Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хукас Болок 12 тамуза 5736

«Носато лиреехо нейс леhиснойсес мипней койшет сэло[1]«, и приводит Квойд Кдушас мойри вехами Адмур[2] баал а-hилуло вегасимхо[3], в маамаре (с этим же названием), объяснение таргум Йойносон[4], «йеhавто ледахалох нисо леиснасоо (от языка нисайон), мин биглал куштэй дэАврогом леалмин[5]«. И вот, этот посук, сказал его Довид, неим змиройс Исроэл[6], от имени каждого и каждого из Израиля, что из этого ясно, что все детали в этом посуке есть также у каждого и каждого из Израиля. И как понятно также из объяснения Таргум, что мипней койшет сэло[7] это есть куштей дэАврогом[8], и известно, что аспект овойс[9] есть у каждого и каждого, ибо не называют овойс, но только троих, ройш цурим[10] и т.д., и в особенности Авраам, который ройш леовойс[11]. И из этого понятно, что также то, что сказано, носато лиреехо[12] (что объяснение на это — мипней койшет сэло[13]), указывает также на каждого и каждого из Израиля, и как сказано, «веато Исроэл мо Гавайе Элойкехо шойел меимхо ки им лейиро…[14]«, ибо относительно аспекта Мойше, который есть внутри каждого и каждого, йиро — это «милсо зутресо[15]«. И следует сказать, что поэтому каждый и каждый из Исроэл, также тот, кто «именем Исроэл назван», называется йереехо[16]. И это то, что сказано носато лиреехо нейс легиснойсес мипней койшет село, что Вс-вышний дает каждому и каждому из Исроэл нейс леhиснойсес[17] (от языка нисойон), ибо в каждом и каждом есть истина Авраама.

Бейс

И продолжает в маамаре, «и известно, что Аврогом овину олов ашолом[18], открыл канал самопожертвования». И следует сказать, что тем самым он объясняет причину того, что служение нисйойнос[19] связано с куштэй дэАврогом[20] именно. Ведь, на первый взгляд, ведь основная работа Авраама не была в аспекте лиреехо, работа йиро[21], но — в аhаво[22], и как сказано, «Аврогом ойhави[23]«, на это объяняет, что Аврогом овину олов ашолом раскрыл канал самопожертвования, ибо служение нисйойнос — это посредством мсирус нефеш[24] именно, ибо мсирус нефеш — это совершенство идеи йиро[25] и битуль[26]. И это то, что сказано после испытания акейдо[27] «ато йодати ки йерей Элоким ато[28]«. И вот, то, что служение нисйойнос — это посредством мсирус нефеш именно, намерение в этом — наивысшая ступень в этом. Ибо общая идея служения в Торе и заповедях должна быть основана на служении мсирус нефеш, и, как приводится в Тании[29], объяснение, почему Мойше рабейну приказал поколению, которое вошло в Святую землю, читать Шма и т.д. поскольку киюм[30] Торы и заповедей зависит от того, чтобы он помнил идею мсирус нефеш и т.д., и также общая идея занятия Торой и заповедями и молитвой для души — это есть идея мсирус нефеш и т.д., поскольку она не размышляет о потребностях тела и т.д., но, тем не менее, его служение в раскрытии это не есть идея мсирус нефеш, но служение Торы и заповедей, что исполняет заповеди «делай» во всех их деталях, и остерегается в заповедях «не делай» во всех их деталях, что из этого ясно, что это не есть служение мсирус нефеш само по себе, но, как оно связано с служением Торы и заповедей и одевается в него, что это есть служение, связанное с пониманием и постижением. И следует сказать, что в силах души это есть аспект служения со стороны ближнего макифа[31], который имеет отношение к пними[32] и одевается в него, подобно силе роцон[33], которая одевается в хохмо[34], и посредством него в общность силы разума и чувств, внутренние силы человека, и в отличие от этого работа нисйойнос — это посредством служения мсирус нефеш само по себе, и то, что происходят из этого аспекты служения в десяти силах его души, это подобно второстепенному и следствию из его основной задачи, что это есть идея мсирус нефеш. И следует сказать, что в силах души это аспект дальнего макифа, аспект йехидо[35] в душе. И в соответствии с этим следует связать два объяснения в посуке носато… нейс леhиснойсес, первое, аспект испытаний, как объясняет таргум Йойносон (как говорилось выше), второе — аспект нисим[36] и нейс леhиснойсес — это (подобно тому, как сказали Хазал) нейс бесойх нейс[37], ибо служение нисйойнос — это со стороны аспекта нейс бесойх нейс в душе, аспект йехидо.

Гимел

И это есть также то, что продолжает в маамаре, что начало служения Авраама было познание Б-жественности из аспектов этого мира, и, как приводится в Мидраше, «пример одного человека, который переходил с места на место, и увидел один горящий город, сказал, возможно ли, чтобы этот город был без хозяина, взглянул на него хозяин… так, поскольку Аврогом овину[38] говорил, возможно ли, чтобы этот мир был без хозяина, посмотрел на него Вс-вышний, и сказал ему, Я — хозяин мира», что следует объяснить, что идея ани гу баал гоойлом[39] которая раскрылась Аврааму, это есть идея ницоц бойрэ[40], которая одевается в ницоц нивро[41], что ницоц нивро, в который одевается ницоц бойре, это есть аспект йехидо в душе, как объясняется в При Эц Хаим. И это познание Б-жественности он распространил также по всему миру, и как сказано, «вайикро шом бешейм Гавайе Ке-йл ойлом[42]«, «не читай вайикро но вайакри[43]«, что распространил это по всему миру, что «есть хозяин у этого города», и, как объясняется в нескольких местах диюк[44] в языке Ке-йл ойлом[45] а не Ке-йл гоойлом[46], т.е. не так, что Элойкус отдельно, а мир — отдельно[47], но только, что Элойкус властвует над миром, но, что Элойкус и мир — это одно целое, ибо эйн ойд милвадой[48]. И это есть связь между познанием Б-жественности Авраама и его служением нисйойнос, ибо служение нисйойнос — посредством мсирус нефеш, которая со стороны йехидо в душе, что это также, что мсирус нефеш Авраама не было как мсирус нефеш рабби Акивы, который сказал мосай йовой лейоди ваакаймену[49], но так, что вся его идея было распространять Элойкусой[50] исборах[51] в мире, но если нужно мсирус нефеш на это, — то он было готов к этому. И т.е., что Аврогом овину не был отдельным мциюс[52] для себя, веонойхи офор воэфер[53], что это есть аспект мсирус нефеш со стороны аспекта йехидо, и именно со стороны такого битуль, он пришел к самому большому тойкеф[54], и вплоть до того, что хотя эход hойо Аврогом[55], и «весь мир с одной стороны, и он с другой стороны[56]«, тем не менее, вайираш эс гоорец[57], что он распространил Б-жественность по всему миру, что посредством этого строят мир, чтобы он был жилищем Ему, благословен Он, в нижних.

