Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13 тишрей 5738

Йуд гимел тишрей (Гилуло Адмур Могараш), ночь кануна праздника Суккойс 5738

Алеф

БаСуккойс тейшву шивас йомим, кол гоэзрох беИсроэл йейшву баСуккойс[1], и известны уточнения рабойсейну несиейну[2] в том, что нужно понять, зачем здесь есть удвоение, что после того, как уже приказывает баСуккойс тейшву шивас йомим[3] [что это приказание для всего еврейского народа в общем, и для каждого человека из Исроэл], что добавляет еще тем, что говорит «кол гоэзрох беИсроэл йейшву баСуккойс[4]«. Также нужно понять в сущности идеи заповеди сукко, ведь на первый взгляд, есть в ней внутреннее противоречие, ибо сидение в сукке должно быть тейшву кеейн тодуру[5], что все семь дней человек делает сукку своим постоянным местом пребывания, а дом — временным. Что также, как весь год он живет в своем доме, постоянным образом, что делает там все его дела, таким же образом должен быть способ его пребывания в сукке, чтобы делал все его дела в сукке, и чтобы было видно, что сукка — это место его жительства и место его постоянного пребывания в течение этих семи дней. Но вместе с этим, сама идея сукко, — это временное строение, и этот принцип, что сукка должна быть временным строением, это одно из основных условий заповеди, поэтому сукка, которая выше двадцати локтей — псуло[6], и одно из объяснений в этом, что «до 20 локтей … его жилище — это временное жилище, выше 20 локтей — его жилище — это не временное жилище, а постоянное», а сукка должна быть временным жилищем именно. И, тем не менее, в течение семи дней должно быть пребывание в ней постоянным, что это на первый взгляд внутреннее противоречие. И вот, в заповеди сукко есть еще один аспект, требующий объяснения, что заповедь сукко — это заповедь «делай», зависящая от времени, и кроме того, что заповедь сукко ограничена ограничением времени, она ограничена также ограничением места, что должно быть место, подходящее для строительства сукко. Ибо «делающий сукко под деревом — как будто бы сделал ее внутри дома», и это не есть подходящее место для этой заповеди. В отличие от этого в остальных праздниках мы находим ограничение только в отношении времени, но мы не находим, чтобы было также ограничение в отношении места.

Бейс

И вот, в продолжение заповеди пребывания в сукке (баСуккойс тейшву) приходит заповедь четырех видов растений, как сказано, «И возьмите себе в первый день плод дерева hадар, лист пальмовый, и ветвь дерева вервяного, и ив речных…[7]» [что заповедь сидения в сукке начинается с первого момента начала семи дней Суккойс, и после этого (и в продолжение этого) утром (на рассвете, а лехатхило[8] от ганейц ахамо[9]), начинается время обязанности заповеди нетилас далет миним[10], что эта заповедь исполняется днем именно]. Что отсюда понятно, что мицва нетилас далет миним имеет отношение к идее сукко. И в особенности, в соответствии с тем, что известно, что мицва мин амувхор[11], чтобы заповедь нетилас далет миним исполнялась в сукке именно, что этим подчеркивается еще более, что есть связь между заповедью четырех видов растений (улкахтем лохем[12]) и заповедью сукко (баСуккойс тейшву). И нужно понять объяснение, в чем связь этих заповедей. И тем более, что на первый взгляд, это различные заповеди, ибо заповедь сукко —  семь дней, и в отличие от нее, заповедь нетилас далет миним — основная заповедь и из Торы — только в первый день. [И еще известно различие в этом между Микдош[13] и гвулин[14], и как объясняется в Геморо установление рабби Йоханнана бен Закая. Что из этого происходят несколько законов и деталей законов, относящиеся также к нашему времени, в различии между первым днем и шестью днями после этого]. И вот, в самих далет миним нужно понять, почему были выбраны именно эти четыре вида, что несмотря на то, что все они из вида цоймеах[15], тем не менее, сразу в начале приказания подчеркивается, что должны быть специальные виды именно. И все эти виды должны быть способом hодор, и объясняют в Геморо, что это относится также к трем видам после этого [хотя в писании упоминается hодор непосредственно только в отношении эсрог, первый вид].

