Глава 46

И есть прямой путь, лежащий перед человеком, [путь], доступный всем, и "это очень близко" [и доступно] - пробудить и засветить свет любви, укорененный и скрытый в сердце его, дабы она светила всей силой света своего, как огонь, ощутимо пылающий в его сердце и мозгу, дабы он отдал душу свою Всевышнему, и тело, и все, что имеет, всем сердцем, и всей душой, и силой из глубины сердца самым истинным образом, а особенно во время чтения "Шма" и соответствующих ему благословений, как это будет объяснено. И это [возможно тогда], когда человек примет во внимание написанное: "Как в воде лицо - против лица, так сердце человека - к человеку"[1]. И это означает, что [когда] человек показывает воде образ и форму лица своего, там, в воде, появляется та же самая форма; то же происходит с сердцем человека, верного другому в своей любви. Эта любовь также пробуждает любовь к нему в сердце друга, и они становятся друг другу верными, любящими, особенно тогда, когда человек видит любовь друга по отношению к себе.

Такова природа, свойственная всем людям, даже если они равного достоинства, а во много раз более, если великий и возвышенный царь выражает свою великую и сильную любовь к человеку простому, презренному, стоящему ниже [всех] людей, ничтожному, пребывающему в отбросах, - и нисходит к нему с высот славы своей вместе со всеми своими министрами, и поднимает его, и выводит из грязи, и вводит в свой дворец, царский дворец, в самые внутренние покои, туда, куда ни один раб и ни один министр не вхожи, и там он с ним наедине, в истинном единении, близости, объятиях, поцелуях и единении духа с духом всем сердцем и душой - [у него] тем более сама собой пробудится удвоенная и учетверенная любовь в сердце этого простого, ниже всех стоящего человека к душе царя подлинной душевной привязанностью из сердца и души, из бесконечных глубин сердца. И даже если сердце его из камня, растопится оно и станет водой, и, как вода, изольется душа его в совершенном истечении души в любви к царю.

И точно так же, как все описанное, точно так же, как этот образ, и намного и неизмеримо более, сделал для нас наш Б-г, ибо величие Его неизмеримо, и Он наполняет все миры и окружает все миры, и известно из святой книги "Зогар" и из учения раби Ицхака Лурии, благословенна его память, как много есть чертогов и миров до бесконечности, и в каждом мире и чертоге десятки десятков тысяч ангелов до бесконечности, и как сказано в Гмаре: «Написано: "Есть ли число полкам Его?"[2]. Написано также: "Тысячи тысяч служат Ему и десятки десятков тысяч пред Ним"[3]. [Это противоречие] объясняют следующим образом: тысячи тысяч -число одного полка, но полкам Его нет числа»[4]. И все пред Ним как бы совершенно не существует, совершенно подобно несуществованию одного слова по отношению к сути говорящей души и сущности ее в то время, когда речь ее еще в ее мысли или в желании и в устремлении сердца, как о том подробно говорилось выше[5].

И все спрашивают: "Где место славы Его?". И отвечают: "Полна вся земля славы Его"[6], и это - Его народ Израиль. Ибо оставил Всевышний верхних и нижних и никого из них не избрал, но лишь народ Свой Израиль. И вывел его из Египта, "срамного места"[7]земли, места грязи и нечистоты, "не через посланца и не и т. д., но Сам Всевышний в славе Своей нисшел туда"[8], как сказано: "И спустился, чтобы избавить его и т. д."[9], чтобы приблизить их [евреев] к Себе истинной близостью и единением, подлинной привязанностью души, категорией поцелуев из уст в уста, речи с речью Всевышнего, и это - Галаха, и единением духа с духом, и это - постижение Торы и познание воли и мудрости Его, ибо все это совершенно едино, а также и категорией объятий, и это - исполнение заповедей, связанных с действием, двумястами сорока восемью органами тела, ибо 248 велений - 248 органов тела Царя, как объяснялось выше[10]. Все они в общем подразделяются на три категории: правая, левая и средняя, и это Хесед (доброта), Дин (суд) и Рахамим (милосердие), две руки и тело и т. д.[11].

И таков смысл [слов, содержащихся во многих благословениях]: "...Который освятил нас Своими заповедями" - как человек, освящающий женщину[12], дабы была она соединена с ним совершенным единением, как сказано: "И прилепится к жене своей, и станут единой плотью"[13]. Точно так же и безмерно более того [совершенно] единение Б-жественной души, занимающейся изучением Торы и исполнением заповедей, и витальной души и их одеяний, как говорилось выше, со светом - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он.