Далет

И вот, причина того, что работа нисойнойс — это посредством мсирус нефеш именно, объясняет в маамаре, ибо в испытании Б-жественная искра сокрыта и утаена в наибольшей степени. И объясняет, сначала объяснив различие между работой бирурим[58] и работой нисйойнойс (ибо, хотя также нисйойнойс — это работа бирурим, ради которой душа опустилась вниз[59], тем не менее, есть различие между ними), ибо в работе бирурим занимаются с очищаемой вещью, и, как например, материальная пища, когда искра находится в очищаемой пище, и очищение происходит посредством того, что занимаются ей (и так это также в общей идее потребностей человека, которые называются именем «еда»), в отличие от этого в испытании, способ его очищения — это не посредством того, что занимаются с этой вещью, но посредством работы человека над самим собой. И идея этого, что работа бирурим — это работа путем войны, ибо наhамо апум харбо лейхул[60], что это посредством предварения молитвы, и как сказано, бехарби увекашти[61], и перевел Онкелос бицлоси увебоуси[62], и как объясняется в нескольких местах по поводу благословений крияс шма[63] (что это есть предисловие к крияс шма, веоhавто[64], общая идея молитвы), что это есть hисбоненус[65] в корне животной души и бирурим и т.д., что посредством этого он очищает их и т.д. И поэтому это служение способом войны и облачения в очищаемое, что задумывается о его корне и посредством этого очищает его. И подобно этому это в общности служения Торы и заповедей, что это посредством войны с йецер hоро[66], что должен спорить и воевать с ним во всех способах средствах войны, и задумываться в нескольких путях, как победить его. В отличие от этого, в аспекте нисойнойс, служение в них не посредством того, что он поднимает их, но посредством отталкивания и уничтожения, и это подобно различию в самих заповедях между заповедями «делай» и заповедями «не делай», что заповеди «делай» — их идея — действие, и т.е., что занимается той вещью, с которой он исполняет заповедь (митн иньон ун мит дем иньон), но заповеди «не делай», их идея — сур мейро[67], что уходит от зла и отталкивает его.

Гей

И вот, вместе с тем, что способ служения в заповедях «не делай», это посредством отталкивания и устранения, тем не менее, в этом оно подобно служению в заповедях «делай», что оба они в вещи, которая реально существует, и на которую падает рамки действия и устранения от действия, но только в заповедях «делай» заповедано действие, а в заповедях не делай — устранение от действия. И поэтому также занятие в заповедях «не делай» — это не только с самим человеком, но также и с очищаемой вещью, что вместе с тем, что основное служение в заповедях «не делай», это то, что властвует и побеждает свой йецер, чтобы не кушать и т.п., что это путем отталкивания и устранения, тем не менее, поскольку его работа происходит с вещью, которая имеет реальное существование в материальности, то есть у него отношение, негативное, по крайней мере, к очищаемой вещи. В отличие от этого, работа нисйойнос, которая происходит с вещью, которая (как говорится в маамаре) не существует сама по себе, но только, что поставлена вещь, для того, чтобы скрывать и препятствовать, что поэтому занятие человека — оно с самим собой, чтобы пробудить в себе сущностные силы, твердость и мужество, чтобы выдержать испытание, и не бояться его совершенно, и вплоть до того, что он не входит с ним в препирательства и разбирательства, и только стоит с твердостью, что по-другому невозможно, и не считается с испытанием совершенно. И посредством такой твердости и мужества оно устраняется в действительности, ибо раскрывается истинный смысл этой вещи, что это есть вещь, которая не имеет реального существования, и все ее существование — это только для того, чтобы раскрылась у человека сущность его души, что это есть его внутренний роцон, который выше, чем облачение в сосуды. И подобно испытанию Авраама в испытании акейдо (что основное раскрытие канала самопожертвования посредством Авраама было в испытании акейдо), что основное испытание было в аспекте зризус[68], и, как объясняется в игерес аКойдеш[69], что зризусей дэАвроhом — это заслуга, которая стоит за нас вовек, и, как сказали Разал, что сделалась перед ними большая река.., и, тем не менее, не испугался Авраам, и пошел, чтобы исполнить шлихус[70] Вс-вышнего, и вошел в воду…, и посредством этого устранилось существование реки, ибо посредством его твердости и мужества раскрылась истина, что все существование реки было только для того, чтобы испытать его и т.д. И также после этого (в самом испытании акейдо), когда сказал ему Вс-вышний: «не сказал я тебе… ты поднял его — опусти его[71]«. И подобно этому было поведение Квойд кдушас баал асимхо веагеуло[72], когда он находился под арестом (как рассказывается в его записях и беседах), что он решил для себя с самого начала ареста, быть дерзким и твердым, вести себя бесстрашно, и не считаться совершенно с положением…, и таким было его поведение все время, пока он находился под арестом. И посредством этого, не только, что такое поведение дало ему мужество, чтобы выстоять против всех трудностей и сокрытий и утаений (ибо сокрытие было не только в отношении его материальных аспектов, но также в отношении аспектов духовности, и как это подчеркивается тем, что когда он находился под арестом, то не было возможности заниматься распространением еврейства и источников хасидизма), но еще кроме того, что через это было устранено сокрытие и утаение, что несмотря на то, что изначально выглядело, что они представляют собой мциюс сильный и большой (как рассказывается в его записях), но, посредством его мужества они устранились от своего существования, и вплоть до того, что он был освобожден открыто на глазах у всех, и посредством этого был достигнут подъем в отношении самого баал асимхо веагеуло, подобно тому как это было в йуд тес кислев[73], что посредством ареста и освобождение был достигнут подъем в отношении хасидизма, как объясняется в нескольких местах, подобно этому также здесь, что было достигнут подъем в самом баал асимхо веагеуло, как говорилось выше, что умножилась работа распространения Торы в еще большей степени, чем это было перед этим, и вплоть до то, что началось посредством этого практически распространение по всему миру, и способом меато веад ойлом[74]. И подобно тому, как приводится в Геморо, что когда есть три поколения, занимающиеся Торой, то Тора не уходит от его потомства, ибо Тора возвращается в свой дом, и подобно этому в нашем вопросе, что уже есть (как результат освобождения 12-13 тамуза — три поколения изучающих Тору и исполняющих ее заповеди, и еще более — любящих Тору и ее заповеди (что посредством этого их исполнение заповедей беhидур[75]), что все это посредством того, что стоял с самой большой твердостью, выше всех расчетов, что посредством этого устранил испытание самым возвышенным образом. И поскольку за головой тело идет, то также должно быть в служении каждого и каждого, чтобы мы шли по прямому пути. которому он научил нас из его путей, и чтобы мы шли его дорогами чтобы стоять твердо чтобы не бояться никаких испытаний и препятствий в служении Вс-вышнему, ибо, поскольку он идет, чтобы исполнить свой шлихус в в этом мире, то нет у нисойон никакого существования, и только «испытывает Вс-вышний Б-г ваш вас, чтобы знать, любите ли вы Вс-вышнего, Б-га вашего[76]«, и посредством твердости и самопожертвования устраняется испытание.

