Глава 37

 С Б-жьей помощью

[Исполнение] этого совершенства [творения] во времена Машиаха и воскрешения мертвых, которое заключается в явном раскрытии света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, в этом материальном мире, зависит от наших дел и нашего служения на протяжении всего времени изгнания, ибо заповедь сама приводит к вознаграждению[1] за нее. Совершая ее, человек тем самым привлекает раскрытие света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, сверху вниз, так, что он облекается в вещественность этого мира, в то, что сначала было во власти "клипат нога" и от нее получало свою жизненную силу, и это - все чистое[2] и дозволенное Торой, с помощью чего исполняются заповеди, связанные с действием, например пергамент, [на котором пишутся] тфилин, мезуза и свитки Торы, -как сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Для трудов [во имя] неба пригодно лишь чистое и разрешенное в пищу"[3], - а также и этрог, если он не орла*;

Примечание.

Ибо орла происходит от трех совершенно нечистых "клипот", которые никогда не возвышаются, как написано в книге "Эц хаим", а также и все заповеди, в исполнении которых был элемент чего-либо недозволенного, да сохранит Всевышний.

и деньги, отданные на пожертвование, если они не приобретены нечестным путем, и тому подобное.

И когда человек исполняет заповедь Всевышнего и Его желание, с их [чистых и дозволенных вещей] помощью, их жизненная сила поднимается и перестает быть [отдельно] существующей и включается в свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, ибо он - желание Его, благословенного, облеченное в них, ибо там нет совершенно утаения внутреннего, скрывающего свет Его, благословенного.

И сила животной, витальной души, которая в членах тела человека, исполняющего заповедь, также облекается в это действие и возносится из [сферы] "клипы" и включается в освященность заповеди, которая есть желание Его, благословенного, и перестает быть [отдельно] существующим в свете - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он.

