «уверуах пив кол цвоом[23]«, т.е., аспект малхус дэАцилус, когда она одевается в Брио, что поэтому это в ограничении. И более того, идея ограничения она не только при одевании в Брио, но также в Ацилус, ибо также в Ацилус есть десять сфиройс именно, десять и не девять, десять и не одиннадцать. И общая идея сфиройс — это идея ойройс и кейлим, которые близки друг к другу, для того, чтобы ойройс могли одеться в кейлим, и кейлим могли воспринять ойройс, поскольку ойройс Ацилус невозможно, чтобы они оделись в кейлим Брио, а кейлим в Брио не могут воспринять свет Ацилус, и поскольку ойройс и кейлим они приближены друг к другу (что это есть идея гислабшус пними), поэтому это в ограничении.  И также в каждой сфире самой по себе есть ограничение «до сих пор дойдешь» и не более, и как в сфирас хохмо, что есть граница для ее распространения, и после этого скроется и прекратится ее свет, и притянется сфирас бино или хесед и т.д. И также есть ограничение в самой идее эманации сфиройс, каким образом будет притяжение сфирас хохмо, и каким образом будет сфирас бино или хесед и т.д. И также выше, чем Ацилус есть идея ограничения, что это есть идея света кав, что это есть свет, который был притянут после цимцум, и называется кав а-мидо, ибо он отмеряет свет и сосуды Ацилус. И также выше, чем кав а-мидо есть идея ограничения, что это есть идея гашъоро, которая была в ацмус Ойр Эйн Сойф перед цимцум, как сказано «глиф глифу битгиру илоо», что это есть идея букв и койах гвул в Эйн Сойф, что это есть корень всех ограничений. И это есть причина того, что ограничение в малохим — это самое большое ограничение, как говорилось выше, поскольку корень ограничения — он выше, чем Ацилус, и еще выше это койах гвул в Эйн Сойф перед цимцум, однако, тем не менее, это ограничение. И поэтому, хотя служение ангелов оно в любви и страхе, и есть у них подъемы и т.д. тем не менее, все это в ограничении, и т.е., что они не могут выйти за границы своего мциюс (зэй кенен нит аройсгейн фун зэйер иньон), и когда притягивается им дополнительный свет, они самоустраняются от своего существования совершенно, как сказано, «протянул Вс-вышний свой мизинец среди них и сжег их», что поскольку их корень в койах гвул в Эйн Сойф, поэтому все их существование оно в ограничении, и поэтому, когда притягивается к ним свет несоизмеримый со способом их ограничения, они уничтожаются (зэй верн ойс интон) полностью, поскольку все их существование это в ограничении, то, что они есть. И все это в ангелах, что они часть творения, и их корень из дибур, в отличие от этого души Израиля, которые поднялись в махшово[24],  они бли гвул[25], и поэтому называются мегалхим[26].