Вов

И чтобы понять все это более подробно, нужно сначала объяснить общую идею опускания души вниз, что это есть большое опускание «с высокой крыши в глубокую яму». Ибо душа перед тем, как она опускается вниз, тhойро hи[77], и есть в этом несколько объяснений, первое, что указывает на мир Ацилус, второе — тhиру сатоо, третье — тhиру илоо. И она опускается в самый низ, не только в миры БИА[78], миры разделения в общем, но в этот нижний мир, что нет ниже него, что большая часть его — зло, и только немного добра перемешано в нем, вплоть до того, что дела этого мира тяжки… (как объясняется в Тании[79] от имени Эц Хаим), и еще, что служение в самом этом мире это в самом низу, в месте, о котором сказано «лемицраим йерадтем[80]«, и таким образом, о котором сказано «йецер горо йеш бейнейхем[81]«, что он должен воевать с йецер горо, и сегодня говорит ему «делай так», и завтра …. «служи идолам», что это есть противоположность Онойхи[82] и Лой йигйе лехо[83], (корень 248 заповедей «делай» и 365 заповедей «не делай», как объясняется в Тании[84]), но это опускание — ради подъема, ибо, хотя душа не опустилась ради того, чтобы исправить себя… но для того, чтобы исправить его тело и животную душу и его долю в мире (как объясняется в Эц Хаим и приводится в Тании[85]), но, тем не менее, посредством опускания души вниз, она поднимается на более высокую ступень, чем она была перед опусканием, выше также, чем тhиру илоо, и еще более, на ступень, которая не имеет сравнения и отношения к идее гишталшелус[86], и ступени и уровня, и вплоть до того, что невозможно сказать даже то, что есть в ней достоинство относительно сейдер гишталшелус, но только известным языком, леаштоово бегуфо дэмалко, Сущности и Сути Его, благословен Он. И как говорит Зоhар в другом месте, такой аспект который ло миштакхей бемалко, эло Исроэл билхойдоги (выше также, чем Тора и заповеди). И этот подъем достигается посредством служения в Торе и заповедях, ибо «я создан, чтобы служить своему господину», и как сказано «вайанихейhу… леовдо улешомро[87]» леовдо[88] — это 248 заповедей делай, улешомро[89] — это 365 заповедей не делай (Ибо всюду, где сказано hишомейр, это заповеди не делай, и должно этому предшествовать Тора, ибо велико учение, поскольку оно приводит к исполнению. И также победа на йецер hоро — это посредством Торы, как сказали Разал, «бороси йецер hоро увороси лой Тойро тавлин»[90], и «если встретил тебя этот менувол[91], тяни его в бейс Мидраш[92]«, и это есть то, что сказано, сур мейро ваасей тойв бакейш шолом бакейш шолом веродфейhу[93], что указывает на заповеди «делай» и заповеди «не делай» и Тору, как объясняется в Ликутей Тойро в нашей главе (Болок).

Заин

Однако нужно понять объяснение того, что именно посредством работы души внизу она поднимается на более высокий уровень, чем она была перед опусканием, и вплоть до такого подъема, который несравнимо выше, чем предыдущий уровень. И идея объяснения, что искры, которые в материальных вещах, их корень в мире тогу, который выше, чем мир тикун. И как сказано, ки лой ал галехем левадой йихье hоодом, ки ал кол мойцо пи Гавайе ихье hоодом. И объясняет АриЗа»л, что мойцо пи ГАвайе, которое в хлебе, это Б-жественная искра, которая в нем. И хотя также в человеке есть мойцо пи Гавайе, которое дает ему жизнь, тем не менее, он нуждается в мойцо пи Гавайе, которое в хлебе именно, ибо кол а-говойаh йойсер йойред лемато йойсер. И как пример камня, который находится на вершине стены, и когда она падает вниз, то этот камень падает дальше от стены, чем камень, который находится в середине стены. И поэтому, поскольку мойцо пи ГАвайе в хлебе упало ниже, чем мойцо пи Гавайе, которое в человеке, ибо хлеб – от цоймеах, и в особенности, что во время еды это уже не цоймеах, а доймем (и еще, что хлеб едят с солью, которая доймем), а человек – он медабер, то это само доказывает, что искры, находящиеся в хлебе, имеют более высокий корень, чем мойцо пи Гавайе в человеке, также в одом элйон, аспект тикун. И поэтому именно посредством них йихье hоодом, одом внизу, и (посредством этого) Высший человек кивйохол. И следует отметить из еще одного аспекта в этом, то, что объясняется в другом месте подробно, различие между ойлом тикун и ойлом тоhу, что оба они были сотворены в роцон элйон, но что в мире тикун это таким образом, что дэйн ганьон лэй, а в мире тоhу это таким образом, что дэйн ло ганьон лэй. И т.е., что в мире тоhу есть роцон элйон, но он в сокрытии, а в раскрытии это противоположность роцон, ибо дэйн ло ганьон лэй. И поэтому происходит из этого внизу, что аспекты, которые были сотворены из ойлом тоhу, вместе с тем, что в раскрытии это вещи, которые противоположны кдушо, ибо дэйн ло ганьон лэй, тем не менее, также в них есть искры святости, и наоборот, именно в них есть тойкеф, светов мира тоhу. И поэтому посредством опускания души вниз она поднимается на более высокую ступень, чем она была перед ее опусканием, что это со стороны очищения искр мира тоhу, что посредством этого он наследует света тоhу, что это есть аспект мойрошо кегилас Яаков.

