Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

20 хешвон 5736 г.

בס»ד

ВаГавайе омар гамехасе ани меАврогом… веАврогом гойо йигйе легой годол…[1] Ки йедатив лемаан ашер йецаве… вешомру дерех Гавайе лаасойс цдоко умишпот…[2] И уточняет в этом баал йом гуледес[3] в своем маамаре с этими же начальными словами 5667 года (продолжение Самех Вов[4]), ведь дерех Гавайе[5] — это Тора и заповеди, и если так, то что же добавляет Писание в лаасойс цдоко[6]… (идея мицвойс) к вешомру дерех Гавайе[7]. И объясняет там, что дерех Гавайе — это притяжение сверху вниз, а цдоко умишпот[8] – это работа в аспекте снизу вверх, работа ойр хойзер[9]. [И в соответствии с этим объясняется там также отношение вешомру дерех Гавайе лаасойс цдоко умишпот к тому, что говорится перед этим, ваГавайе омар гамехасе Ани меаврогом…[10]]

И вот, посук[11] «Ки йедатив… вешомру дерез Гавайе лаасойс цдоко умишпот» объясняется в вышеупомянутом гемшехе, в дибур масхиль[12] Ки йедатив 5666 (первый маамар на главу Вайейро в гемшехе), а в этом маамаре (второй маамар на субботу гл. Вайейро в гемшехе) объясняет посук по-другому, кроме того, что первый маамар начинается посуком Ки йедатив, а второй маамар начинается посуком ВаГавайе омар гамехасе ани…, но также в самом посуке Ки йедатив во втором маамаре он объясняет по-другому, ибо в первом маамаре приводит два объяснения на Ки йедатив, объяснение Таргум[13], что йедатив — это язык йедио[14], арей глей кодомой[15], и объяснение Раши, что йедатив — это язык хибо[16]. И объясняет там, что йедатив лошон йедио, это идея роцон ацми[17] (что это есть арей глей кодомой, ибо роцон[18] находится в раскрытии), и йедатив лошон хибо[19] это идея таануг ацми[20], в отличие от этого во втором маамаре объясняет йедатив язык хибо, что любовь Вс-вышнего к Аврааму была в аспекте таануг ацми. И еще одно различие между двумя мааморим в объяснении «вешомру дерех Гавайе лаасойс цдоко умишпот». Ибо в первом маамаре объясняется (в соответствии с простым смыслом Писания, и как объясняется в нескольких друшим[21]), что лаасойс цдоко умишпот — это объяснение на вешомру дерех Гавайе, или, что цдоко умишпот — это деталь в дерех Гавайе. И следует сказать, что дерех Гавайе (в единственном числе) — это Тора (аспект клаль, который выше, чем разделение на частности), и из этого притягивается лаасойс цдоко, исполнение заповедей (248 эйворин дэмалко[22], частные органы). А в этом маамаре (второй маамар в гемшехе на гл. Вайейро) объясняет, что лаасойс цдоко… (вместе с тем, что приходит в продолжение к вешмору дерех Гавайе) это не объяснение или деталь в дерех Гавайе, но это дополнительная идея, что после вешомру дерех Гавайе, притяжение Сверху вниз, приходят после этого к более высокому служению, лаасойс цдоко[23], служение снизу вверх.

Бейс

И это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в дибур а-масхиль Зохойр 5678 Ребе Рашаба (на посук «вешомру дерех Гавайе»), и подробно в Биурей Зоhар Мителер Ребе[24] (на посук «Ки йешорим дархей Гавайе[25]«) и в нескольких местах, что идея дерех[26] Свыше — это подобно дерех по простому смыслу (в материальности), что это есть посредник, соединяющий два места, которые сами по себе совершенно удалены друг от друга. И подобно тому, как дерех а-мелех[27], который протягивается и идет от столицы, где находится царь, по всем просторам страны (что посредством него достигают всех больших городов), и от него ответвляются еще пути и тропы, посредством которых можно достичь малых городов и т.д., вплоть до самого далекого уголка, ибо удаленность между малыми городами и тем более пино нидахас[28] и столицей, местом жительства царя, это кроме отдаленности в пространстве это также удаленность в достоинстве, и вплоть до удаленности в эйн оройх[29], и посредством дороги происходит связывание и соединение пино нидахас с местом жительства царя. И поэтому кав[30], притягивающийся от Ойр Эйн Соф[31], называется дерех, ибо кав — это мемуцо[32], посредством которого притягивается из Ойр Эйн Соф в миры, что кроме того, что творение миров (притяжение Ойр Эйн Соф чтобы творить миры) это посредством кав [этот аспект осуществляется посредством хицойниюс[33] кав, корень которого от малхус дэЭйн Соф], но посредством кав происходит также притяжение раскрытия Ойр Эйн Соф в мирах [этот аспект осуществляется посредством пнимиюс[34] кав, корень которого от тиферес а-нээлом].

