Глава 49

Хотя в деталях категории сокровения и утаения света Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, при поступенном нисхождении миров, пока не был сотворен этот материальный мир, есть неимоверное количество разных видов, как известно вкушающим от Древа жизни[1]. Однако в общем есть три вида сильных общих ограничений для трех видов общих миров, а в каждом общем из них [миров] есть несметное количество частностей. И это - три мира: Бриа, Йецира, Асия. Ибо мир Ацилут - сама Б-жественность. И для сотворения мира Бриа, то есть души и высших ангелов, которые служат Всевышнему в категории Хабад, в них облекающейся, и от нее постигают и принимают, сначала было огромное ограничение, как о том говорилось

выше. Также и от мира Бриа к миру Йецира. Ибо очень и очень небольшой свет, облекающийся в мире Бриа, все же бесконечен по отношению к миру Йецира, и в мире Йецира он может облечься лишь через сжатие и утаение, а также и от Йецира к Асия (в другом месте приведено подробное объяснение этих трех сжатий, дабы это стало более понятным нашему слабому разуму). Цель же всех сжатий - сотворение материального человеческого тела и покорение стороны "ситра ахра", дабы проявилось преимущество света над тьмой, когда человек единственно ко Всевышнему возносит свою Б-жественную и витальную душу, и ее одеяния, и все силы тела, как о том подробно говорилось выше[2]. Ибо в том цель поступенного нисхождения миров.

И "как в воде - лицо к лицу", так же, как Всевышний как бы отодвинул и удалил в одну сторону, если говорить, пользуясь сравнением, Свой великий беспредельный свет и скрыл и утаил его в трех видах разных сжатий - все это из любви к нижнему человеку, для того, чтобы возвысить его ко Всевышнему, ибо "любовь побуждает плоть", тем более и тем более, вне всякого сравнения, человеку также подобает оставить и покинуть все, что у него есть, от души" и до тела, и всем пренебречь, дабы стать приверженным к Нему, благословенному, приверженностью, страстью и желанием, и ничто не должно этому препятствовать, ни изнутри, ни извне, ни тело, ни душа, ни имущество и ни жена и дети.

И в связи с этим понятно основание и смысл установления мудрецов, предписавших произносить благословения при чтении "Шма", два до него и т. д.[3]. Казалось бы, они совершенно не имеют со "Шма" ничего общего, как замечают раби Шломо Адрет и остальные кодификаторы. Почему же они названы благословениями "Шма" и почему постановлено читать их именно перед "Шма"? Но основное назначение "Шма" - исполнить написанное: "...всем сердцем твоим" - "Обоими твоими влечениями и т. д."[4], то есть устоять против всего, что препятствует любви ко Всевышнему. А "сердце твое" - это жена и дети, так как сердце человека по природе своей привязано к ним, как истолковали наши мудрецы, благословенна их память, слова: "Он сказал, и свершилось"[5] - это жена, "Он повелел, и стало" - это дети[6], а "душа твоя и имущество твое" - буквально то, что необходимо для жизни и пропитания, - все нужно забросить ради любви ко Всевышнему.

Но как достигнет человек из плоти такого свойства? Для этого сначала постановили читать [благословение] "Йоцер ор". А там сказано и повторно подробно говорится об ангелах, стоящих в вершине мира, и о порядке их служения, чтобы показать величие Всевышнего, то, как все они отвергают самих себя перед светом Его, благословенного, и произносят в трепете и т. д., и святят и т. д., и говорят в трепете: "Свят[7] и т. д."[8]. То есть - что Он отделен от них и не облекается в них явно, но "слава Его наполняет всю землю", и это - Собрание Израиля наверху[9] и народ Израиля внизу, как о том говорилось выше. А также и "офаним и хайот гакодеш[10] с великим шумом... Благословенна слава Всевышнего из места Его"[11], ибо они не знают и не постигают места Его, и как сказано: "Ибо только Он высок и свят"[12].