Хес

И вот, в соответствии с правилом, что всякий более высокий падает ниже, необходимо сказать, что также в самих искрах тоhу, то, что упало ниже, имеет более высокий корень, Что из жтого понято, что ест превосходство в бирурим, которые посредством заповедей не делай, над бирурим посредством заповедей делай, ибо вместе с тем, что также искры, которые в материальных вещах, с помощью которых происходит исполнение заповедей делай, их корень из мира тогу, тем не менее, падение в них не в такой степени, поскольку они аспекты разрешенных вещей из клипас нойгаh. В отличие от них, в заповедях не делай, что они в вещах, которые запрещены и связаны хицойним, само это доказывает, что корень искр, облаченных в них, он более высок, Что поэтому посредством служения в заповедях не делай, даже в начале работы, когда он не переворачивает здойнойс в зхийос и только отталкивает их, притянгивается свет более высокий, чем в служении с помощью заповедей делай. И как объясняется в Ликутей Тойро, что заповеди делай относятся к Вов-гей, аспект ваганиглойс, а не делай к йуд-гей, аспект ганисторойс ла-Гавайе Элойкейну (и также – йуд-гей – это святое имя само по себе), что различие между ними это различие несравнимое. И в общем, это есть различие между ойр пними и ойр макиф, что заповеди делай притягивают ойр пними, что это есть свет, одевающийся в сосуды, а заповеди не делай притягивают свет макиф, который не может вместить сосуд. И это превосходство в заповедях не делай относительно заповедей делай это также когда служение в заповедях не делай оно только способом отталкивания. И тем более и тем более, Когда служение в них таким образом, что он переворачивает здойнойс в зхиойс., что тогда он притягивает свет, который несравнимо выше, чем свет, который притягивается посредством заповедей не делай, когда они исполняются способом отталкивания. И как понятно из того, что этот аспект, что здойнойс становятся ему как зхисойс, это только посредством работы тшуво, ибо обычная работа (тмидим кесидром) в запрещенных вещах – это только способом отталкивания. И различие между этими двумя способами служения – это несравнимое различие, как понятно из нескольких мест, что различие между ними это как отношение гвул относительно бли гвул. И как это в аспекте времени, что работа тшувы это в один час и в один момент, выше, чем измерение времени, в отличие от этого, обычная работа измерена протяженностью и площадью времени (и само собой, также пространства).

Тес

И вот, хотя падение в искрах, которые в заповедях «не делай» это в вещах запрещенных и находящихся в руках хицойним, тем не менее, есть у них мциюс, что поэтому возможна в них работа, по крайней мере, путем отрицания и отталкивания, и как объяснялось выше. И поэтому также свет, притягиваемый посредством заповедей «не делай», хотя это свет макиф, аспект йуд-гей имени Гавайе, тем не менее, также йуд-гей имени Гавайе это буквы имени Гавайе, что буквы – их идея – гилуим (но только что в самих буквах есть различие между Вов-гей имени Гавайе, что это подобие света пними, и между йуд-гей имени Гавайе, который подобен свету макиф). В отличие от этого, испытания, они в вещах, в которых нет мциюс. Ибо, хотя вещи, в которых исполнение заповедей не делай, это вещи клипы, тем не менее, нет необходимости сказать, что это есть все их существование – противоречить святости. И это доказывается тем, что есть несколько вещей, которые запрещены только в еду, и разрешено их использование (и посредством этого возможно поднять их к святости), и вплоть до таких, что пользование ими необходимо. И подобно этому есть несколько и несколько уровней и различий в запрещенных вещах, которые не противоречат воле Вс-вышнего во всех их аспектах и во всех их деталях. И более того, что иногда также сама запрещенная вещь становится разрешенной, и подобно тому, что сказали РАзал, что во время кибуш гоорец были разрешены им также кадлей дэхазирей, что это становится кровью и плотью как его плоть, и с этой силой был захват земли (что поэтому было разрешено им, как объясняется в книгах учителей пшата), т.е., что помогает кдушо. В отличие от этого нисйойнос, что их мциюс – это что поставлена вещь чтобы скрывать и препятствовать, и кроме этого нет у него мциюс, и даже не способом димйон. И поскольку падение оно ниже и ниже в самой большой степени, в вещах, что все их существование это только быть против воли Вс-вышнего, то понятно, что их корень самый высокий. И поэтому, посредством служения нисйойнос, когда опускание оно самое большое, посредством этого человек поднимается на самую высокую ступень.

Йуд

И вот, все аспекты кдушо притягиваются посредством работы именно (а не способом нагамо дэхисуфо), что из этого понятно, что достоинство в служении нисйойонос перед служением заповедей делай и заповедей не делай, это не только со стороны корня искр, которых в нем, но также со стороны усилий и работы человека в этом служении. И подобно тому, как не подобна работа и усилия в исполнении заповедей делай, на работу в заповедях не делай, ибо для того, чтобы уберечься от того, чтобы не нарушить заповеди не делай, нужно делать сйогим и т.д., и кадейш ацмехо бемутор лох, так же не похоже усилия в исполнении заповедей не делай относительно гисгабрус и тойкеф и оймец, который требуется в авойдас а-нисйойнос. И следует сказать, что это то, что сказали Разал, относительно испытания акейдо, что это есть первое испытание, упомянутое явно в Торе, «гоЭлойким нисо эс Аврогом», что Вс-вышний сказал Аврааму, я испытал тебя несколькими испытаниями и ты выдержал их все, сейчас – выдержи это, чтобы не сказали, что в первых – не было ничего настоящего. И т.е., что в первых девяти испытаниях не было в этом еще совершенства работы и гиштадлус испытаний, и поэтому они не упомянуты явно в Письменной Торе, ибо в письме и в раскрытии это еще не есть совершенство аспекта испытания. И посредством того, что выстоял в этом испытании, это придает совершенство и истинность всему служению Авраама (также его служение перед этим), Что это есть «мипней койшет сэло», и объясняет в Таргум Йойносон, биглал куштэй дэАврогом леолмин, что это есть истина, которая раскрылась посредством работы Авраама. И это есть то, что объясняет в маамаре, что для того, чтобы выстоять в испытании, недостаточно служения ал пи таам ведаас, и даже работы ал пи таам ведаас, которая основана на мсирус нефеш, но должно быть служение, весь смысл которого – мсирус нефеш. И идея в этом, что поскольку он занимается в нисйойнос вещью, не имеющей мциюс, и весь его мциюс, это только что становится вещь чтобы скрывать и препятствовать, как говорилось выше, поэтому также способ его очищения это не посредством работы, которая дает мциюс и тфисас моком для мисборер, но – служение, которое не считается с ним совершенно. Ибо в служении, которое ограничено пониманием и постижением, даже пониманием и постижением в Святости Б-жественной души, поскольку это связано с обсуждением и объяснением в разуме, это само указывает, что есть существование противника, который воюет с ним, поэтому такое служение недостаточно для служения нисйойнос, что посредством него очищение вещей, которые не имеют мциюс. Но это только посредством мсирус нефеш с большой силой, что он не входит ни в какой шакло ветарьо и хешбон, и не считается с нисойон совершенно, как будто бы нет никакого мциюс, с которым он должен воевать и т.д. И поэтому такое служение (в самих макифим души) со стороны йехидо в душе, как говорилось выше, ибо именно со стороны этого аспекта нет места ни для какого мциюс, но только для кдушо, а остальные аспекты это димйон беолмо, и также существование этого димйон это ради кдушо, для того, чтобы посредством этого человек поднялся на более высокий уровень, который выше также чем подъем, который достигается посредством работы в заповедях делай и не делай, вплоть до того, что это также выше чем служение (в заповедях не делай), когда здойнос становятся ему как зхийос, что это есть служение тшуво, и тшуво из агаво рабо в общем.