И потому Шломо, мир ему, сравнил в [книге] Шир гаширим это единение с единением жениха и невесты, с привязанностью, жаждой, желанием, объятиями и поцелуями. В этом смысле говорится: "...Который освятил нас Своими заповедями", ибо [с помощью заповедей] Он поднял нас к уровню кодеш гаэлъон [высшей святости], благословен Он, и это - Кдуша [святость] Самого Всевышнего в славе Его, а смысл слова кдуша - "отделенность", Всевышний отделен от миров, и это - категория "окружающий все миры", которая не может в них облечься. Ибо с единением души и ее включением в свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, душа находится в достоинстве и на ступени святости [отделенности] Эйн Софа, благословен Он, самым реальным образом, так как она соединяется с Ним и включается в Него, благословенного, и они [душа и Всевышний] становятся совершенно едины. И таков смысл слов: "И будьте Мне святы, ибо свят Я, Всевышний, и Я отделю вас от народов, дабы вы принадлежали Мне"[14]. И Он говорит: "И исполняйте все Мои заповеди и будьте святы Б-гу вашему, Я - Всевышний, Б-г ваш, и т. д."[15]. И это означает, что через исполнение заповедей Я - ваш Б-г, как "Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и т. д." - ведь так говорится потому, что праотцы были колесницей Ему, благословенному, и как бы не существовали и были включены в свет Его.

Так и все души евреев в то время, когда они заняты изучением Торы и исполнением заповедей. И потому наши мудрецы, благословенна их память, обязали вставать и стоять перед каждым человеком, занятым исполнением заповеди, даже если он невежда и простой человек[16], и это потому, что Всевышний пребывает и облекается в душу его в то время, и только душа его этого не ощущает из-за завесы вещественной материи, которая не очистилась и затемняет зрение души так, что она не видит Б-жественного, как [видели] праотцы и подобные им, "при жизни видевшие мир свой"[17].

И об этом сказал Асаф, [осененный] духом Б-жьим, [говоря] обо всей общине Израиля, находившейся в изгнании: "А я невежда и не знаю, скотами я был пред Тобой. А я всегда с Тобой"[18]. То есть: хотя я как скотина, когда я с Тобой, и не знаю и не ощущаю в душе моей этого единства так, чтобы сначала ее охватили страх и ужас, а потом великая любовь, полная наслаждения или подобная углям пылающим, как это свойственно праведникам, чье вещество очистилось, и как известно, что Даат[19] - это ощущение душой и заключены в нем Хесед и Гвура[20], и все же "я всегда с Тобой", ибо материя не препятствует единению души со светом - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, наполняющего все миры, и как сказано: "И тьма не скроет [меня] от Тебя"[21].

И в свете этого становится понятным, почему так строго запрещается работать в субботу и есть квасное в Песах и то, что это запрещение одинаково для всех, ибо даже в душе невежды и совершенно необразованного человека светит свет святости субботы и праздника и душа его осуждается на наказание "карет" и "скила"[22] за нарушение этой святости. И даже малейшая примесь квасного и -перенесение мукцэ[23] наносит ущерб святости, которая в душе его, так же как и святости, которая в душе праведника, ибо у всех нас одна Тора.

(Написано "скотами" во множественном числе, и это намек, указывающий на то, что пред Ним, благословенным, даже категория высшего знания [даат элъон], заключающая в себе Хесед и Гвура, подобна скотам и телесному действию по отношению к свету Эйн Софа, как сказано: "Ты всех их мудростью сделал"[24], и эта категория называется Бегейма раба [Великое животное], как об этом говорится в другом месте. И это - имя Бан[25], числовое значение которого равно числовому значению слова бегейма, которая перед миром Ацилут.)

К главе сорок шестой

[1]   Мишлей, 27:19.

[2]   Ийов, 25:3. То есть их бесчисленное"множество.

[3]   Даниэль, 7:10. Их этого стиха следует, что количество их ограничено.

[4]   Хагига, 136.

[5]   В гл. 20.

[6]   Йешаягу, 6:3.

[7]   Брейшит, 42:9. 

[8]   Из пасхальной Гагады.

[9]   Шмот, 3:8. 

[10]   Гл. 23. 

[11]   Тикуней Зогар, тикун 1.

[12]   Слово лекадеш ("освящать") означает также "заключать брак".

[13]   Брейшит, 2:24.

[14]   Ваикра, 20:26.

[15]   Бемидбар, 15:40,41.

[16]   Кидушин, ЗЗа.

[17]   Ср. гл. 14.

[18]  Тегилим 73, 22, 23. Этот стих объясняется также в гл. 18.

[19]   В Тегилим 73, 22 сказано: "И не знаю (вело эда)". Из этого ясно, что речь идет о категории Даат.

[20]   То есть любовь и страх. Ср. конец гл. 3.

[21]   Тегилим 139, 12.

[22]   Преждевременная смерть и убиение камнями.

[23]   Все предметы, которыми нельзя пользоваться в субботу. К ним запрещается даже прикасаться.

[24]   Тегилим 104, 24.

[25]   При написании названий букв имени Гавайе ["йод"-"гей"-"вав"-"гей"] есть несколько возможностей: "йод"-"вав"-"далет" (название буквы "йод") - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") - "вав"-"алеф"-"вав" (название буквы "вав"). - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") или "йод"-"вав"-"далет" (название буквы "йод") -"гей"-"гей" (название буквы "гей") -"вав"-"вав" (название буквы "вав") - "гей"-"гей" (название буквы "гей") и т. д. Имя Бан получается при втором из приведенных написаний. Числовое значение всех букв этого имени - 52: 20 (10+6+4) + 10 (5+5) + 12 (6+6) + 10 (5+5), или, если записать его еврейскими буквами, - "бейт" (2) - "нун" (50) - Бан.

Запись опубликована в рубрике: .