С Б-жьей помощью
И еще одна [мысль] будет истинной радостью души, особенно когда в определенное время человек видит в душе своей необходимость очищения и освещения ее радостью сердца, тогда он углубится мыслью и представит себе воображением, разумом и пониманием своим истинное единство Его, благословенного, как Он наполняет все миры, верхние и нижние, и даже всю эту землю наполняет слава Его, благословенного, и все перед Ним как совершенно несуществующее[1], Он абсолютно один наверху и внизу, так же как был Он один до шести дней творения. И в этом пространстве, в котором сотворен этот мир, небеса и земля, и все воинства их, Он один наполняет это пространство, и сейчас Он также один, абсолютно без всякого изменения, ибо все творения перед Ним совершенно не имеют существования, как не имеют существования буквы речи и мысли в источнике и корне своем – в сути души и сущности ее, они же – десять ее категорий: Хохма [мудрость], Бина [понимание] и Даат [знание] и т. д., ибо до их поступенного нисхождения к одеянию мысли нет в них еще категории букв (как об этом говорится подробно в гл. 20 и 21, смотри там). И как приводится также s другом месте аналогия этому из-вещественного мира – отсутствие существования свечения и света солнца в источнике его, солнечном шаре, находящемся в небе. Ибо нет сомнения в том, что и там его свечение и свет светит и распространяется, и гораздо сильнее, чем его распространение и свет в мировом пространстве, но там он теряет существование, [так как находится] в своем источнике и как бы совершенно не существует.
Точно так же, как в этом сравнении, мир и все, что его наполняет, не существует по отношению к Источнику своему, свету – Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и как о том говорится подробно в другом месте.
И если человек будет много и глубоко размышлять об этом, сердце его возрадуется, и возликует душа его, и возликует и воспоет он всем сердцем и душой неописуемо в этой вере, ибо она велика, ибо это – настоящая близость к Б-гу. И в этом – весь человек и цель его сотворения и сотворения всех миров, верхних и нижних, – быть жилищем Ему в нижних, как об этом подробно говорится далее[2].
И вот, [если представить себе], как велика радость простого, низкорожденного человека, ставшего близким к земному королю, гостящему у него и живущему с ним в его доме, тем более несравненно [велика она] при близости и пребывании [в нас] Короля королей, Всевышнего, как написано: "Кто тот, чье сердце побуждает приблизиться ко Мне, говорит Всевышний?"[3].
И потому [мудрецы] постановили, [что следует] воздавать хвалу и благодарение имени Его, благословенного, каждое утро и говорить: "Блаженны мы, как хороша доля наша... и как прекрасно наследие наше"[4], так же как человек веселится и радуется наследству, тому, что ему досталось большое богатство, для достижения которого он не трудился, так – и неизмеримо более того – мы должны радоваться нашему наследию, которое мы получили от наших праотцев, и это – [познание] единства истинного Б-га и [того, что] даже под землей нет ничего, кроме Него, и что это – Его жилище в нижних[5].
И сказали о том наши мудрецы[6]: «Шестьсот тринадцать заповедей даны Израилю. Пришел Хавакук и свел их к одной, как написано: "А праведник верой своей будет жить"[7]», – как будто есть лишь одна заповедь – и это только вера, ибо только верой человек достигает исполнения 613 заповедей, а именно – когда сердце его будет веселиться и радоваться вере в единого Б-га предельной радостью, как будто есть у него только эта заповедь, и она одна – цель его сотворения и сотворения всех миров, тогда душа его, полная силы и витальности, порожденной этой великой радостью, высоко вознесется над всеми преградами, препятствующими исполнению всех 613 заповедей, – как над внутренними, так и над внешними.
И об этом сказано: "Верой своей будет жить" -именно "будет жить", подобно воскресению из мертвых, оживет душа его этой великой радостью. И радость эта удваивается еще и еще, ибо, кроме радости разумной души от близости ко Всевышнему и Его пребывания с ней, возрадуется она вдвойне от радости Всевышнего и великого удовольствия, которае она доставляет Ему, благословенному, этой верой, благодаря которой на самом деле покоряется сторона "ситра ах-ра" и тьма обращается в свет, и это – тьма "клипот", которые [находятся] в этом вещественном мире и затемняют и заслоняют свет Его, благословенного, до скончания времен, как сказано: "Поставил Он тьме предел"[8] (это сказано о конце дней, когда [Всевышний] уничтожит дух нечистоты на земле, и раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вкупе, как объясняется далее), а особенно в землях народов мира, воздух которых нечист и полон "клипот", и [властвует там] "ситра ахра". Нет для Него, благословенного, большего удовольствия, чем удовольствие и радость от преобладания света, происходящего именно от тьмы. И об этом написано: "Возрадуется Израиль в Создавшем его"[9], что значит – каждый, кто родился евреем, должен радоваться радостью Всевышнего, Который веселится и радуется жилищу Своему в нижних, представляющих собой непосредственно сферу вещественного мира Асия (мира Действия). Потому в оригинале "в Создавшем его" написано во множественном числе [осав]. Здесь имеется в виду этот вещественный мир, который полон "клипот" и "ситра ахра" и называется "владением многих" и "горами разделения"[10], силой же этой веры они обращаются в свет и становятся "владением одного" – единства Его, благословенного.
Примечания
К главе тридцать третьей
[1] В связи с этим возникает вопрос, существует ли сотворенное. Ответ неоднозначен. Есть как бы два измерения, в которых следует рассматривать существование мира. Они называются на ячыке хасидизма "верхнее мнение" и "нижнее мнение". Если смотреть "со стороны Б-га", то ничто не существует, кроме Него ("верхнее мнение"). Согласно "нижнему мнению", тому, как видят сотворенные, мир сущестнует, но не собственным существованием - существование его постоянно возобновляется, и мир -ничто по сравнению со своим Источником. Выше всех вершин, в сущности Б-га, оба эти мнения одинаково истинны. Все же в основании, в самом ядре своем, более истинно "верхнее мнение". На практике же следует к этому относиться так, как сказано в книге Тания, часть 1, в конце гл. 13 об истинности любви у средних и о "срединном запоре", объединяющем все ступени.
[2] В гл. 36.
[3] Ирмеягу, 30:21.
[4] Из молитв.
[5] Создать Всевышнему "жилище в нижних", то есть в нижнем физическом мире, - цель сотворения, чтобы творения познали, что "нет ничего, кроме Него" и целиком были Ему преданы.
[6] Макот, 24а.
[7] Хавакук, 2:4.
[8] Ийов, 28:3.
[9] Тегилим, 149:2. В этой фразе двойной смысл: радость снизу и радость сверху. Возрадуется Израиль во Всевышнем (радость снизу), Который радуется его, Израиля, делам (радость сверху), тому, что Израиль, хотя он также часть мира Действия, вещественного мира Асия, создает Ему "жилище в нижних", покоряя зло и обращая его в добро.
[10] Сотворенный мир множественен, и у каждого творения свой Создатель -Всевышний. Потому слово беосав ("в Создавшем его") написано во множественном числе. (Из объяснений последнего Любавичского Ребе.)