Йуд алеф

И вот, также в самих нисйойнойс есть несколько ступеней. Ибо также как в аспекте нисим есть несколько ступеней одна выше другой (чудо, чудо внутри чуда и т.д.) подобно этому также в испытаниях есть в них несколько ступеней одна ниже другой, и как объясняет Квойд кдушас Адмур Цемах Цедек в маамаре начинающемся словами ахарей Гавайе Элойкейхем тейлеху (который напечатан в конце его книги Дерех Мицвойсехо) несколько ступеней в этом. И в общем это, как приводит Квойд Кдушас Адмур Рашаб в его маамаре носато лиреехо нейс легиснойсес слова Мидраша «прийди и смотри, чем отличаются первые от последних, что первые испытывались самим Вс-вышним, как сказано «вегоЭлойким нисо эс Аврогом…», но последние испытываются посредством народов мира. Ибо в испытаниях, приходящих посредством народов мира, сокрытие и утаение в них в большей степени, чем просто испытания. И поэтому, чтобы выдержать эти испытания, это посредством более высокой ступени в самом битуль и месирус нефеш. И следует сказать, что это то, что основной аспект нисйойнойс это в последних поколениях именно, и в основном в поколении пяток Мошиаха, что тогда тьма особенно сильна (хойшех кофул умехупол) и служение — посредством месирус нефеш. И как объясняется в мааморим рабойсейну нессиейну, и в особенности в мааморим баал а-геуло вегасимхо, и объяснении посука «вегоиш Мойше онов меойд микол гоодом ашер ал пней гоадомо», что в основном это было перед поколением пяток Мошиаха, когда усилились гааломойс и гестейрим, и тем не менее, стоят с силой и твердостью, и изучают Тору и исполняют заповеди с месирус нефеш, и перед этим (язык маамара) из Мойше рабейну ба зих аропгефалн. И подобно тому положению, которое было во время ареста в той стране. И подобно этому также сейчас, хотя нет таких билбулим и препятствий на исполнение Торы и заповедей. но тем не менее есть испытания со стороны рархово и аширус, ибо иногда со стороны гархово испытание самое сильное. Ибо йецер горо — умон бимлахтой, что сегодня говорит ему «делай так» и т.д., и запутывает человека от сужения Вс-вышнему, чтобы, по крайней мере не было в полном совершенстве. Так, как нужно. И посредством этого опускает человека все ниже и ниже, сначала в вещах, которые со стороны усиления нефеш багамис, которая из ногаh, и после этого в аспектах шойгег, и после этого и т.д. И для того, чтобы выстоять против всех этих испытаний, человек должен делать свою работу с большой твердостью, как говориться в Тании, «йаръим олего бекойл рааш…» как сказали Разал, леойлом йаргиз одом йецер тойв ал йецер горо, и т.д, что посредством этого уничтожает все его существование, и наоборот, становиться его помощником, ибо гам ойвов йашлим итой — это нохош. И из самого этого, что служение в иквесо димшихо она наиболее тяжелая, это само доказывает, что есть и даны силы на это, ибо эйни мевакеш лефи койхи эло лефи койхон, и т.е., что дана сила каждому и каждому пробудить тойкеф, который со стороны эцем а-нефеш, и таким образом что это светит также в его внутренних силах, вплоть до махшово дибур умаасэ его, что посредством этого они все преданы Вс-вышнему и его Торе и его заповедям.

И это есть то, что сказано, мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз… легашбис ойев умиснакейм. И объясняет квойд кдушас мойри вехами Адмур, баал а-геуло вегасимхо, в маамаре, начинающемся словами векибел а-йегудим эйс ашер гейхелу лаасойс, 5687 года (что этот маамар он сказал еще перед своим арестом, когда были страшные гзейрос в отношении изучения Торы, и в особенотси, в отношении ойлелим и йойнким), что посредством ойз, эйн ойз эло Тойро, приводят к тому, чтобы остановить врага и мстителя. Ибо ойев это открытый враг, а нойкем — это скрытый враг, и он ойлел алилойс и т.д. (и это большая опасность, чем ойев), и посредством ойз Торы достигается легашбис ойев умиснакейм. И идея ойз в Торе это аспект тойкеф, что не считаются с мниюс и гааломойс и гестейрим, и т.д., что посредством этого тойкеф уничтожают все гзейройс, и открывается истина, что большая их часть — нет у них мциюс, и это только аспект гафходо беолмо.

И начало и основа ойз дэТойро это из уст младенцев и грудных детей именно. Ибо сказано, Тойро циво лону Мойше мойрошо кегилас Яааков, что Тора — это наследие для каждого и каждого из Израиля, и также новорожденный ребенок наследует, и наследует все, как сказано, тахас авойсехо йигйу бонехо…», что поэтому также ойлелим и йойнким есть у них вся Тора в наследстве. И наоборот, Тора у них — это основа и т.д. (йисадто ойз), и как сказали Разал, им эйн гдоим эйн тйошим. И как йесойд в материальности, который находится в земле, что не имеет значения его красота и т.д., но только его сила и прочность, ибо он должен быть прочен таким образом, чтобы он мог держать на себе все здание, и также крышу, которая на здании, для того, чтобы здание было прочно и стояло на своем месте, чтобы все ветры, которые дуют в мире, не смогли сдвинуть его с места. и это есть мипи ойлелим вейойнким йисадо ойз… легашбис ойев умиснакейм, что посредством ойлелим вейойнким именно, дыхание уст тинойкойс шел бейс рабон, что это есть основа силы Торы, достигается легашбис ойев умиснакейм.

Йуд гимел

И следует связать эту идею (что служение авойдас нисйойнойс это посредством месирус нефеш именно, аспект нейс бесойх нейс в душе) с тем, что говорится в недельной главе, ах бегойрол йехалейк эс гоорец. Ибо раздел земли, что это указывает на разделение земли, которая снизу, и на разделение земли, которая свыше, или, как говорится в словах мудрецов (кТорые приводятся в мааморим рабойсейну несиейну) ойлом а-бо (ибо весь Исроэл имеет долю в ойлом а-бо, как сказано, веамех кулом… леойлом йиршу орец), это посредством гойрол. Ибо аспект гойрол в душе это аспект служения, которое выше чем понимание и постижение, и еще выше, выше также чем сила роцойн. И как в гойрол в буквальном смысле, который не зависит совершенно от желания того, кто бросает жребий. И поэтому посредством аспекта гойрол именно это разделение земли во всех ступенях в ней, как говорилось выше, как будущий мир, так и эрец Исроэл в буквальном смысле (и посук не выходит за пределы своего буквального смысла). ибо сказано «эрец ашер… эйней Гавайе Элойкехо бо мерейшис а-шоно ад ахарис шоно, что есть в этом два края. С одной стороны это выше чем измерения и ограничения времени, ибо это от начала года до конца года. И с другой стороны, он притягивается (в границы и ограничения) времени, что поэтому это только до конца года. и на следующий год обновляется этот свет новым светом? более высоким, который еще не светил никогда такой высокий свет. И этот свет одевается в землю внизу, чтобы давать жизнь… в течение всего этого года, как объясняется подробно в игерес а-койдеш. И поэтому разделение земли, в которой светит свет, который выше, чем измерения и ограничения, это посредством аспекта гойрол именно.