А затем следует второе благословение: "Вечной любовью Ты нас возлюбил, Б-г, Всевышний наш". То есть Он оставил все верхнее воинство святых [ангелов] и поместил Свою Шхину у нас, дабы она называлась нашим Б-гом, как [сказано]: "Б-г Аврагама и т. д.", как о том говорилось выше. А именно - так как "любовь побуждает плоть", и потому она названа вечной любовью, и это - категория ограничения беспредельного света Его, благословенного, дабы Он облекся категорией ограничения, называемой олам ["мир", или "вечный"], ради любви народа Его, Израиля, дабы привлечь евреев к Нему, дабы были они включены в единственность и единство Его, благословенного. И об этом сказано: "Великим и превосходящим меру сочувствием"[13] - больше, чем близость к Б-гу, ко всему верхнему воинству, [и далее]: "...и нас Ты избрал из всякого народа и языка" - это вещественное тело, по своей вещественности подобное телам неевреев, "...и приблизил нас... дабы мы благодарили и т. д." - объяснение благодарения будет приведено в другом месте - "...и провозглашали Твое единство"[14], дабы включиться в единство Его, благословенного, как о том говорилось выше.

И вот, когда разумеющий вникнет в эти слова глубиною сердца и ума, тогда сама собой, "как в воде -лицо к лицу", разгорится душа его и облечется духом великодушным[15], дабы добровольно пойти на то, и оставить и покинуть все, что этому препятствует, и стать приверженным лишь Ему, благословенному, и включиться в свет Его приверженностью, страстью и т. д., категорией поцелуев и единением духа с духом, как о том говорилось выше.

А как происходит единение духа с духом, о том сказано: "И да будут эти слова... на сердце твоем, и говори о них и т. д."[16], как написано в книге"Эц хаим", что единение категорий поцелуев - в основном единство Хабад с Хабад, и это - углубленное изучение Торы, а уста - это исход духа и его явное раскрытие, а именно - категория речи при изучении Торы. Ибо "исходящим из уст Всевышнего живет человек"[17]. И во всяком случае обязанность изучать Тору не исполняется одной лишь мыслью и углубленным изучением, пока человек не произнесет [изучаемое] устами, дабы привлечь книзу свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, до витальной души, местящейся в крови человека, образующейся из неживого, растительного и животного, дабы все возвысить ко Всевышнему вместе со всем миром и [все] включить в единство и свет Его, благословенного, и он осветит землю и живущих на ней категорией явного раскрытия: "И откроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть и т. д."[18], ибо в том цель поступенного нисхождения всех миров, дабы слава Всевышнего наполнила всю эту землю именно явным раскрытием, дабы тьма обратилась в свет, а горечь - в сладость, как о том подробно говорилось выше[19]. И в этом цель и смысл служения человека - привлечь книзу свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и только сначала [для этого] необходимо вознесение "женских вод"[20] - отдать душу и все, что имеешь, как о том говорилось выше.

К главе сорок девятой

[1]   Изучающим Кабалу.

[2]   В гл. 35-47.

[3]   Мишна, Брахот, 1:4.

[4]   Брахот, 54а. Влечением к добру и влечением ко злу. Последним также можно служить Всевышнему, отвергая зло. "Всем сердцем" в оригинале -левавха, с двумя буквами "бейт", и эти две буквы "бейт" указывают на то, что речь идет о двух категориях, связанных с сердцем, то есть два влечения, как это истолковывают наши мудрецы.

[5]   Тегилим 33, 9.

[6]   Шабат, 152а.

[7]   Йешаягу, 6:3.

[8]   Из утренних молитв.

[9]   Сфира Малхут в мире Ацилут.

[10]   Различные ступени ангелов. Ангелы высшей ступени, срафим, обладают постижением более высокого порядка, поэтому они восхваляют Всевышнего, Который выше того, чтобы иметь отношение к сотворенным, и говорят: "Свят" - отделен и бесконечно возвышен. Офаним этого не постигают, поэтому их восхваление не интеллектуально, а эмоционально, и, так как эмоции более сильно ощутимы, чем интеллектуальное восприятие, об их восхвалении сказано: "с великим шумом".

[11]   Йехезкель, 3:12.

[12]   Из молитв.

[13]   Из молитв.

[14]   Из молитв.

[15]   Величайшей самоотверженностью.

[16]   Первый отрывок молитвы "Шма" (Дварим, 6:4-9).

[17]   Дварим, 8:3.

[18]   Йешаягу, 40:5.

[19]   В гл. 36 и 37.

[20]   См. конец гл. 10.

Запись опубликована в рубрике: .