Гимел

И в соответствии с этим объясняет Ребе Рашаб в маамаре «Зохойр», упомянутом выше, то, что Тора и мицвойс называются «дерех Гавайе», ибо идея Торы и заповедей – это «леасконо розо дишмэй[35]«, притяжение аспекта шмой а-годол[36] (шейм Гавайе), что это есть раскрытие сущности Ойр Эйн Соф (аспект Тиферес а-нээлом, который выше, чем малхус дэЭйн Соф), и поэтому называется дерех Гавайе, пути, посредством которых притягивается в мир раскрытие имени Гавайе, шмой а-годол. И посредством этого исполняется намерение диро бесахтойним[37], нижний, ниже которого не существует. И объясняет там, что идея диро бесахтойним, это подобно тому, как человек живет в доме своего друга, что вся его сущность, как он живет в собственном доме, так же он живет в доме своего друга. И следует сказать, что намерение в примере человека, живущего в доме своего друга, это объяснить, что идея диро бесахтойним — это не таким образом, что со стороны раскрытия Ойр Эйн Соф в нижнем происходит в нем очищение и подъем (таким образом, что устраняется «тахтойн» в нем), но, что также после раскрытия Ойр Эйн Соф он остается нижним, и тем не менее, притягивается в него раскрытие Ацмус Ойр Эйн Соф. Что это есть содержание примера человека, живущего в доме своего друга, что также после того, как он живет там, дом – это дом его товарища, и, тем не менее, он живет там во всей своей сущности, подобно тому, как он живет в собственном доме.

Далет

И вот, после этого он продолжает в маамаре («Зохойр», упомянутом выше), что подобно тому, как дерех – дорога – в буквальном смысле служит не только для того, чтобы идти, но также для того, чтобы вернуться назад, подобно этому также дерех Гавайе, что истинный его смысл что он таким образом, что посредством него происходит не только притяжение сверху вниз (hалихо), но также подъем нижнего, чтобы он стал сосудом для притяжения Б-жественности. И эти два аспекта (притяжение Свыше и подъем нижнего) достигаются посредством изучения Торы и исполнения мицвойс. Посредством изучения Торы происходит притяжение Ацмус Ойр Эйн Соф (ибо мудрость Торы это аспект мудрости Ацмус Эйн Соф) в разум человека (человеческий разум, который одевается в материальный мозг), и в особенности, когда он изучает хорошо и глубоко, исследуя своим разумом, что тогда она соединяется с ним удивительным единством, подобного которому нет, и вплоть до того, что называется его именем. И очищение и подъем высшего достигается посредством исполнения заповедей, и в особенности, когда исполнение заповедей происходит способом искафьо, маасэ от языка принуждения. И это есть вешомру дерех Гавайе лаасойс цдоко…, ибо истинный смысл пути, который служит не только для того, чтобы идти, но также для того, чтобы вернутся назад (очищение и подъем нижнего) это когда кроме изучения Торы есть также действие цдоко, ибо все заповеди называются именем цдоко. И добавляет, цдоко умишпот, ибо действие цдоко (цдоко по простому смыслу) должно быть с мишпот, что должен осудить себя от излишеств, и подумает хорошо, что ему необходимо для его души, а все остальное отдаст на цдоко. И подобно этому это во всех заповедях (которые называются именем цдоко, как говорилось выше), что их исполнение должно быть способом мишпот. И добавляет лаасойс (цдоко умишпот), что также это (что цдоко должна быть способом мишпот), все еще недостаточно, и должно быть способом искафьо, маасэ язык принуждения. И посредством этого происходит очищение и подъем нижнего, что он становится сосудом для раскрытия Свыше.