Гимел

И вот, кроме этих диюким, известно, то, что сказали Разал[16], «не даны мицвойс Исроэлю, но только чтобы очистить с их помощью творения» (и как объясняется в нескольких местах), что кроме основы заповеди, что ее смысл — «ашер кидшону бемицвойсов вецивону[17]«, и следует исполнять ее, чтобы исполнить приказание и волю заповедующего заповедь, кроме этого есть в заповеди особая работа, и действие в отношении служения человека в целом. И так же это в служении Исроэл в праздник Суккойс, как в заповеди баСуккойс тейшву шивас йомим, и также в отношении улкахтем лохем бейом горишойн, и также в симхас бейс шоейво[18] после этого, что во всех них есть их идея и действие в работе, чтобы очистить ими творения. И также это тоже в отношении дня Шмини Ацерес. И несмотря на то, что Шмини — это отдельный праздник, тем не менее, это называется «восьмой день», что это само подчеркивает его отношение к семи дням Суккойс перед этим. И более того (не только, что Шмини Ацерас имеет отношение к Суккойс, но еще, что также как по простому, для того, чтобы достичь восьми, нужно чтобы было семь перед этим, также это в духовном смысле Суккойс и Шмини Ацерес, что хотя работа Шмини Ацерес и Симхас Тойро приходит после [т.е., она выше] работы дней Суккойс перед этим, тем не менее, причина и фактор, благодаря которому достигают работы Шмини Ацерес — это работа семи дней перед этим именно. И отсюда понятно достоинство в работе Суккойс, что именно благодаря ней приходят к работе и гамшохойс[19] и достоинствам в Шмини Ацерес.

Далет

И объяснение этого, что вот, сказано[20], «бакэсэ лейом хагейну[21]«, что йом хагейну[22] говорит о празднике Суккойс, как объясняется в нескольких местах. И это смысл «бакэсэ лейом хагейну», что все аспекты, которые были «бакэсэ» (в сокрытии) в дни перед праздником, и в особенности, аспекты, которые были в сокрытии в Рош аШоно, [что про него сказано, бакэсэ, от языка[23], «бейом акесе йовой левейсой», и об этом говорится то, что сказано: «тикъу бахойдеш шойфор[24]» (как предисловие к бакэсэ лейом хагейну), раскрываются они в Суккойс. И как приводится в Мидраш[25], что в Рош аШоно мы не знаем, кто побеждает, и когда Исроэл выходят…, и лулавы их и эсроги их в руках их, мы знаем, что Исроэл побеждают. И т.е., что в Суккойс раскрывается «мы побеждаем», и таким образом что это видно всем жителям земли, до такой степени, что все существование мира видит, что мы побеждаем. И несмотря на то, что победа Исроэл была еще в Рош аШоно, и, как говорит Мидраш[26], «какой народ подобен этому народу, который знает характер своего Б-га», что Исроэл знают, что Вс-вышний сделает им чудо и удостоятся в суде, и поэтому это легко понять, что уже в Рош аШоно была у них ксиво вахасимо тойво[27], тем не менее, конечное намерение и совершенство — в том, чтобы эта победа была в раскрытии. И это происходит в праздник Суккойс, бакэсэ лейом хагейну, что победа, которая была в сокрытии в Рош аШоно, притягивается в раскрытии в йом хагейну, и посредством этого достигают полного совершенства.

Гей

И вот, Йом Кипур называется в Писании Рош аШоно, как это приводится в Ликутей Тойро. И В порядке дней Йом Кипур — это десятое число седьмого месяца, а в начале месяца, первого числа седьмого месяца — это Рош аШоно. И более того, сказали Разал «вот десять дней между Рош аШоно и Йом Кипуром, т.е., что Рош аШоно и Йом Кипур включаются в эти десять дней (и их смысл — один). И отсюда понятно, что в Йом Кипур притягивается особый аспект, относящийся к гамшохо[28] Рош аШоно. И идея этого, как объясняется в Ликутей Тойро, что в Йом Кипурим происходит притяжение аспекта нешомо[29] и пнимиюс[30], и поскольку притяжение в аспекте пнимиюс это основная идея праздника, понятно, что также остальные аспекты притяжения в Йом Кипур они в аспекте пнимиюс. Однако также это притяжение, которое в Йом Кипур, это все еще в способе сокрытия. И притяжение способом «мы побеждаем» и в раскрытии [до такой степени, что это раскрытие таким образом, что происходит посредством нее зман симхосейну[31], что симхо[32] — это на вещь, которая в раскрытии именно, как известно] она в день нашего праздника (праздник Суккойс) именно пятнадцатого числа месяца, когда луна находится в совершенстве, как объясняется в нескольких местах.