Йуд далет

И вот, этот аспект есть также в мицвойс, и это есть заповеди, которые не зависят от воли человека. И идея объяснения, ибо идея мицвойс – это притяжение роцон элйон, и как говорится в благословении на мицвойс, ашер кидшону бемицвойсов вецивону, что мицвойс – это приказание Вс-вышнего человеку, ибо так это роцон элйон, и посредством исполнения заповеди – это освящает человека. И в самом этом есть два способа, заповеди делай и заповеди не делай. Ибо в заповедях делай гамшохо в раскрытии, в отличие от заповедй не делай, что поэтому благословение на заповеди это именно в заповедях делай, ибо идея благословения – это притяжение и раскрытие. Но также в заповедях не делай есть притяжение Роцон, но только это не способом благословения и притяжения в раскрытии, и подобно тому, что объясняется в Тора Ор, по поводу благословения на головные тфилин, что спорят сфардим и ашкеназим, нужно ли благословлять на них специальное благословение, и обычай Сфардим – не благословлять, поскольку они считают, что этот макиф нельзя привлечь посредством благословения, но он притягивается сам по себе. И подобно этому заповеди не делай, что не говорят благословения на них, ибо притяжение происходит само по себе. И выше этого – заповеди, которые не зависят совершенно от желания человека, подобно заповеди нсиюс, ибо каждый, кто бежит от славы, и т.д., и заповеди шиххо. И причина того, что они не зависят совершенно от желания человека, это потому, что их корень выше, чем аспект роцон элйон. И в сфиройс это, что заповеди в общем это аспект арих анпин, роцон эльйон, а заповеди, которые не зависят от желания человека, их корень из аспекта атик, который нээтак и нивдол от всего порядка мироздания, также от аспекта арих анпин, и как объясняется подробно в Ликутей Тойро в конце главы Брохо. И это есть аспект гойрол в мицвойс, что посредством него притягивается свет более высокий, чем свет, притягиваемый посредством заповедей делай и заповедей не делай просто.

И подобно этому есть аспект гойрол в каждом и каждом из Израиля. Ибо также как объяснялось выше в вопросе нисйойнонос, что носато лиреехо нейс легиснойсес говорит о каждом и каждом из Израиля, подобно этому это в аспекте гойрол, что это есть в каждом и каждом из Исроэл. И как сказано, ашрейну ма тойв хелкейну у ма ноим гойролейну, т.е., что у каждого и каждого из Исроэл есть не только хелкейну но также и гойролейну, что посредством этого он един с Вс-вышним. И еще, что этот аспект проявляется в практическом действии. И подобно тому, как объясняется в Игерес аКойдеш, в вопросе заповеди, в которой должен быть згир тфей, что у каждого и каждого из Исроэл есть особая заповедь, в которой он должен быть згир тфей, и это аспект гойрол действительно. И про это сказано, ато тоймих гойроли, что аспект гойрол он от ато, ацмусой умагусой исборах. И как говорилось выше, что аспект гойрол (в человеке внизу) это выше, чем его внутренние силы, что это есть аспект гишталшелус в человеке, и выше также, чем аспект макифим, которые соотнесены с пнимим, что это есть аспект роцон, и это подобно аспекту атик, который отделен также от аспекта арих анпин. И это есть ато тоймих гойроли, что это есть аспект йехидо в душе, искра сотворенного, в которую одевается искра Творца, что поэтому она называется йехидо (и это ее имя, которое названо ей), ибо она (имя и) сосуд для аспекта йохид, что это есть ницоц бойрэ, ацмус каждого и каждого из сынов Израиля.

Тес Вов

И это есть то, что продолжает в Писании, лемаан йехолцун йедидехо гойшио йеминхо ваанейни. Что из того, что он говорит лемаан, понятно, что этот посук это продолжение предыдущего посука носато лиреехо нейс… И т.е., что то, что носато лиреехо нейс легиснойсес, что это есть аспект работы нисйнойнос, это для того, чтобы (лемаан) было йехолцун йедидехо гойшио йеминхо. И идея в том, что приводится в Мидраш на посук гейшив охойр йеминой, что это говорит про йеминой шел аКодойш Борух Гу, что во время изгнания сказано гейшив охойр йеминой, и во время геуло та йемин, которая порабощена, — гоалти эс йемини (и посредством этого происходит также геула аспекта йомин каждого и каждого из Израиля). И это есть отношение к работе нисйонос, ибо аспект йомин притягивается посредством работы гойрол, и как приводит в Мидраш там (на то, что во время геуло будет избавление йеминой Вс-вышнего) то, что сказано в книге Даниэля, веато лейх… весаамойд легойролхо лекейц гайомин. Ибо йомин имеет отношение к гойрол. И объяснение этого, что приводится в Мидраше там, что сказал ему, кейц айомим или кейц айомин, сказал ему – кейц айомин. И объясняется в друшим, что йомин указывает на йомин в арих анпин, и еще выше, аспект йомин, который выше, чем арих анпин (что это есть аспект роцон, но) что это атик, который весь – йемино, дэлэйс смоло беhай атико, Что этот аспект есть также во время изгнания, и как сказано, йемин Гавайе роймемо, йемин Гавайе ойсо хоиль, но во время изгнания она в аспекте сокрытия, что она не светит в раскрыити в душе человека. Но, когда человек делает свою работу со стороны йемин в его душе, работа со стороны сущности его души (выше чем роцон, макиф коройв), что это есть аспект гойрол, то посредством этого «ватаамойд легойролхо лекейц айомин», что гойрол в человеке притягивает гойрол Свыше, ато тоймизх гойроли, как говорилось выше, что это есть аспект атик. И посредством йомин, атик, становится также гойшио йеминхо ваанейни, что избавляется из изгнания аспект йомин, о котором сказано, гейшив охойр йеминой, которая была порабощена. И это есть связь между этими двумя аспектами в кейц айомин, первое, йемин сама по себе, что это есть атик, как говорилось выше, и второе, кейц айомин, что указывает на сфиру малхус (что поэтому называется кейц, язык окончания и завершения, ибо окончание и завершение гамшохо аспекта йомин – в малхус), ибо сфира малхус ниже всех сфиройс, вплоть до того, что раглейго йойрдойс и т.д., вплть до опускания в этот нижний мир, ниже которого не существует. И именно в этом служении, чтобы избавить кейц айомин от ее опускания вниз, раскрывается аспект йомин в таамойд легойролхо лекейц айомин, атик. И подобно тому, что объяснялось выше, что именно в служении нисйойнос, что это в самых нижних вещах, и в основном, в испытаниях поколения пяток Мошиаха, что тогда тьма изгнания двойная и удвоенная, приходит к раскрытию работа со стороны йехидо. И это есть связь между носато лиреехо нейс легиснойсейс и лемаан йехолцун йедидехо гойшио йеминхо ваанейни, ибо посредством работы нисйонйос избавляется йомин.