Гимел

Но нужно понять, ведь также души они в аспекте творения, и поскольку они также часть творения, как сказано «ато веросо[27]» следовательно, они также ограничены. И боле того, что также, когда душа находится в аспекте «тгойро ги[28]«, что это указывает на аспект души, как она находится в Ацилус — это ведь также ограничение, и как говорилось выше, что также в Ацилус есть идея ограничения. И хотя души это Элойкус, хелек Элойка[29] и т.д., но это как Элойкус приходит (hот зих ойсгештелт) в хелек нивдол[30], и следовательно также души они в ограничении. И как мы находим, что также души называются оймдим, как сказано, «хай Гавайе Элойкей Исроэл, ашер омадти лефонов[31]«. Но идея объяснения, что то, что душа — в аспекте амидо, это со стороны нее самой именно, но посредством ее опускания и одевания в тело душа становится в аспекте мегалех, и причина этого, поскольку при опускании души в тело происходит соединение двух противоположностей, и со стороны соединения двух противоположностей  притягивается койах Эйн Сойф. И это будет понятно из примера что мы видим, что внизу в йихуд мужчины и женщины, что каждый из них когда он сам по себе он ограничен, и они ограничены также в их гашпоо, но посредством йихуд мужчины и женщины что это есть соединение двух противоположностей, тогда притягивается сила Эйн Сойф в аспекте порождения, что могут произойти от них поколения поколений бесконечно, что это со стороны койах Эйн Сойф именно, которая притягивается посредством соединения двух противоположностей, и это то что мы видим, что возможно, что койах мойлид[32] будет в шлеймус[33], и тем не менее, не будут толдойс, и это потому, что аспект толдойс — это со стороны койах Эйн Сойф именно, и иногда не притягивается сила Эйн Сойф со стороны какой либо причины, и как приводится в Шаар а-гилгулим, что иногда женская душа приходит в тело мужчины, что тогда это не есть соединение двух противоположностей, и поэтому не притягивается тогда  сила Эйн Сойф, и нужен ему большой зхус[34], чтобы присоединилась к нему мужская душа, что тогда происходит соединение двух противоположностей, и посредством этого притягивается сила Эйн Сойф. И еще, что должен остерегаться, чтобы не было отсутствия ахдус[35], ибо отсутствие ахдус это не сосуд для притягивания Ойр Эйн Сойф. Но когда присоединяется к нему мужская душа, что тогда есть соединение двух противоположностей, и также есть аспект ахдус, что это есть сосуд для  Эйн Сойф, тогда притягивается к нему сила Эйн Сойф в дойр йешорим йевойрох. И также как это в аспекте дхар и нукво, что посредством их соединения притягивается сила Эйн Сойф, также это подобно этому будет понятно в опускании души в тело, что это подобно идее йихуд дхар и нукво, как сказали Разал, «иштой кегуфой дамйо», что хотя душа сама по себе она в аспекте амидо, но посредством того, что она опускается и одевается в тело, что это есть соединение двух противоположностей, тогда она становится в аспекте мегалех, со стороны притяжения силы Эйн Сойф посредством соединения двух противоположностей.