И изучение Торы, чтение "Шма", обязательная молитва и подобные им заповеди, хотя они и не связаны непосредственно с телесным действием, которое во власти "клипат нога", однако нам известно, что мысль не есть то же, что произнесенное слово[4], и потому человек не исполняет своей обязанности [в отношении этих заповедей], пока он не произнесет слова устами, а нам известно, что движение уст - действие. Ведь Б-жественная душа может произносить телесными губами, устами, языком и зубами только с помощью витальной, животной души, непосредственно облеченной в органы тела. Чем с большей силой говорит человек, тем больше сил витальной души влагает он в эти слова, и сказано о том: "Все кости мои промолвят и т.д."[5], и сказали о том наши мудрецы, благословенна их память: "Если [Тора] заложена во все 248 частях тела, она сохраняется, если же нет - она не сохраняется"[6]. Ибо забвение[7] - от "клипы" тела и витальной, животной души, связанных с "клипат нога", а она временами включается в сторону Кдуша, а именно - когда человек ослабляет их силу и влагает всю силу в святость Торы или молитвы. И еще: сила витальной души, облекающейся в буквы речи при изучении Торы, или при молитве и тому подобном, или при исполнении заповедей, связанных с действием, возрастает и получает жизненную силу от крови, которая непосредственно связана с "клипат нога", - и это вся пища и питье, [все], что ел и пил человек и что обратилось в кровь, - все это было во власти "клипат нога" и черпало от нее свою жизненную силу. Теперь же оно обращается из зла в добро и включается в сторону Кдуша посредством силы витальной души, от нее растущей, которая облеклась в эти буквы [Торы или молитвы] или действие, а они [буквы и действие] - внутренний аспект желания Его, благословенного, без всякого утаения внутреннего, и их жизненная сила также включается в свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, который есть желание Его, благословенного, а в их жизненную силу включается и возносится также и сила витальной души, и тем самым также и вся "клипат нога" в целом, то есть вся в целом жизненная сила этого материального и вещественного мира, [и это происходит], когда вся нешама и Б-жественная душа всех евреев, делящаяся на шестьсот тысяч [искр души], исполнит каждой своей частной душой все 613 заповедей Торы: 365 негативных, дабы воспрепятствовать тому, чтобы 365 кровеносных сосудов витальной души, местящейся в теле, черпали и принимали жизненную силу через этот грех, [указанный одним из запретов], от трех совершенно нечистых "клипот",, под влиянием которых находится [все недозволенное этими] 365 запретами Торы и их ответвлениями, запретами мудрецов, - витальная душа уже не сможет вознестись ко Всевышнему[8], если она осквернена скверной трех нечистых "клипот", которым нет вознесения вовеки, разве только путем их обращения в ничто и полного уничтожения, как написано: "И дух нечистоты смету с лица земли"[9]; а также 248 позитивных заповедей - чтобы привлечь свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, вниз, и возвысить к Нему, и связать совершенным единением, и соединить с Ним всю в целом витальную душу, местящуюся в 248 частях тела, дабы были они на самом деле едины, согласно желанию Его, благословенного, и было Ему жилище в самых нижних творениях, которые стали бы Ему колесницей, как праотцы. И так же, как всеобщая витальная душа всех .евреев станет святой колесницей Всевышнему, так и всеобщая жизненная сила этого мира, - а она теперь "клипат нога" - освободится от нечистоты и болезни своей, и возвысится к стороне Кдуша, и станет колесницей Всевышнему при явном раскрытии славы Его, "и увидит всякая плоть вместе" - и Он явится всем [творениям] в сиянии великолепия и мощи Своей, и слава Всевышнего наполнит всю землю, и евреи увидят [ее] воочию, как [видели] при даровании Торы, как сказано: "Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний - Б-г, нет более, кроме Него"[10]. И значит, все три нечистые "клипот" будут уничтожены и совершенно обращены в ничто. Ведь сейчас они черпают и [получают] свою жизненную силу от стороны Кдуша посредством "клипат нога", являющейся промежуточным звеном между ними [нечистыми "клипот" и стороной Кдуша]. Таким образом, осуществление цели времени Машиаха и воскрешения мертвых, то есть явное раскрытие славы и Б-жественности Его, благословенного, и уничтожение на земле духа нечистоты, зависит от привлечения Б-жества и света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, к витальной душе всего еврейского народа во всех ее 248 органах через исполнение 248 позитивных заповедей и удаление из нее духа нечистоты посредством соблюдения 365 негативных заповедей, чтобы не черпали от нее 365 кровеносных ее сосудов. Ибо весь народ Израиля, его шестьсот тысяч отдельных душ, - это всеобщая жизненная сила всего мира, так как ради них создан мир. И каждая отдельная душа обобщает в себе и относит к себе жизненную силу одной шестисоттысячной части всего мира, и от витальной души зависит вознесение [этой части мира] ко Всевышнему при ее [души] вознесении. А именно -то, что он использует в этом мире для нужд своего тела и витальной души, чтобы служить Всевышнему, как, например, еда и питье и подобное им, и жилище, и все предметы, которыми он пользуется. Но шестьсот тысяч отдельных душ - корни, а каждый корень подразделяется на шестьсот тысяч искр, и каждая искра - одна душа. То же подразделение и в нефеш, руах и нешама в каждом из четырех миров: Ацилут, Бриа, Йецира, Асия. И хотя нисхождение каждой искры в этот мир - великое падение, самое настоящее изгнание, ведь даже если [получивший эту душу человек] - совершенный праведник, служащий Всевышнему в трепете и великой любви, полной наслаждения, он ни в малейшей мере не достигает степени ее приверженности Всевышнему в страхе и любви, [какими она обладала] до ее нисхождения в этот веществен^ ный мир, и между ними нет совершенно ни малейшего подобия, как известно каждому сведущему, что тело не может вынести и т. д. Но душа нисходит в этот мир и облекается в тело человека и витальную душу, только для того, чтобы их исправить и отделить их от зла трех нечистых "клипот" соблюдением 365 негативных заповедей и их ответвлений и вознести его витальную душу вместе с частью [мира], принадлежащей