Тес заин

И следует связать это с тем, что говорится в мизмор Тегилим, который начинают говорить 12 тамуза этого года (5736), ойр зоруа лацадик улейишрей лейв симхо. И приводит Квойд кдушас Адмур Цемах Цедек, в его записях к Тегилим, то, что сказали Разал в Мидраш, что ойр зоруа лацадик – это свет, который был сотворен в первый день, и спрятал его для праведников в будущем мире (и посредством этого улейишрей лейв симхо, что это есть праведники, сердце которых в их руках). И уточняет, ойр зоруа, зрио именно. И подобно материальному посеву, что должно быть гниение зерна, что это именно пробуждает койах цмихо земли. Ибо койах цмихо земли – это койах Эйн Соф, и посредством цмихо происходит раскрытие силы Эйн Соф (как понятно из Игерес аКойдеш п. 20). И подобно этому это в духовности, что посредством служения битуль и мсирус нефеш достигают Эйн Соф, который выше, чем гишталшелус. И, как объясняется в мааморим на посук габоим йашрейш Яаков, йоциц уфорах Исроэл, умолъу пней сейвел тнуво, что это есть служение Торы и заповедей, с битуль (подобие зрио), и посредством этого именно, умолъу пней тейвел тнуво, раскрытие силы Эйн Соф, и как объясняется в гемшехе кол а-нэгэнэ 5652. И подобно тому, как объяснялось выше, что посредством служения нисйонос достигают аспекта нейс бесойх нейс, ацмусой умаhусой исборах.

Йуд заин

И это также то, что сказано, «вехол карней решоим агадеа тероймамно карнойс цадик», и приводится в Мидраше, «эсер карнойс гейн шеносан аКодойш борух Гу леИсроэл…, когда согрешили Исроэл, были взяты от них и отданы аку»м…». Ибо идея керен и возвышения имеет отношение только к Исроэл. Но из-за грехов наших (по крайней мере идея хейт как хисорон, как сказано, ваани уШлоймо бни хатоим») мы были изгнаны из страны нашей, и «когда этот поднимается, этот падает», и тогда карней аку»м кайомойс, и карней Исроэл гдуим, рахамоно лицлан. Но посредством изучения Торы и исполнения мицвойс делай и шмирса мицвойс «не делай», и в основном посредством работы в мсирус нефеш в аспекте нисйойнос, и в основном в поколении иквесо димшихо, что тогда работа самая тяжелая, как говорилось выше, посредством этого достигается тероймамно карнойс цадик, что не только, что есть карнойс (что посредством этого кол карней решоим агадеа), но еще, что они способом тероймамно, нейс бесойх нейс, аспект кейц айомин, который выше чем йомин арих анпин. Что это есть хидуш будущего избавления перед геуло в исходе из Мицраим, ибо йецияс Мицраим была посредством зроойс арих анпин, что это есть два аспекта – зроа йоминр и зроа смоль, но тероймамно карнойс цадик это йомин в атик. И подобие этого в мицвойс это заповеди, которые не зависят от воли человека, как говорилось выше, и наоборот, роцон на нсиюс и т.д., как говорилось выше – мешает исполнению этих заповедей. И в служении это аспект служения, которое выше, чем измерения и ограничения, что он стоит твердо против гааломойс и гестейрим, и не обращает внимания на них, аспект гойрол, как говорилось выше.

Хай

И вот, посредством работы гойрол, о которой говорилось выше, йехолек гоорец, т.е., что достигается кроме захвата земли, также йехолек гоорец, что это есть аспект гисйашвус. И как сказали Разал, что «виришто вейошавто бо» – т.е., после семи лет, что завоевывали, и семи лет, что делили, и тогда началось в основном исполнение заповедей, связанных с эрец Исроэл. И подобно этому эрец Свыше, ойлом габо, что это есть награда за мицвойс, что то, что весь Израиль имеет долю в будущем мире, это со стороны того, что есть аспект гойрол, ато тоймих гойроли, у каждого и каждого из Израиля. И также тот, у кого в раскрытии не заметно у него аспекта добра и святости, есть у него аспект гойрол в душе, и наоборот, возможно, что именно у него есть самая святая душа. И поэтому он может перевернуть себя бешаато хадо увериг’о хадо, чтобы стать в полном совершенстве святости. И это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в нескольких местах, по поводу того, что сказал рабби Йоханан Бен Закай, «я не знаю, по какой дороге поведут меня», ибо, хотя его служение было самым возвышенным образом, как объясняется в нескольких местах, тем не менее, он сказал «я не знаю…», ибо он сомневался, если его работа со стороны сущности его души (аспект гойрол, как говорилось выше) это так как нужно, ибо нет доказательства из его работы со стороны открытых сил на аспект который выше чем таам ведаас. И «мерубо мидо тойво» и т.д., что также у того, кто в его раскрытых силах не видно ничего доброго, — нет из этого доказательства совершенно на аспект, который выше этого, и особенно, что про каждого и каждого из Исроэл сказано «ашрейну… ма ноим гойролейну», то ясно, что есть в нем самая высокая душа, и есть у него силы перевернуть и преодолеть и т.д., даже если было у него хас вешолом, геэлем и гестер его разума и мысли, речи и действия в течение всей его жизни, подобно РАБ»Д, который приобрел удел в будущем мире в один момент. И также как это в разделении земли Свыше, будущего мира, что это со стороны аспекта гойрол, который есть у каждого и каждого из Израиля, что поэтому Эрец Исроэл принадлежит сынам Израиля вечным союзом, лезарахо ахарехо ахузас ойлом, что это наследие нам от Авраама (мипней койшет сэло), от брис бейн а-бсорим. Земля семи народов, и в дополнение к этому йархив ГАвайе Элойкехо эс гвулехо, что это есть земля кейни книзи и кадмойни, как объясняется в брис бейн абсорим и еще больше, как объясняется в друшим Разал, что расширит Вс-вышний границу твою вплоть до расширения лой беэрех.