Вов

И с этим будет понятно, то, что мы находим связь между ткияс шойфар[33] и Суккойс. И, как известно, что схах[34] [ибо везде, где в Писании говорится Суккойс, имеется в виду схах, и как объясняет Алтер Ребе в Шулхан Орух, в законах сукко, что название «сукка» относится именно и только к схаху. Т.е., что не только, что схах — это не только основная часть сукки, но еще, что в идее схаха выражается (гит зих аройс) вся идея сукки] числовое значение 100, в соответствии с 100 голосами шофара, которые трубят Исроэл в Рош аШоно. И объяснение этого — как говорилось выше, что поскольку аспект сукко притягивается посредством трубления в шофар в Рош аШоно, ибо в Рош аШоно притяжение Б-жественности (которое притягивают посредством ста голосов) находится в сокрытии, и после этого приходит к раскрытию в праздник Суккойс («лейойм хагейну») в схах Суккойс. И подобно этому это также в отношении Йом Кипура, как известно, что схах в сукке подобен облакам славы [по мнению в Геморо, что «облака славы были», и также приводится в отношении галахи в Шулхан Орухе Алтер Ребе в законах Суккойс в начале], и он притягивается от облака ктойрес[35] Йом Кипура. И объяснение этого вопроса, как говорилось выше, что сначала приходит гамшохо от Рош аШоно в аспекте пнимиюс в Йом Кипур. И эта гамшохо в Йом Кипур она посредством аспекта ктойрес, что от него должно было быть «вехисо анан актойрес эс акапойрес[36]«, и в еще более общем виде, это посредством общности служения коhен годол[37] в Йом Кипур в кодеш кодошим[38]. И от анан актойрес[39] в Йом Кипур притягивается после этого схах сукки (что сукка она на имя облаков славы).

Заин

И в соответствии с вышесказанным будет понятно объяснение и идея во всем вышесказанном. И идея объяснения, что служение Йом Кипура в Святая Святых – это время, называемое в Писании «ахас бешоно[40]«. И также как во времени это аспект ахас[41] во времени, также это в душе и в мире (в пространстве), что это аспект ахас в душе и в мире. Ибо работа делается посредством Коhен годол, который освящен и является аспектом ахас в народе Израиля, и как сказано[42]: «И отделил Аарона, чтобы освятить его святая святых», и это служение происходит в Святая святых, самое святое место во всем мире, также относительно Святости Храма. И на этих трех аспектах Ойлом Шоно Нефеш[43] (ОШо»Н – עשן), основан весь порядок мироздания, как он притягивается из своего источника и корня [и поэтому Сефер Йецира основана на этих трех аспектах], вплоть до того, как творение происходит из Сущности и Сути Его, благословен Он. И как приводится в Игерес аКойдеш[44], что Сущность и Суть Маацил[45], благословен Он, что его существование от него самого, и Он не есть производное от какой-либо причины, которая предшествовала бы Ему хас вешолом, только Он способен творить йеш[46] из полного и абсолютного ничто. И это есть аспект ахас в году, в мире (место), и в душе, которые соединяются вместе в служении коhен годол в Йом Кипур в Койдеш Кодошим, аспект Сущности и Сути Его, благословен Он, которая притягивается в аспекте ОШо»Н. И аспект ахас притягивается в раскрытии после этого в суккойс. И вот, объясняется в Мишне в порядке служения в Йом Кипур, что Коhен годол ожидал в Койдеш Кодошим, пока Храм не наполнялся дымом, и из этого дыма (от служения в аспекте ахас), притягивался схах сукки в праздник Суккойс.