ей из всего этого мира, и связать их, и объединить со светом - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, который он привлечет к ним исполнением всех 248 позитивных заповедей своей витальной душой, ибо именно она исполняет все заповеди, связанные с действием, как об этом говорилось выше и как сказано (в книге "Эц хаим", врата 26), что сама душа совершенно не нуждается в исправлении и т. д., для нее не было необходимости облечения в этот мир и т. д., [и это произошло лишь для того, чтобы] привлечь свет для их исправления и т. д. И это полностью подобно тайне ухода Шхины в изгнание для отделения искр и т. д. В связи с этим становится понятным то, что наши мудрецы, благословенна их память, так необыкновенно высоко ценили помощь нуждающимся. Они сказали, что эта заповедь "равноценна всем остальным, вместе взятым"[11], и во всем Иерусалимском Талмуде она называется просто "заповедь", ибо так привыкли называть помощь нуждающимся - просто "заповедь", так как она - основа заповедей, связанных с действием, и все их превосходит. Все заповеди [даны] только для того, чтобы возвести витальную душу ко Всевышнему, ибо именно она их исполняет и облекается в них, дабы включиться в св.ет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, в них облеченного. Но нет заповеди, в которой витальная душа настолько была бы облечена, как заповедь о благотворительности. Во всех заповедях облекается лишь одна из сил витальной души и только во время их исполнения, а пожертвование человек дает от приобретенного собственным трудом, но ведь сила всей витальной души облекается в выполнение работы или какой-нибудь иной деятельности, с помощью которой человек добывает эти деньги, и когда он их жертвует, вся его витальная душа возносится ко Всевышнему. И в том случае, если человек не трудится для своего пропитания, все же, так как на пожертвованные им деньги он мог бы приобрести то, что оживляет его витальную душу, он тем самым отдает Всевышнему жизнь своей души. И потому сказали наши мудрецы, благословенна их память, что [исполнение этой заповеди] приближает избавление[12], ибо одним пожертвованием человек возносит значительную часть витальной души; столько сил ее и категорий он не мог бы вознести даже несколькими другими заповедями, связанными с действием. И если сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым"[13], это сказано потому, что изучение Торы связано с речью и мыслью, внутренними одеяниями витальной души. А также и суть и сущность категорий Хабад "клипат нога", которая в витальной душе, в самом деле включается в сторону Кдуша, когда человек занимается изучением Торы углубленно и с приложением ума. И хотя средние не могут обратить к стороне Кдуша суть и сущность нравственных качеств Хагат [Хесед, Гвура, Тиферет] и т. д., так как в эмоциональной сфере зло сильнее, чем в интеллектуальной [Хабад], ибо на этом уровне оно больше черпает от стороны Кдуша, как известно сведущим в тайной мудрости. И еще - и этим прежде всего объясняется преимущество изучения Торы над всеми остальными заповедями - выше[14] приводилась цитата из книги "Ти-куней Зогар", что 248 велений суть 248 частей тела Короля. И как, например, в нижнем человеке совершенно несопоставимы и несравнимы жизненная сила его 248 органов тела и жизненная сила мозга, и это -разум, подразделяющийся на три категории Хабад, точно так же [несравнимы], если обратиться к сравнению, учитывая бесконечное различие в сравниваемом, отражение света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, облекающееся в заповеди, связанные с действием, и отражение света - Эйн Соф [-'Всевышнего], в категориях Хабад [при изучении] мудрости Торы в меру [возможностей] ума и постижения каждого. И хотя человек постигает лишь через материальный аспект [познаваемого], Тора сравнивается с водой[15], спускающейся с высокого места и т. д., как о том говорилось выше[16], И все же сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Главное не толкование, а действие"[17], и написано: "Ныне, чтобы исполнять их"[18]. И если какие-либо заповеди, связанные с действием, не могут быть исполнены другими, закон предписывает отвлечься от изучения Торы, ибо "в этом - весь человек"[19] и цель его сотворения и нисхождения, [его души] в этот мир, дабы были Ему жилищем именно в нижних - для обращения тьмы в свет. И [тогда] наполнит слава Всевышнего именно всю материальную землю, "и увидит всякая плоть вместе", как говорилось выше. Но если могут это сделать другие, нельзя прерывать изучение Торы, несмотря на то, что вся Тора есть не что иное, как объяснение заповедей, исполняемых действием. И это потому, что она - категория Хабад Эйн Софа, благословен Он, и тот, кто изучает ее [Тору], привлекает к себе свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, с особенной силой и бесконечно большим отражением [света], чем то отражение и привлечение [света], которое происходит через [исполнение] велений, являющихся членами Короля. И сказал о том рав Шешет: "Радуйся, душа моя, для тебя изучал я Писание, для тебя изучал я Мишну"[20], как это подробно объясняется в другом месте[21]. Привлечение [света] и [его] отражение, которое человек привлекает от отражения света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и которым освещает свою душу и души всех евреев через изучение Торы, есть Шхина, собрание Израиля, источник всех душ еврейского народа, как это будет объяснено далее, и она называется криа. Человек читает [корэ] Тору, и это означает, что изучением Торы человек зовет [корэ] Всевышнего, чтобы Он как бы пришел к нему, как некто, зовущий друга, чтобы он пришел, и как маленький сын зовет отца, чтобы он пришел к нему, и был с ним вместе, и не отлучался от него, и не остался бы он один, да сохранит Всевышний. И потому написано: "Близок Всевышний ко всем, зовущим Его, ко всем, взывающим к Нему в истине"[22]. А "истина есть не что иное, как Тора"[23]. И значит, имеется в виду зовущий Всевышнего через Тору и исключается тот, кто зовет Его, не изучая Тору, просто кричит: "Отец, Отец!". О том сетует пророк: "И нет взывающего к имени Твоему и т. д."[24] и как о том говорится в другом месте. Размышляя об этом, сведущий человек испытывает великий трепет при изучении Торы, как о том говорилось выше (гл. 23).  

