Глава 50

Все вышеуказанные категории и ступени [любви] происходят от правой стороны и категории когена, мужа милосердия, и называются они Кесеф гакоганим[1], как написано: "Желанием возжелал ты дом Отца своего"[2]. Но есть еще категория любви, которая выше всех [других], как золото предпочтительнее серебра, и это - любовь, подобная углям пылающим, [происходящая] от категории Высших Гвурот сфиры Бина Илаа[3], а именно - когда через размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, о том, каким образом все пред Ним как совершенное небытие, разгорится и распалится душа, [стремясь] к сиянию великолепного учения Его, дабы созерцать славу Царя, подобно углям пылающим, сильному пламени, возносящемуся ввысь, [стремясь] отделиться от фитиля и древесины, которые оно охватило, то есть через усиление Б-жественного элемента огня в Б-жественной душе, - и от этого душа приходит к жажде, как сказано: "Душа моя Тебя жаждет"[4], а затем к ступени, [на которой она становится] "больной от любви"[5], а затем к исходу души [из тела] на самом деле, как сказано: "Также и изошла душа моя"[6].

С этим связана природа левиим[7], [которые] внизу (а в будущем, когда мир возвысится, они будут коганим, и, как говорит раби Ицхак Лурия, благословенна его память, о стихе "И коганим, и левиим"[8], что нынешние левиим в будущем будут коганим). Служение же левиим заключалось в том, что они возносили благозвучно голос свой в благодарении пением и музыкой, верной и приятной интонацией, "стремясь и возвращаясь"[9], а это и есть та сильная любовь как пламя, исходящее из молнии, как сказано в Гмаре (Хагига, раздел 2)[10].

И это невозможно достаточно ясно объяснить письменно, но всякий сердечный и разумный человек, разумеющий в этих вопросах и углубляющийся [в них, чтобы] связать свое знание и постижение со Всевышним, найдет добро и утаенный свет в своей рациональной душе, каждый в меру своего разумения (один впечатляется [одним] и пр., а другой впечатляется [другим] и пр.), после того, как он предварит это страхом перед грехом, совершенно избегая зло, чтобы грехи не отделяли и т. д., да сохранит Всевышний.

Служение того, кто занимается Торой и заповедями под влиянием этой сильной любви, происходит только в направлении "возвращения"[11], как сказано в книге "Сефер Йецира": "И если бежит твое сердце, возвратись к Единому". То есть "бежит твое сердце" - это желание души, которая в сердце, в правой его полости, когда оно усиливается, и разгорается, и распаляется весьма сильно, до исхода души [из тела] на самом деле, дабы излиться в лоно Отца своего, Жизни жизней, благословен Он, и выйти из пленения своего в вещественном и материальном теле, и стать приверженной к Нему, благословенному, тогда пусть человек обратит свое сердце к словам мудрецов: "Ибо поневоле ты живешь"[12] в этом теле, [душа находится в нем] и его оживляет, чтобы привлечь книзу высшую жизнь от Жизни жизней, благословен Он, с помощью Торы жизни, дабы в нижних стало жилище для единства Его, благословенного, в категории явного раскрытия, как то уже объяснялось и как сказано в священной книге "Зогар": "Дабы был Единый в едином", и это означает, что сокровенное единство будет в состоянии раскрытого мира.

И сказано о том: "Иди, мой друг, [навстречу невесте]"[13]. И в свете сказанного понятны слова наших мудрецов, благословенна их память: "Поневоле ты живешь и поневоле и т. д."[14]. И тогда что значит желание человека? И как в другом месте[15] подробно объясняется это место из Мишны: "Поневоле ты живешь", то есть с помощью Жизни жизней, благословен Он.

К главе пятидесятой

[1]   Это выражение можно прочесть двояко: "стремление (косеф) - к священному" или "священное серебро (кесеф)". Подобно этому в стихе "Желанием возжелал [нихсоф нихсафта]" слова нихсоф и нихсафта имеют тот же корень - "коф"-"самех"-"пей".

[2]   Брейшит, 31:30.

[3]   Хохма и Бина, сфирот интеллектуального порядка, соответствуют Хесед и Гвура, сфирот эмоционального порядка!

[4]   Тегилим 63, 2.

[5]   Шир гаширим, 2:5.

[6]   Тегилим 84, 3.

[7]   Коганим - категория Хесед, а левиты - Гвура.

[8]   Йехезкель, 44:15.

[9]   Подобно тому, как в книге пророка Йехезкеля (1:14) сказано об ангелах: "А хайот стремятся и возвращаются".

[10]   Хагига, 136.

[11]   Как объясняется далее, под словом "бежит" подразумевается стремление ко Всевышнему. Возвращение же - движение противоположное, когда наперекор естественному стремлению души ввысь к Б-гу, своему Источнику, она обращается вниз, к жизни в этом мире, дабы здесь служить Ему, ибо таково Его желание и цель сотворения всего сущего.

[12]   Авот, 4:22.

[13]   "Мой друг, навстречу невесте" - сокровенное единство. Оно станет явным в категории Невесты, и это сфира Малхут, так как она - источник сотворения миров, а далее - раскрытие единства в душах евреев и в нашем мире.

[14]   Авот, 4:22.

[15]   Тора Ор 2а; 25b и др.

Запись опубликована в рубрике: .