Гей

И вот, достоинство в очищении и подъеме нижнего, понятно из маамара (дибур масхиль Зохойр, упомянутый выше), что есть в этом два аспекта. Первое, что это важно (нойгеа) для гамшохо Свыше. И как говорится в вышеупомянутом маамаре, что также как в дерех по простому смыслу – что если нельзя вернутся по нему, то он не называется дерех (не только относительно места, куда он пришел, но) также относительно места, откуда он пришел, ибо, когда нет подъема (что нижний – не сосуд для гамшохо), то это не есть истинное гамшохо. И следует сказать объяснение в этом, что истинная идея и совершенство гамшохо (что нет в ней ограничения), это когда не только она притягивается во всякое место, также в самое низкое место, но что она притягивается и проникает во все части этого места, вплоть до того, что становится с ним одним целым. Что это (гисацмус) это именно когда нижний – это сосуд для гилуй. Ибо хотя со стороны Свыше возможно гамшохо также в нижнем, который не кли, ибо ми йоймар лой ма таасэ, но, в отношении тахтойн, поскольку он со своей стороны не есть сосуд, пригодный для гамшохо, он не соединяется со светом, и само собой, не хватает также в гамшохо, как говорилось выше. И еще ачспект в очищении и подъеме нижнего, и в особенности, когда очищение оно способом искафьо, что это именно достигает ацмус. И это есть идея маасэ годол, ибо маасэ от языка кфио (очищение нижнего) достигает гээлем ацми, который выше чем все гамшохойс и гилуим.

Вов

И в соответствии с этим следует объяснить внутреннее содержание различий мааморим в гемшехе Самех Вов. Ибо в первом маамаре объясняет идею заповедей, то, что посредством исполнения заповедей притягиваются самые возвышенные аспекты, роцон ацми и таануг ацми. И т.е., что достоинство служения нижних это то, что посредством этого происходит притяжение Свыше, и также идея очищения нижнего это то, что посредством этого достигается совершенство гамшохо. И поэтому объясняет (в соответствии с простым смыслом языка Писания), что лаасойс цдоко умишпот — это объяснение и деталь в дерех Гавайе, притяжении Свыше. А на следующий год, во втором маамаре, объясняет достоинство исполнения заповедей (служение нижних) как оно само по себе, подобно раскрытию в будущем, что тогда раскроется достоинство действия, маасэ годол, не только то, что действие пробуждает и притягивает свет бли гвул, который выше чем облачение в разум (талмуд), но также достоинство самого действия, что оно достигает гээлем ацми (который выше также чем свет бли гвул, который притягивается посредством него). И поэтому объясняет, что лаасойс цдоко умишпот это (не деталь и объяснение в дерех Гавайе, но) дополнительная идея (которая приходит после и посредством вешомру дерех Гавайе). И поэтому этот маамар начинается посуком ВаГавайе омар гамехасе ани, и объясняет, что гамехасе ани это аспект геэлем ацми дэЭйн Соф, и гамехасе ани меаврогом означает, что Аврааму раскрылся этот аспект, что посредством его служения в аспекте ойр хойзер снизу вверх, и также йецаве эс бонов веэс бейсой ахаров… лаасойс цдоко умишпот, поэтмоу раскрылось ему аспект геэлем ацми. [И говорит на это гамехасе с удивлением, ибо со стороны его служения (в аспекте ойр хойзер) невозможно, чтобы не раскрылось ему этот аспект]. И поскольку в этом маамаре говорится о раскрытии гээлем ацми (гамехасе ани), поэтому также в посуке Ки йедатив… объясняет, что йедатив это язык любви, ибо любил его в аспекте таануг ацми [ибо раскрытие таануг ацми это более возвышенное, чем раскрытие роцон, что поэтому раскрытие роцон есть также сейчас, но раскрытие таануг будет только в будущем], ибо посредством притяжения и раскрытия гээлем ацми, также гилуим они более возвышенным образом.

И вот, два эти аспекта — вешомру дерех Гавайе (притяжение Сверху вниз) лаасойс цдоко умишпот (работа снизу вверх) есть в каждом и каждом из Израиля, в течение всех поколений. Ибо кроме того, что все аспекты Торы вечны, и в особенности аспекты маасэ овойс симон и несинас коах лебоним, ведь в отношении этой идеи Писание говорит ясным языком: «ашер йецаве эс бонов сеэс бейсой ахаров», до конца всех поколений. И этот приказ (что Авраам приказывает своим сыновьям…) дает особую силу (кроме того, что дается сила со стороны маасэ овойс) для каждого из Израиля на эти два вида служения.