Примечания

К главе тридцать седьмой

[1]   И это не подобно человеческим отношениям, когда действие, заслуживающее вознаграждения, - это одно, а само вознаграждение - нечто другое, но сама заповедь есть та сущность, которая явится вознаграждением за ее исполнение.

[2]   Автор приводит примеры из мира живого, растительного и неживого.

[3]   Шабат, 108а. "Чистое" - имеется в виду само тело какого-либо существа, а "запрещенное в пищу" - имеется в виду жизненная сила, духовный аспект, который есть даже в неодушевленном. Оба эти определения сказаны только о принадлежащем к миру живого, о растениях же сказано только "запрещенное в пищу", и имеется в виду только духовный аспект запрещенных растений, он черпает от трех нечистых "клипот", но в материальном своем аспекте растения не связаны с абсолютным злом, поэтому в гл. 6 о запрещенных в пищу растениях не сказано "и поддержание существования их тела", так как в вещественном своем аспекте они не связаны с абсолютным злом. Здесь же сказано "чистое и разрешенное в пищу". То, что используется только в своем вещественном аспекте, должно . быть чистым, но не обязательно пригодным в пищу, ибо его духовная сторона не используется. То же, что используется и в духовном своем аспекте, должно быть одновременно и пригодным в пищу.

[4]   Брахот, 206. Ср. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 62:3.

[5]   Тегилим, 35:10.

[6]   Эйрувин, 54а.

[7]   В том, что относится к стороне Кдуша.

[8]   Это не значит, что и после покаяния душа не может вознестись. Здесь объясняется, что полное уничтожение зла на земле в будущем зависит от вознесения всей витальной души всего еврейского народа. Но если вознесение души, находящейся под влиянием совершенно нечистых "клипот", невозможно, как будет возможно полное уничтожение зла? В гл. 7 говорится: то, что поражено, запрещенной физической близостью или употреблением запрещенной пищи, одним лишь нижним покаянием не может быть исправлено до скончания времен, когда зло будет уничтожено. И снова тот же вопрос. Поэтому ясно, что здесь имеется в виду невозможность вознесения души до покаяния. Но после совершения нижнего покаяния и витальная и Б-жественная души могут исправить нарушенное, и тогда возможно вознесение всех сил души и окончательное уничтожение зла на земле в будущем.

[9]   Зхарья, 13:2...

[10]   Дварим, 4:35.

[11]   Бава батра, 9а.

[12]   Бава батра, Юа.

[13]   Мишна, Пеа, 1:1.

[14]   В гл. 23.

[15]   Ср. гл. 4. Как уже говорилось, Тора через многие сокровения и утаения спустилась от ступени Хохма (мудрость) мира Ацилут и облеклась внизу в детали земной жизни и вещественного телесного исполнения заповедей. Но так как в сфере Кдуша ничто не покидает своего места совершенно, ясно, что высшая мудрость неявным образом есть также и внизу, в Торе, облеченной в земное.

[16]   В гл. 4.

[17]   Авот, 1:17.

[18]   Дварим, 7:11.

[19]   Когелет, 12:13.

[20]   Псахим, 686.

[21]   В гл. 41 и 52.

[22]   Тегилим, 145:18. Что можно прочесть так же, как "взывающим к Нему с помощью истины", так как употребленный там предлог бе образует также творительный падеж, то есть через изучение и постижение Торы.

[23]   Тана двей Элиягу зута, гл. 21.

[24]   Йешаягу, 64:6

Запись опубликована в рубрике: .