Глава 9

Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с "клипат нога", – в сердце, в левой его полости[1], наполненной кровью, как сказано: "Ибо кровь – это душа"[2]. Потому все страсти – хвастовство, гнев и другие подобные чувства – коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их, так же как источник крови – в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной души – мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости, в которой нет крови[3], как сказано: "Сердце мудрого справа"[4], и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его, радости, которая возникает, когда глаза мудреца, "которые у него в голове"[5], то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу, созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся в мозгу.

Однако написано: "И будет народ покорен народом"[6]. А тело названо "малый город"[7]. И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет его захватить и властвовать в нем, то есть править по своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись ему, что бы он ни приказал, так две души – Б-жественная и витальная животная душа со стороны "клипот" -сражаются друг с другом за власть над телом и над всеми его членами. Желание и воля Б-жественной души – быть единственной властительницей и руководительницей тела, чтобы все его члены были послушны и совершенно преданы ей, став ее колесницей и одеянием для ее десяти сил и трех ее одеяний, о которых шла речь выше[8], так что все они смогут облечься в члены тела, и все тело будет полно только ими, и не коснется их ничто чужое, сохрани Б-г. То есть три мозга[9] в голове наполнит Хабад Б-жественной души, а это - Б-жественная мудрость и постижение. И [человек] созерцает непостижимое, безграничное величие Б-га, и от этого в разуме зарождается трепет, и страх Б-жий в сердце его, и любовь к Нему, как пламя, разгорается в его сердце, подобно пылающим углям, ибо душа его жаждет, стремится с великой страстью и желанием принадлежать Эйн Софу, благословен Он, всем сердцем, всей душой и всей своей силой – из глубины правой полости сердца. Она должна быть настолько "вымощена" любовью, полна и переполнена ею, что любовь распространится и на левую полость, дабы подавить "ситра ахра" и элемент дурных вод, присущий ей, то есть влечения, исходящие от "клипат нога", дабы ее изменить и обратить от наслаждений мира к Б-жественной любви. И как написано: "Всем сердцем твоим"[10] – обеими твоими натурами[11] – чтобы человек поднялся, пришел и достиг ступени "великой любви", чувства, гораздо более сильного, чем "любовь, пылающая как горящие угли". Эта любовь названа в Писании "любовью, полной наслаждения"[12], она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому, какое будет в] грядущей жизни. Это наслаждение испытывается мозгом мудрости и разумом, который наслаждается постижением Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта и мудрости человека. Это – элемент воды и "семена" "света посеянного"[13] в святости Б-жественной души, превращающей в добро "воды" животной души, в которой прежде зарождалась жажда наслаждений этого мира. И как сказано в книге "Эц хаим", шаар 50, гл. 3 на основании того, что написано в книге "Зогар", – зло превращается в абсолютное добро, совершенно подобное врожденному, после того как человек снимает с себя нечистые одежды[14] – удовольствия этого мира, в которые он облечен. И все остальные мидот сердца, порождаемые любовью и страхом, будут принадлежать только Б-гу; и сила речи в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены только одеяниями мысли и речи Б-жественной души, то есть мыслью о Б-ге и Торе, и о том он говорит весь день, так что "уста не прерывают учения"; а сила действия в руках и во всех 248 членах его будет занята только исполнением заповедей, что является третьим одеянием Б-жественной души. Но животная душа человека, связанная со стороной "клипа", желает своего совершенного превращения на благо человеку, чтобы он ее пересилил и одержал над ней победу, как об этом говорится в притче о беспутной женщине, рассказанной в книге "3oгар"[15].

К главе девятой

[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.  

[2] Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение "ибо душа человека (дословно: плоти) - в крови". Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: "ибо кровь - это душа". В сердце, в месте скопления "жизни плоти", то есть крови, - средоточие оживляющего начала, души.  

[3] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца - не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш - возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, - воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)  

[4] Когелет, 10:2.  

[5] Ср. Когелет, 2:14.  

[6] Брейшит, 25:23.  

[7] Когелет, 9:14; Недарим, 326.  

[8] В гл. 3 и 4.  

[9] Физическое соответствие трех сил интеллекта - Хохма, Бина и Даат.

[10] "Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим" (Ваикра, 6:5).  

[11] Брахот, 54а. Всем, что в тебе есть, - и добрым, и дурным. Дурным также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу.  

[12] Шир гаширим, 7:7. Имеются в виду различные ступени осознания и любви. "Крепкая любовь" - ощущение страстное, сильное; более высокая ступень - "любовь, полная наслаждения" - глубокая, спокойная, как гладь великой воды.  

[13] "Свет, посеянный для праведника" (Тегилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто "засеян" в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она "наверху", в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной жизни - и это "посеянный свет".  

[14] Из книги пророка Зхарьи (3:3): "А Йегошуа был одет в нечистые одежды и стоял перед ангелом".  

[15] Часть 2, стр. 163а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание.  

Запись опубликована в рубрике: .