Далет

Однако все еще нужно понять притяну того, что сила Эйн Сойф притягивается в душу только когда она одевается в тело именно, ибо из вышеприведенного примера ясно только, что такова реальность (что со стороны соединения двух противоположностей происходит притяжение силы Эйн Сойф), но все еще нужно понять причину этого, почему это так. И чтобы это понять, следует объяснить сначала идею противоположности души и тела. И идея в этом, что души поднялись в мысли, что это есть достоинство душ над всеми творениями, и в том числе над ангелами, что все оны были созданы из дибур, а души поднялись в мысли. И различие между дибур и махшово, что дибур — это для другого, ведь для самого себя не имеет отношения идея дибур, но только для другого именно, и поэтому то, что одевается и раскрывается в дибур, это только самая маленькая часть. И как в гашпоас[36] сейхел[37] от учителя к ученику, то, что притягивается посредством букв речи, это только малая часть от сейхел, а пнимиюс[38] гасейхел не притягивается совершенно. И поэтому в нвияс[39] сейхел, когда разум учителя изливается наиболее сильно, тогда смешиваются у него сосуды речи, и он не может говорить совершенно, и это потому, что пнимиюс сейхел не одевается в дибур совершенно. И все это в дибур, который для другого. Однако в мысли, которая для самого себя, также в пнимиюс сейхел есть буквы мысли, поскольку всякое раскрытие оно посредством букв, и поэтому даже самое высокое раскрытие, поскольку это раскрытие, с необходимостью, чтобы были там буквы. И хотя буквы в пнимиюс сейхел они самым возвышенным образом, тем не менее, это все же буквы, но только, что это буквы мысли, что они наиболее возвышенны, ибо мысль она для самого себя. И также это в дибур и махшово, как они становятся одеждой для мидойс[40], что в дибур одевается только хицойниюс мидо, и поэтому, когда мидо со всей своей силой, что он в сильной любви или сильном гневе, тогда он не может говорить, в отличие от этого в мысли, также в силе и в глубине мидойс с необходимостью, что есть там буквы мысли, и как говорилось выше, что всякое раскрытие оно посредством букв. И поскольку мидо приходит в ощущении и в раскрытии, то необходимо сказать, что есть дам буквы. И общее различие между дибур и машово, что дибур, который для другого, вся его идея это гамшохо[41], и поскольку он в идее гамшохо, то он ограничен в соответствии со способом гамшохо, в отличие от этого махшово, которая для себя, то он относится и связан с сущностью, и поэтому она бли гвул, как эцем. И в соответствии с этим будет понятно различие между всеми творениями и ангелами, и душами, что все творения и в том числе ангелы были сотворены с помощью дибур, как сказано «уверуах пив коол цвоом», и поскольку их творение от дибур, что вся идея дибур — это гамшохо, поэтому они ограничены в соответствии с способом гамшохо, однако души, которые поднялись в мысли, что махшово для леацмой[42], они безграничны. И в особенности, что в самой мысли, они таким образом, что поднялись в мысли, ибо в самой мысли есть также несколько ступеней, как приводится в Зогар, «камо махшовосо инун[43]«, и «олу бемахшвово» указывает на кесер[44], или еще выше, на махшово кдумо дэА»К[45], что там это корень душ, поэтому несомненно, что души они бли гвул. И из этого понятно насколько велика противоположность души и тела, ибо души они бли гвул, выше всех творений, а тело — оно ниже всех творений, ибо ангелы были сотворены из двух основ, наиболее тонки и духовных, а тело человека — из четырех основ, и более того, что основа его — из основы праха, как сказано «вайицер… эс гоодом офор мин гоадомо[46]«, и в самих четырех основаниях основание праха — это наиболее низкое основание, и еще, что называется «мишхо дэхивой[47]«, что это есть материя наиболее толстая и грубая. И из этого понятно насколько велико противоположение души и тела. ибо душа она выше всех творений, а тело оно ниже всех творений. И как приводится в Тора Ор, дибур масхиль[48] «леговин гатаам шеништано йецирас гуф годом[49]«, что во всех остальных творениях было сотворено тело вместе с животной душой, которая в нем, в отличие это этого в сотворении человека, что сначала было создано его тело без всякой животной души внутри него, что это потому, что тела всех остальных творений они приближены к их душам и поэтому они были сотворены изначально в аспекте цоймеах[50] и хай[51], в отличие это этого тело человека не находится в кирув[52] к душе, поэтому было сотворено изначально в аспекте доймем. И вот, хотя душа и тело это две совершенных противоположности, ем не менее они соединяются в полном единстве, ибо душа чувствует тело и подвергается влиянию от того, что происходит с телом, как жара и холод и т.д., (как приводится в Тании). И как возможно быть соединение двух противоположностей, но это именно силой мафли лаасойс[53], который соединяет две противоположности. И в соответствии с этим понятно, что именно посредством опускания души в тело притягивается в нее сила Эйн Сойф. и поэтому посредством этого она становится в аспекте мегалех.

Гей

Но все еще нужно понять, как возможно, что посредством опускания в тело стает душа в аспекте мегалех, ибо, поскольку душа сама по себе она в аспекте амидо, что также со стороны  ее корня она ограничена, и как говорилось выше, что также Ацилус и выше чем Ацилус, вплоть до перед цимцум — это аспект гвул, и если так — то как возможно что посредством того, что она одевается в материальное тело, она станет в аспекте мегалех, выйти из своих ограничений. И т.е., что понятно, почему именно душа должна одеться в материальное тело, ибо со стороны намерения диро бесахтойним нужно очистить материальное тело, и это выполняется силой душ именно, в отличие от ангелов, которые в аспекте дибур, невозможно, чтобы они очистили материальное тело, поскольку оно создано из наиболее толстой и грубой материи, ангелы не могут очистить его, и наоборот, что посредством того, что они одевается в тело, они падают со своей ступени, как известно в идее нефилим[54], что упали вниз и не устояли против тела, и сила очистить тело она в душах именно. Но нужно понять, как возможно, что посредством одевания в тело станет душа в аспекте мегалех, и ведь она также со стороны своего корня ограниченна.