Заин

И следует связать это с посуком (в Тегилим капител 116), капител баал йом гуледес прошлого года) эсhалех лифней Гавайе беарцойс а-хаим, арцойс в множественном числе, и объясняет в Тора Ор что это (в общем) две страны, олмо лэискасьо и олмо дэисгальо, ибо две эти страны — это притяжение сверху вниз и подъем снизу вверх. И следует объяснить это двумя способами. Первое, что мир искасьо это подъем снизу вверх (ибо подъем вверх это идея сокрытия), а мир исгальо (идея раскрытия и опускания) — это есть идея притяжения сверху вниз. И в соответствии с тем, что объясняется там в Тора Ор, что мир искасйо — это аспект Лея (махшово), а мир исгальо — это аспкект Рахель (дибур), следует сказать, что мир искасйо в служении человека — это изучение Торы, что основная ее идея это понимание и постижение (махшово), а мир исгальо — это исполнение мицвойс в речи и действии. И в соответствии с этим, мир искасйо — это притяжение сверху вниз, а мир исгальо — это подъем снизу вверх, как говорилось вые подробно, что Тора — это притяжение сверху вниз, а мицвойс — это подъем снизу вверх.

Хес

И посредством служения эсhалейх лифней Гавайе беарцойс а-хаим, приходят к содержанию капитела баал hилуло этого года, hалелу эс Гавайе кол а-гоим… ки говар олейну хасдой…, ибо также эти два аспекта — это идея подъема и притяжения. Галелу… кол а-гоим… — это идея очищения и подъема мира, вплоть до того, что также гоим и народы мира прославляют и славят Вс-вышнего. И «говар олейну хасдой…» — это идея притяжения сверху вниз, что кроме того, что хесед (в общем) — это притяжение сверху вниз, но здесь хесед (гамшохо) это с особой силой и гисгабрус, говар… хасдой. И это, что притяжение оно с самого высокого уровня, коцэ hохи элйон, и вместе с этим приходит гамшохо ниже и ниже, вплоть до самого низкого, и это то, что продолжает Писание веэмес Гавайе леойлом, ибо эмес Гавайе — это аспект самый возвышенный [и следует сказать, что это есть идея того, что объясняет Рамбам, что все существующие существуют только из амитас hимоцой, ибо амитас hимоцой имеет отношение к имени Гавайе, что поэтому приводит Рамбам (в продолжение объяснения там) посук веГавайе Элойким эмес] и, тем не менее, это притягивается в мир, в этот материальный мир, и в самом этом также к гоим и леумим. Однако, после всего достоинства гамшохо, говорится это в Писании (не в аспекте отдельной идеи, но) в качестве объяснения (как и) на галелу… кол а-гоим. ибо конечное намерение в hамшохо — это чтобы посредством этого было после этого очищение и подъем нижнего, что также сами гоим будут прославлять Гавайе. И подобно достоинству лаасойс цдоко умишпот, которое приходит после того, как ему предшествует дерех Гавайе. И окончание и завершение мизмора — это галелу-й-о? ибо истинный смысл прославления будет в десятой песни в будущем, что тогда раскроется достоинство подъема нижнего, маасэ годол, с приходом Мошиаха цидкейну в скором времени в наши дни действительно.

[1] «А Вс-вышний сказал, сокрою ли Я от Авраама(, что Я делаю), и ведь Авраам будет великим народом»

[2] «Ибо Я узнал его, ради того, что он заповедует (дому своему)… и будут хранить путь Вс-вышнего, чтобы делать справедливость и суд»

[3] Адмур Рашаб, день рождения которого приходится на 20 хешвон

[4] один из самых известных «гемшехов» по хасидизму

[5] «путь Вс-вышнего»

[6] чтобы делать цдоко (справедливость)

[7] «И будут хранить путь Вс-вышнего»

[8] «справедливость и суд»

[9] «отраженный свет»

[10] «И Вс-вышний сказал, сокрою ли Я от Авраама»

[11] Стих Писания

[12] начальные слова

[13] перевод на арамейский язык

[14] знание (т.е., буквальное значение)

[15] «Ибо известно Мне»

[16] любовь, благоволение

[17] сущностная воля

[18] Высшая Воля

[19] язык любви

[20] сущностное наслаждение

[21] исследованиях по хасидизму

[22] Органы Царя (ЗО)

[23] делать цдоко

[24] второй Любавичский Ребе

[25] «Ибо прямы пути Вс-вышнего»

[26] дорога, путь

[27] царская дорога

[28] самый отдаленный уголок

[29] «несравнимо»

[30] «линия»

[31] Бесконечный Свет, Свет Бесконечного

[32] посредник

[33] внешность, поверхность

[34] внутренний, глубинный

[35] «Исправить тайну Имени»

[36] Его Великое Имя

[37] «жилище в Нижних»