Йуд тес

И это есть носато лиреехо нейс легиснойсес мипней койшет сэло, что куштей дэАврогом это способом сэло, вечно, что даже в конце всех времен в поколении пяток Мошиаха, и в самом этом в последние моменты изгнания, служение Израиля происходит из месирус нефеш, аспект нейс бесойх нейс в душе, что не только, что есть у них аспект карнойс, но еще, что они способом тероймамно карнойс цадик (и как объясняет Раши что это указывает на Исроэл, что это есть слава Вс-вышнего, праведника мира). И посредством этого йехолцун йедидэхо, гойшио йеминхо ваанейни, что избавляют йомин, которая во время изгнания она способом гейшив охойр йеминой. И это посредством того, что раскрывается аспект гойрол у каждого и каждого, таамойд легойролхо лекейц айомин, аспект ато тоймих гойроли. И посредством этого становится (ах бегойрол) йехолек эс гоорец (и по двум вариантам в рукописях мааморим, йехолек и техолек), раздел земли по простому смыслу (что это не выходит за пределы простого смысла), и ниже десяти ладоней в истинном и полном избавлении посредством Мошиах цидкейну, что тогда будет завоевание Эрец Исроэл полностью, и после этого завоевание земли кейни книзи и кадмойни, и после этого йархив Гавайе Элойкехо эс гвулехо, наследие без границ. И поскольку все это достигается посредством аспекта гойрол, который выше, чем таам ведаас, поэтому нет никакой необходимости в продолжительном времени, но как сказал Алтер Ребе, что йом шекулой оройх также в начале его он оройх, что в один момент приходит геуло истинная и полная, со всеми деталями и совершенством в этом, вплоть до того, что расширит Вс-вышний Б-г твой границу твою, сам Вс-вышний именно (подобно тому, что ато именно тоймих гойроли), в скором времени действительно с приходом мошиаха цидкейну, что Вс-вышний ведет Исроэл бекойму зкуфо в истинное и полное избавление, вейорем керен Мшихой, и эти дни перевернутся в дни веселья и радости, и добрых праздников, беаголо дидан.

[1] «Ты дал боящимся Тебя знамя, чтобы поднято было (оно), ради истины. Сэла!» (Тегилим 60, 6)

[2] рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе, ребе Райац

[3] день рождения и день освобождения ребе Райаца приходится на 12 тамузу

[4] перевод (и комментарий) на арамейский язык

[5] «Ты дал боящимся тебя испытания, чтобы испытывать их, ради истины Авраама вовеки»

[6] певец Израиля

[7] «ради истины вовеки»

[8] «истина Авраама»

[9] (пра)отцы – Авраам, Ицхак, Яаков

[10] «вершины гор»: «Ибо с вершины скал вижу его и с высот на него взираю» (Болок 23, 9); этот посук объясняется про праотцов

[11] первый и главный из (пра)отцов

[12] «дал Ты боящимся Тебя»

[13] «из-за истины (Авраама) вовеки»

[14] «И сейчас Израиль, что Вс-вышний Б-г твой просит от тебя, но только бояться…» (Экев 10, 12)

[15] Тания, начало гл. 42

[16] «боящиеся Тебя»

[17] испытание, чтобы испытывать его

[18] «мир ему»

[19] испытания

[20] истина Авраама

[21] страх (перед Вс-вышним)

[22] любовь (к Вс-вышнему)

[23] «Авраам, любящий Меня» (Йешайа 41, 8)

[24] самоотверженность, самопожертвование

[25] страх (перед Вс-вышним)

[26] подчинение и самоустранение (перед Вс-вышним)

[27] букв. «связывание» – акейдас Ицхок, принесение в жертву Ицхака (которое было заменено в последний момент принесением в жертву барашка) см. гл. Вайеро в конце. Прим. переводчика.

[28] «Ибо теперь знаю Я, что боишься Б-га ты» (Вайейро 22, 12)

[29] в конце гл. 25

[30] прочность существования

[31] «окружающий» свет, в отличие от «проникающего» света (см. также Предметный указатель: Макиф и пними. Прим. переводчика )

[32] внутренний, проникающий свет (см. пред. сноску. Прим. переводчика)

[33] воля, желание (в сфирот – «Кесер» – корона – над системой десяти сфирот Прим. переводчика)

[34] Мудрость (первая из десяти сфирот)

[35] высший (пятый) уровень души, полностью единый со Вс-вышним

[36] чудеса. Слова «чудо» (нейс), «знамя» – как переводит Мосад рав Кук (посук в начале маамара) («нейс»), «испытание» («нисойон») – одного корня, означающего «возвышение». Соотв. «нес» – «чудо» – выше, чем природный порядок вещей. «нисайон» – «испытание» — раскрытие высших сил души. Прим. переводчика.

[37] «чудо внутри чуда»

[38] отец наш

[39] «я – хозяин мира»

[40] Искра Творца

[41] Искра сотворенного

[42] «и возгласил он там Имя Господа, Б-га вселенной.» (Вайейро 21, 33)

[43] «Не читай ‘провозгласил’, а читай ‘заставлял провозглашать'» (Сота 10, 1)

[44] уточнение. Точный смысл

[45] Б-г мира

[46] с определенным артиклем

[47] если бы было написано «гоойлом» (прим. переводчика)

[48] «Нет никого, кроме Него» (Воэсханан 4, 35)

[49] «Когда придет в руку мою, и я исполню ее» (заповедь мсирус нефеш, прим. переводчика) (Мидраш Мишлей 9)

[50] Б-жественность

[51] Благословен Он

[52] существование

[53] «я же — прах и пепел» (Вайейро 18, 27)

[54] твердость, мужество, сила

[55] «один был Авраам» (Йехезкель 33, 24)

[56] Мидраш Раба Берейшис 42, 8

[57] «и унаследовал землю» (Йехезкель, там же)

[58] «очищение (материальности мира)

[59] см. Тания гл. 37

[60] «Хлеб добывает мечом» (Зогар ч. 3 стр. 188, 2)

[61] «моим мечом и луком моим.» (Вайехи 48, 22)

[62] моей молитвой и моей просьбой

[63] чтение молитвы «Шма Исроэл»

[64] «И люби Вс-вышнего Б-га твоего…» (Воэсханан 6, 5)

[65] углубленное размышление

[66] дурное начало

[67] «уйди от зла» (Тегилим 34, 15)

[68] расторопность

[69] симан 21

[70] миссия

[71] Раши на Вайейро 22, 12: «Сказав тебе «возьми», Я не изменю изреченного устами Моими, (ведь) Я сказал тебе не «заколи его», а «вознеси его». Ты вознес его (привел на гору), веди его вниз».

[72] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон

[73] День освобождения Алтер Ребе из заключения в Петропавловской крепости (1799 г.)

[74] отныне и вовеки веков

[75] наиболее тщательно и точно

[76] Рээй 13, 4

[77] «чиста она»

[78] Брия, Йецира, Асия

[79] Гл. 6., гл. 24

[80] «В Египет спустились вы»

[81] «дурное начало есть среди вас»

[82] «Я – Вс-вышний Б-г твой» (Йисрой 20, 2)

[83] «Да не будет у тебя…» (Йисрой 20, 3)

[84] Начало гл. 20

[85] Гл. 37

[86] система миров

[87] «И поместил его… чтобы обрабатывать его и охранять его» (Берейшис 2, 15)

[88] «обрабатывать его»

[89] «И охранять его»

[90] «Я сотворил дурное начало и сотворил Тору – приправу…»

[91] «мерзавец» (дурное начало)

[92] дом учения

[93] «Удались от зла и делай добро, ищи мира и гонись за ним» (Тегилим 34, 15)