Но идея в том, что истинная причина на то, что посредством опускания вниз душа становится в аспекте мегалех, это потому, что когда она находится в материальном теле внизу, она исполняет намерение диро бесахтойним[55], и со стороны этого намерения устраняются (гейт ароп) все ограничения. И идея в этом, что все ограничения — они со стороны самого творения, но творение имеет цель, и как сказано, «‘берейшис[56]‘ — ради Исроэл, которые называются ‘рейшис’ и ради Торы которая называется ‘рейшис'», и т.е., что творение само по себе это не цель,  и это только хицойниюс роцойн, а цель творения — это пнимиюс роцойн, и стороны пнимиюс роцйойн нет никаких ограничений совершенно. И вот, различие между хицойниюс роцойн и пнимиюс роцойн подобно различию между махшово и дибур (как говорилось выше п. 4), что хицойниюс ройойн — это подобие идее дибур, что вся его идея это гамшохо, ибо хицойниюс ройцойн не связан с эцем, и вся его идея — это только со стороны гамшохо, и поэтому он ограничен в соответствии со способом гамшохо. Однако пнимиюс роцойн — это подобно идее махшово, что это леацмой и это бли гвул, что это есть достоинство душ Израиля, что они поднялись в мысли, как говорилось выше, Но только что со стороны идеи махвошо они все еще часть творения, что поэтому также души, которые поднялись в мысли, они в аспекте мдидо[57], но со стороны пнимиюс роцойн, который связан с эцем действительно, нет в этом никаких ограничений совершенно, поскольку это роцойн[58] и кавонас ацмус[59]. И поскольку посредством того, что душа опускается вниз и одевается в тело внизу, она выполняет цель творения, «берейшис — ради Израиля и  ради Торы и заповедей», что мицво[60] — это от языка «цавто вехибуро[61]«, что она становится связанной с ацмус, и «май пейрей — мицвойс[62]«, подобно идее рождения, что это есть раскрытие силы Эйн Сойф, то со стороны того, что исполняется пнимиюс ройцойн и кавонас гоацмус,  выходит душа из ее ограничений, что это есть подъем, что она становится в аспекте мегалех. И это есть идея опускания души в тело, что душа очищает тело, что тело выходит из его ограничений, и посредством этого становится душа в аспекте мегалех, что душа выходит из ее ограничений, что это со стороны ацмус именно, и т.е. потому что со стороны пнимиюс роцойн нет никаких ограничений совершенно, что все ограничения они со стороны самого творения, но со стороны пнимиюс  роцойн нет ограничений совершенно. И это есть также причина того, что души приводят к подъему во всем мире, и также в малохим, что также они становятся мегалхим, как сказано увиштаим йеойфейф[63], что это потому, что со стороны пнимиюс  роцойн нет ограничений совершенно. 

И это есть также причина того, что хотя одевание души в тело это таким образом, что одевается только последняя ступень в душе, тем не менее, это связано также с эцем ганешомо, что хотя эцем ганешомо светит только в аспекте макиф и в аспекте мазал, тем не менее, также эцем ганешомо связана с этим телом именно, что это есть причина, что далет амойс шел одом койнойс лой[64]. И это есть также причина того, что  в каждом и каждом из Исроэл есть мсирус нефеш, что это со стороны хавуко удвуко бох, йехидо лейехадох, и не обязательно в способности мсирус нефеш, но также в служении веоhавто, ибо лэйс пулхоно кепулхоно дирхимусо[65], и идея любви — это двейкус[66] ойhев[67] и неэhав[68], и аспект аhаво есть в каждом и каждом из Исроэл, что это есть йерушо лону меавойсейну[69]. И все это потому, что душа, которая в теле, она связана также с эцем ганешомо, и также низкие души, из нефеш дэнефеш дэасио, но корень их — в Ацилус, и также в пошут бебипшутим[70] и каль шебекалим[71] есть сила мсирус нефеш, что это со стороны эцем ганешомо, которая выше, чем Ацилус, и это то, что сказали Разал, что каждый и каждый из Исроэл обязан сказать, когда достигнут дела мои дел моих отцов, Авраама, Ицхака и Яакова, и подобно этому также Мойше рабейну, что он душа Ацилус, и это потому, что корень души светит также в душе, которая в теле. И причина этого, ибо поскольку, находясь в теле внизу, она выполняет кавоно и пнимиюс роцойн, то со стороны этого устраняются все ограничения, и достигают эцем — сущности.

