Кроме того, Б-жественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями: мыслью, речью и действием[1], проявляющимися в 613 заповедях Торы. Таким образом, когда человек в своих действиях исполняет все позитивные заповеди, использует свою способность речи для объяснения всех 613 заповедей и связанных с ними законов и мыслью постигает все, что он в состоянии постичь в Пардесе[2] Торы, все 613 членов его души[3] облекаются в 613 заповедей Торы. В частности, силы Хабад в его душе облечены в познание Торы, постигаемой им в Пардесе в меру его интеллектуальных возможностей и в зависимости от того, с каким уровнем связан корень его души.
Мидот, то есть страх и любовь, их ответвления и производные, облечены в исполнение заповедей действием и речью, то есть в изучение Торы, которое приравнивается ко всем остальным заповедям[4]. Любовь - корень[5] всех 248 заповедей, от нее они исходят, и без нее невозможно их истинное исполнение. Ибо исполняющий их любит имя Б-жие и желает быть истинно приверженным Ему, а невозможно быть истинно Ему приверженным иначе, как исполняя 248 велений, являющихся как бы членами верховного Царя, как это будет рассмотрено далее[6].
Страх – корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Царя царей над царями, благословен Он. Но существует и более внутренний вид страха, когда человек испытывает смущение перед Его величием и не в состоянии противиться славе Его и совершать то, что Он видит как зло, а именно все, что в Нем вызывает отвращение, и это "клипот" и "ситра ахра", которые получают питание от нижнего человека и укореняются в нем вследствие нарушения 365 запретов Торы.
Хотя эти три одеяния в области Торы и заповедей, которые она предписывает, названы одеяниями, в которые облекаются ступени души нефеш, руах и нешама, по своему достоинству они бесконечно превосходят сами ступени нефеш, руах и нешама, как написано в книге "Зогар"[7]: "Тора и Всевышний, благословен Он, едины". А значит, Тора, которая является самой мудростью и волей Всевышнего, благословен Он, едина с Ним Самим, ибо "Он – Знание и Он – Знающий и т. д.", как это уже выше объяснялось в связи с приведенной цитатой из Рамбама. И хотя Всевышний, благословен Он, называется Эйн Соф [Бесконечный], и "величие Его неизмеримо"[8], и "мысль совершенно не постигает Его"[9], в том числе и Его волю и мудрость, как написано: "Нет испытания разумению Твоему"[10] и еще: "Разве может Б-га найти испытатель?"[11], а также: "Ибо мысли Мои – не ваши мысли"[12], сказали наши мудрецы: "Там, где ты видишь величие Б-га, там ты найдешь и Его смирение"[13]. Всевышний ограничил Свою волю и мудрость в 613 заповедях Торы и связанных с ними законах, в сочетаниях букв Танаха и в толкованиях,, которые им придали наши мудрецы в агадот и мидрашах, чтобы каждая ступень души – нешама или руах и нефеш – в человеческом теле могла постичь их своим разумением[14] и исполнить все, что можно исполнить действием, речью и мыслью, и чтобы они таким образом облеклись всеми своими десятью силами в эти три одеяния.
И поэтому Тору сравнивают с водой[15]: подобно тому как вода стекает вниз с высоты, так Тора спустилась с места славы ее – воли и мудрости Б-га, благословен Он, а "Тора и Всевышний едины" и "мысль совершенно не постигает Его", – оттуда она простиралась и спускалась все ниже в укрытии ступеней[16], от ступени к ступени в ходе поступенного нисхождения миров, пока не облеклась в материальное и в проблемы этого мира, к которым относится большинство заповедей Торы и связанных с ними законов, и в сочетания материальных букв, написанных чернилами в двадцати четырех книгах Танаха, – чтобы всякая мысль могла ее постичь, чтобы даже ступени речи и действия, стоящие ниже ступени мысли, могли ее постичь и облечься в нее.
И так как Тора и заповеди, выраженные в ней, облекают все десять сил души и все ее 613 членов сверху донизу, все они соединены с Б-гом непосредственной жизненной связью[17], и Б-жественный свет кругом объемлет их[18] и облекает с головы до ног[19], как написано: "Скала моя, в Нем найду убежище"[20], написано также: "Как броней окружишь его благоволением"[21], и это Его, благословенного, воля и мудрость, облеченные в Тору и заповеди.
Поэтому сказано: "Один час в этом мире, проведенный в покаянии и добрых делах, лучше всей жизни мира грядущего"[22], ибо блаженство грядущего мира заключается в наслаждении сиянием Шхины[23], то есть в наслаждении познания. Однако ни одно из творений, даже самых верхних, не способно постичь более, чем отблеск Б-жественного света, который и называется поэтому "сиянием Шхины", но Самого Б-га мысль не способна постичь иначе, как облекаясь в Тору и заповеди. Только тогда мысль постигает и облекается в Самого Б-га, ибо Тора и Всевышний едины.
И хотя Тора облеклась в низкие материальные вещи, единство, достигаемое через нее, можно пояснить сравнением с человеком, обнимающим короля. Его близость и привязанность к королю не изменятся оттого, что король облачен в одну или несколько одежд, ибо сам король, его тело, в них находится. Так же и если король обнимает его рукой, хотя она облачена в его одежды. И так и написано: "Десница Его обнимет меня"[24] – это Тора, дарованная с правой стороны, и она - Хесед [доброта] и вода.К главе четвертой
[1] Мысль, речь и действие являются одеяниями души в том смысле, что они лишь средства проявления сил души - разума и чувства.
[2] Начальные буквы слов пшат, ремез, друш, сод ("буквальный смысл", "намек", "толкование", "тайна") означают различные уровни смысла Торы и ее толкования.
[3] Так же, как в теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы, душа подобным же образом разделяется на 613 частей с тем же соотношением. См. также гл. 51.
[4] Мишна, Пеа, 1:1.
[5] Мотивация, источник исполнения заповедей.
[6] См. гл. 23.
[7] Часть 1, стр. 24а; часть 2, стр. 60а. Также начало гл. 23.
[8] Тегилим 145, 3.
[9] Тикуней Зогар, 126.
[10] Йешаягу, 55:8.
[11] Ийов, 11:7.
[12] Йешаягу, 55:8.
[13] Мегила, 31а. Всевышний сочетает как беспредельность, так и способность ее ограничения.
[14] До облечения в тело человека душа постигала Самого Б-га. После облечения в него, находясь в вещественном мире, душа постигает только Его существование. Но через одеяния души, занятые изучением и исполнением Торы, то есть через Тору, душа способна постичь и здесь, в этом мире, Самого Б-га.
[15] Бава кама, 17а. С тем, что вода, стекая вниз, не изменяется: внизу она та же, что и наверху.
[16] Спускаясь по ступеням, сияние Б-жественного света уменьшается, как бы притененное каждой следующей ступенью - отдалением от Источника.
[17] Шмуэль 1,25:29.
[18] Тора и Всевышний абсолютно едины. Так как законы Торы касаются всех областей и деталей физической и духовной жизни, она проникает в сферу действия, и в силу уже упомянутого единства - это проникновение Самого Всевышнего.
[19] От разума и до категории действия.
[20] Тегилим 18, 3.
[21] Там же, 5, 13.
[22] Авот,.4:17.
[23] Брахот, 16б.
[24] Шир гаширим, 8:3.