Хес

И вот, начало притяжения аспекта ахас – это в Рош аШоно, что тогда это работа «тамлихуни алейхем[47]«, что притягивают млухо[48] из аспекта hиснасъус ацми[49], т.е., что как Он в аспекте ацми[50], притянется в раскрытии, вплоть до того, что будет «тамлихуни алейхем», и посредством того, что притягивают быть царем над Израилем («тамлихуни алейхем»), притягивается после этого, чтобы быть царем над всем миром, «млойх ал кол hоойлом кулой бихвойдехо[51]«. И способ царствования – это добровольно, и не только, что «царство Его над всем властвует». Ибо мемшоло[52] может быть также принудительно, без желания, но Исроэл посредством их служения «малхусой бероцойн киблу алейгем[53]«, притягивают во все существование мира в целом, во всю систему мироздания, чтобы было[54] «бойу ништахавэ венихроо ниврехо лифней Гавайе ойсейну». И после этого десятого числа седьмого месяца приходит притяжение в аспекте пнимиюс. И после этого в праздник Суккойс приходит притяжение в раскрытии. Ибо победа, которая была в Рош аШоно, начиная от победы в том, что он «царя над Израилем» притягивается быть «И царство его над всем властвует», и еще выше, также «царство его добровольно приняли на себя», это притягивается в раскрытии, вплоть до того, что раскрывается также в мире и также среди семидесяти народов, и поэтому в праздник Суккойс приносят в жертву семьдесят быков в соответствии с семидесятью народами. И это притяжение притягивается в раскрытии (в четыре дня между Йом Кипур и Суккойс) сначала в Торе и ее заповедях, посредством изучения законов Сукко и законов нетилас далет миним, ибо посредством изучения в этом, хотя он и находится в изгнании, и даже если невозможно исполнение всех деталей полностью, но происходит как сказали Разал, «засчитываю я им, как будто бы они занимаются…». И посредством того, что достигает сначала притяжения в раскрытии в Торе, и после этого притягивает это также в действие, посредством исполнения заповедей [но только, что это все еще аспект действия в с самих заповедях], то притягивается после этого в действии также во всем мире целиком, что весь мир видит, как еврей исполняет заповедь. И вплоть до того, что притягивается таким образом, что приводится в Мидраше, что «если бы народы мира знали бы, как нужен был им Микдош, они окружили бы его касториями, чтобы охранять его…». И это действие Микдаша на народы мира оно приходит в раскрытии в праздник Суккойс посредством принесения семидесяти быков соответственно семидесяти народам, как объясняется подробно в Мидрашах Разал.

Тес

И вот, в соответствии с вышесказанным, что аспект Сукко имеет отношение к аспекту ахас в году, и в мире (в пространстве) и в душе, понятно также, что в отношении суккойс (именно) сказано «кол  hоэзрох беИсроэл…» и на это толковали Разал: «достойны весь Исроэл сидеть в одной сукке», ибо притяжение аспекта ахас в раскрытии – это в праздник Суккойс. И объяснение этого, будет понятно, если сначала объяснить то, что требуется понять объяснение в этом [и как объясняется диюк в этом также в маамарах Рабойсейну несиейну], почему этот лимуд[55], что весь Израиль достойны сидеть в одной сукке, это именно из «кол hоэзрох беИсроэл…», ведь также из «басуккойс тейшву» можно также выучить это, что «тейшву» все вместе. И общая идея объяснения в этом (языком каббалы), что в начале [т.е., перед цимцум] свет Эйн Соф наполнял все пространство холол[56], и не было места для становления миров [и т.е., что не было возможности и существования для миров], и после этого удалил свой великий свет в сторону, и был притянут (большой игуль[57] и) кав[58], и все продолжение порядка миров, как объясняется в Эц Хаим в начале и в Маво Шаарим в начале (и как приводится в нескольких местах и объясняется в хасидус). И этот аспект (что наполнял пространство холол… перед цимцум[59]) называется уже Ойр Эйн Сойф, и вплоть до того, что возможно там какое-то отношение к существованию миров, но поскольку Ойр Эйн Сойф наполнял все пространство холол, поэтому было невозможно существование миров. Но также это – уже есть холол, и также есть возможность, которую нужно отрицать, и сказать, что невозможно существование миров. И выше этого – то, что сказали Разал, «до того, как был сотворен мир, был только Он и Его имя только. Однако, также в этой ступени (уже) есть детали, «Он», и «Его имя», и «только», и также говорят, что хидуш[60] на этом уровне – это то, что это способом «hойо[61]«, как объясняется в маамаре перед этим[62]. Однако Сущность и Суть Его, благословен Он, она выше также этого, и вплоть до того, что невозможно сказать про Него, что Он в аспекте сойвев[63] (для миров), и даже не в аспекте далекого макифа[64] и подобное этому. Ибо Сущность и Суть Его, благословен Он, не в рамках этих аспектов совершенно, вплоть до того, что Он в аспекте «Эйн ойд милвадой[65]«, и еще выше, «эйн ойд[66]«. Ибо эйн ойд милвадой возможно сказать, когда есть понятие левадой, но выше этого – эйн ойд, как объясняется в другом месте этот диюк. И поскольку Исроэл укоренены в Ацмусой  умагусой Исборах[67], понятно, что они имеют отношение и возможно для них достичь и воздействовать в Ацмусой умагусой Исборах, также как Он Свыше в аспекте эйн ойд, даже выше, чем аспект «Он и Его имя только». И это то, что сказали Разал, «с кем посоветовался – с душами праведников», что аспект hамлохо[68] возможно сказать выше и выше, и также в аспекте, который выше, чем понятие места. Ибо поскольку Свыше все вещи они добровольны, а не принудительны, хас вешолом, понятно, что также на этой ступени возможна идея hамлохо. И отсюда понятно, что идея  hамлохо она кивйохол также в Ацмусой умагусой Исборах, и про этого говорят, с кем посоветовался – с душами праведников, что это говорится о душах Израиля, и нард твой все праведники, которые укоренены в Ацмус умагус, и поэтому также достигают Ацмус умагус. И идея hамлохо – она также в душах низкого уровня на первый взгляд, как понятно из примера Магида, который уподобляет это отцу и маленькому сыну, и поскольку уподобил Вс-вышнего отцу, кивйохол[69], понятно, что великий и малый равны перед ним. Ибо все аспекты не имеют сравнения перед Ацмусой умагусой исборах, но что так поднялось в его воле, что души Израиля, и народ твой – все праведники, будут укоренены в ацмусой умагусой алэйн, и поэтому души Израиля укоренены в ацмусой умагусой Исборах.