Вов

И в соответствии с этим будет понятна причина, что не дана была Тора ангелам служения, но только душам, и не душам, когда они перед тем, как одеться в тело, но после их одевания в тело, и в самом этом — еще «вайейред Гавайе ал гар Синай[72]«, что была дана Тора внизу именно, причина этого — что посредством этого исполняется пнимиюс роцойн и кавонас гоацмус, что это посредством изучения Торы и исполнения заповедей внизу именно. И т.е., что кроме того, что в идее матан Тойро есть также соединение двух противоположностей, ибо в матан Тора произошло соединение бней Роми[73] и бней Сурия[74], что это есть идея соединения двух противоположностей, но основное — это что именно посредством этого исполняется кавоно и пнимиюс роцойн, и поэтому это истинная идея бли гвул, что Исроэл соединяются с Торой и Тора с Вс-вышним, т.е., что со стороны исполнения пнимиюс кавоно достигается Исроэл ойрайсо векудшо брих гу койло хад[75].

 

 



[1] «И опустился Вс-вышний на гору Синай» (Йисрой 19, 20)

[2] «Я дам тебе ходить между стоящими этими» (Захария 3, 7)

[3] ангелы

[4] «стоящие»

[5] лагерь

[6] разумные

[7] материя

[8] форма

[9] тело

[10] душа

[11] приближение

[12] идея

[13] уровень

[14] песнь

[15] поклонение

[16] движение

[17] «солнце, у Гивона стой» (Йегошуа 10, 12)

[18] «Делает Он ветры посланниками Своими, служителями Своими – огонь пылающий.» (Тегилим 104, 4)

[19] «идущие»

[20] бесконечность

[21] Система миров

[22] речь

[23] «И дыханием уст Его все их воинство» (Тегилим 33, 6)

[24] мысль

[25] бесконечность

[26] «идущие»

[27] «Ты сотворил ее»

[28] «Чиста она»

[29] «Часть Б-га»

[30] «отдельная часть»

[31] «(Как) жив Г-сподь, Б-г Исраэйлев, пред которым я стою» (Млахим Алеф 17, 1)

[32] способность порождения

[33] полнота, совершенство

[34] заслуга

[35] единство

[36] влияние

[37] разум

[38] внутренний

[39] букв. «истечение»

[40] чувства, эмоции (мн. ч. от «мидо»)

[41] притяжение (вниз)

[42] для себя

[43] «Сколько мыслей есть»

[44] «Корона». Высшая сфира

[45] «Изначальная мысль А»К»

[46] «И создал… человека – прах из земли» (Берейшис 2, 7)

[47] «шкура змея»

[48] начальные слова

[49] «Понять, почему отличается творение тела человека»

[50] растения

[51] животные

[52] Приближение

[53] «делающий чудеса»

[54] «упавшие» (ангелы)

[55] жилище в нижних

[56] «А начале (Берейшис 1, 1)

[57] измерение

[58] желание, воля

[59] намерение Сущности

[60] заповедь

[61] «связь и соединение»

[62] «что такое «плоды» – это заповеди»

[63] И двумя (крыльями) летит» (Йешайа 6, 2)

[64] «Четыре локтя человека приобретают ему»

[65] «Нет служения, как служение в любви»

[66] прилепленность

[67] любящий

[68] любимый

[69] наследие нам от отцов наших

[70] простой из простых

[71] «легкий из легких»

[72] «И опустился Вс-вышний на гору Синай»

[73] «жители Рима»

[74] «жители Сирии»

[75] Израиль, Тора и Вс-вышний – одно целое