Тойрас Менахем т. 17 стр. 167
Гимел
Говорилось на гисваадус перед этим, что существование галута[1] - это только потому, что на это дается сила со стороны самих сынов Израиля, как сказано, "мегорсаих умахаривоих мимех йейцеу[2]".
И по простому - это есть идея "мипней хатоэйну голину меарцейну[3]: "хэйт[4]" это язык недостатка, как сказано "вехатас амехо[5]", и из за этого мы были изгнаны из нашей страны, для того чтобы восполнить все недостатки.
И посредством работы во время изгнания по исправлению недостатков, достигается "кифлаим летушио[6]", "нехомо бекифлаим[7]" - в соответствии с порядком в работе тшувы, что "если имел обыкновение читать одну страницу, пусть читает две страницы, учить один перек - пусть учит два перека, и т.д., как объясняется в игерес аТшуво, что это "как пример веревки, который был перерезан и возвращается и связывает его, что на месте узла он двойной и удвоенный.
И это есть также объяснение, что умножение в Торе происходит во время изгнания именно, - ибо большая часть устной Торы была раскрыта во время изгнания именно, и Талмуд Бавли[8] (ибо Бавли и Йерушалми[9] - галаха[10] как бавли), и большинство респонсов[11] пойским[12] первых и последних были в хуц лоорец[13] именно, и также те, которые жили в Эрец Исроэл, большинство их жили после разрушения Храма именно; и подобно этому в заповедях, что гдорим[14] и сйягим[15] и гзейройс[16] мудрецов были приняты во время второго Храма именно, и после разрушения Храма умножились еще более.
И объяснение на это по простому - что именно поэтому - что со стороны двойной и удвоенной тьмы нужно больше гдорим и сйагим, и подобно этому в аспекте Торы, что для того, чтобы осветить двойную и удвоенную тьму, есть необходимость в более сильном свете.
Однако это объяснение не достаточно все еще, - ибо в соответствии с этим получается, что хойтэ нискор[17], что именно со стороны греха добавилось умножение света в Торе и умножение света в мицвойс?!
Но идея в этом - что это со стороны глубины, которая есть в движении тшувы, и как объяснялось выше, что "в месте узла она двойная и удвоенная", и подобно тому, что сказали Разал, "место, где баалей тшуво стоят, законченные праведники не могут стоять там".
И это есть общая идея изгнания - что в "голину меарцейну" есть в глубине его аспект "кифлаим летушио", и как говорилось однажды, что во время изгнания есть гилуим[18] будущего избавления, но только, что сейчас это в сокрытии, и раскроется в будущем мире. И как сказали Разал, "Ми шеторах беэрев шабос йойхал бешабос[19]", и т.е., что именно сейчас, посредством работы во время изгнания, притягивают самые высокие света, которые несравнимо выше света, который светил во время Храма, но только сейчас это в сокрытии, и раскроется в будущем, в скором времени в наши дни омейн.
***
Далет
Приказал петь нигун, и сказал маамар "Весамти кадкойд…"
***
Говорилось на гисваадус перед этим, что существование изгнания это со стороны того, что дают на это место и хашивус[20] в отношении к нему.
И объяснялось это в языке Писания "бамидбор агодол веганойро нохош сороф веакров, вецимойн, ашер эйн моим[21]":
"амидбор" - указывает на голус, ибо это место "что не живет человек там", т.е., что это не место для одом гоэйлон[22], и само собой также не для одом тайхтойн[23], работа которого заключается в том, чтобы быть "эдомэ лоэлйон[24]".
"агодойл" - поскольку "атем амеат микол гоамим[25]", и, само собой? со стороны величины изгнания количественно, возможно, что он начнет задумываться и думать по поводу величины изгнания количественно, и относиться к нему с хашивус. И это есть первая ступень в опускании, что галут способен затемнить для него.
"Веганойро" - т.е., что голус наводит страх, до такой степени, что также, когда он находится в своих далет амойс[26], он боится галута.
"Нохош[27]" - указывает на жар мира. И более того - "Сороф[28]" - что жар мира пылает и проникает в него ("эс брент им дурх ун дурх[29]"). "Веакров[30]" - это есть идея крирус[31], что это еще хуже, чем хамимус[32].
"Вецимоойн шер эйн моим[33]" - что также когда Свыше пробуждают его, давая ему чувство жажды, он не чувствует, что жажда - к "воде", "нет воды - но только Тора".
И как сказано, что начало на все это - от "годол", что придают важность существованию мира.
И это есть также причина того, что Алтер Ребе спорит - с силой и резкостью - с теми, кто объясняет идею цимцум[34] по простому смыслу (как объясняется в Тании[35]), ибо, когда думают, что цимцум - это по простому смыслу, так, что мир это "а ганце мциюс[36]"…, то, как следствие этого, может быть продолжение опускания вплоть до "цимоойн ашер эйн моим".
[1] Изгнание
[2] "разрушители твои и опустошители из тебя выйдут" (Йешайа 49, 17)
[3] "За грехи наши мы были изгнаны из страны нашей" (Из молитвы)
[4] грех
[5] и грех на твой народ. (Шмойс 5, 16)
[7] "двойное утешение"
[8] Вавилонский Талмуд
[9] Иерусалимский Талмуд
[10] закон
[11] Переписка на галахические темы
[12] законоучители
[13] вне Земли Израиля
[14] "ограждения"
[15] "ограды"
[16] "постановления"
[17] "грешник получает награду"
[18] раскрытия Б-жественности
[19] "Тот, кто трудился в канун субботы, будет кушать в субботу"
[20] важность
[21] "…по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье" (Экев 8, 15)
[22] "Высший человек". Сфирот мира Ацилус
[23] "Нижний человек"
[24] "Уподоблюсь Высшему"
[25] "Вы меньшинство из всех народов" (Воэсханан 7, 7)
[26] "четыре локтя"
[27] змей
[28] аспид
[29] "Прожигает его насквозь"
[30] скорпион
[31] холодность
[32] жар
[33] "И жажда, что нет воды" (там же)
[36] самостоятельное существование