Йуд

И вот, поскольку это начало года, и нужно притянуть весь сейдер гишталшелус заново и также в раскрытии, поэтому следует притягивать из аспекта ахас. И это притяжение (в аспекте раскрытия) происходит в йом хагейну (в праздник Суккойс), как говорилось выше, и поэтому также начало работы Суккойс должно быть в идее Сукко ахас (что сукко ахас относится к работе Йом Кипура в трех аспектах ахас в ОШоН, как говорилось выше), ибо посредством работы сукко ахас достигают аспекта ахас, который бесконечно выше даже от всякого понятия идеи счета (но поскольку нет у нас другого имени, чтобы назвать его, поэтому называют его ахас), Сущности и Сути Его, благословен Он. Ибо ахас означает йехидо[70], как приводится в Тойсфойс, и имя йехидо – оно на имя того, что воспринимает от йохид. И так же это в аспекте сукко ахас, что ее идея – это аспект йехидо, как выше. И поскольку идея сукко – ее корень из аспекта ахас, поэтому притягивается внизу, что достойны весь Израиль сидеть в сукко ахас, ибо сукко выше, чем всякое разделение, поскольку ее корень — в аспекте, который выше разделения. И со стороны самого этой причины, притягивается аспект сукко ахас также в этот нижний мир, ниже которого не существует, поскольку относительно Сущности и Сути невозможно разделить между высшим и нижним.

Йуд алеф

И вот, притяжение Ацмус в раскрытии (аспект сукко ахас) будет только в будущем мире, ибо тогда исполнится «венигло квойд Гавайе вероу кол босор йахдов[71]«, и выше этого, будет также «велой йиконэйф ойд мойрэхо вегойу эйнэхо ройойс эс мойрэхо[72]«, как приводится в Тании[73]. Однако, выше этого – это аспект ахас, что его идея – это притяжение Сущности внизу в раскрытии, и отсюда понятно, что также раскрытие сукко ахас будет только в будущем мире. И в соответствии с этим понятно, почему объяснили Разал, что достойны весь Исроэл сидеть в одной сукке, из того, что говорится в окончании посука «кол hоэзрох беисроэл» именно, и не учили так из начала «басуккойс тейшву шивас йомим», ибо «басуккойс тейшву шивас йомим» говорит о работе в наше время, в шесть тысяч лет, что существует мир, и в наше время все еще не притянут аспект ахас в раскрытии. И это раскрытие будет только в будущем мире, и поэтому учили это из того, что сказано «кол hоэзрох беисроэл…», ибо эзрох – это язык будущего времени, т.е., то, что будет светить в будущем, как объясняется в нескольких друшим. И также это по правилам грамматики, что буквы איתן указывают на будущее время. И это есть «кол hоэзрох беисроэл…», ибо в будущем будет рассвет аспекта ахас, и поэтому тогда весь Исроэл будут сидеть в одной сукке. Однако, тем не менее, также сейчас, в шесть тысяч лет, что существует мир, светит отсвет и рассвет от аспекта ахас, который будет в раскрытии в будущем мире. И еще, раскрытие аспекта ахас в будущем притягивается (как и остальные гилуим[74] будущего) посредством нашей работы и наших дел сейчас именно. И отсюда понятно, что также сейчас есть подобие и отсвет от аспекта ахас. И это то, что сказали Разал, что достойны весь Исроэл сидеть в одной сукке (подобно сидению практически в будущем мире). Но само то, что в наше время «достойны… сидеть», учится из того, что сказано «кол hоэзрох…» (в будущем времени), т.е., что берет силу и притягивается от зрихо – рассвета, который будет в будущем, что будет раскрытие ацмус, как сказано «велой йиконэйф ойд мойрэхо».

Йуд бейс

И вот, в соответствии с вышесказанным будет понятно порядок служения в Рош аШоно, Йом Кипур и Суккойс. И идея объяснения, подобно тому, как порядок в Торе и заповедях, которые сказаны в общем и в частности, что сначала они приходят в общем, и после этого притягиваются в детали, и также это в порядке служения в Рош аШоно, Йом Кипур и Суккойс. Ибо Тора в своей полноте она во множестве деталей, как сказано[75]: «Их шестьдесят цариц, наложниц – восемьдесят, а девицам – числа нет!» – «шестьдесят цариц» – это трактаты Мишны, «и восемьдесят наложниц» – это Барайты, «и девицам числа нет» – это толкования мудрецов и слова танаим[76] и амораим[77]. И перед этим есть Тора как она в Письменной Торе, как обычный язык в Талмуде, «откуда эти слова – что сказало Писание». Что все это есть аспект Торы как она в деталях и деталях деталей. Однако есть также как Тора в общем, ибо правила ее и уточнения ее были сказаны с Синая. И когда говорились сами общие принципы и детали, то сначала были сообщены общие принципы, и после этого – детали. Ибо в начале были сказаны Десять Заповедей, у которых включаются все детали Торы. И сами десять заповедей заключены в заповедях «Онойхи[78]» и «лой йиhйе лехо[79]«, как приводится в Тании[80]. И две эти заповеди заключены в «Онойхи», что это есть первое слово в первой заповеди. И в самом Онойхи буква Але»ф – это ее первая буква. И в этом Але»ф заключены все правила Торы. Ибо буква Але»ф указывает на идею общности, ибо приводится в Йерушалми, что заповедь Онойхи указывается в посуке «Шма Исроэл Гашем Элойкейну[81]«, и известно в объяснении слова «эход[82]«, что буква хе»с указывает на семь небес и землю, и буква дале»т — на четыре стороны света, и Але»ф перед ними – указывает на Вс-вышнего, Алуфой шел ойлом[83], как приводится в Бейс Йойсеф из СМ»К, как приводится и объясняется в нескольких местах. И из этого ясно, что алеф в Онойхи (который связан с алеф в «эход» в Шма Исроэл) – это клал[84], включающий в себя всю Тору.

Йуд гимел

И подобно этому это идея порядка служения в Рош аШоно, Йом Кипур и Суккойс (что сначала притяжение способом клал, и после этого притягивается в детали). Ибо про Рош аШоно (что тогда это в аспекте общности в наибольшей степени) сказали Разал «заповедь дня – шофар». Что несмотря на то, что этот день «страшен и грозен и свят», тем не менее, его заповедь – это только одна мицва, и в самой мицве – «все звуки кошерны в шофаре». Ибо заповедь Рош аШоно – это только и исключительно одна идея. И даже в постижении и логике заповеди она выше детализации, и как говорит Рамбам что трубление в шофар в Рош аШоно – это гзейрас акосув[85], т.е., выше, чем схватывание и постижение разумом. Ибо в схватывании и постижении должно быть измерение и границы, как ясно и понятно, однако ткияс шойфор[86], что это выше, чем схватывание и постижение (постановление Писания) – она выше измерения и ограничения. И подобно этому это в служении Йом Кипура, что несмотря на то, что есть в нем множество работ, тем не менее, особенная работа в нем – это работа «вехисо анан актойрес[87]«, как объяснялось выше. Ибо это служение производится в Койдеш Кодошим, аспект ахас в пространстве, и во время ахас в году, и посредством коhэн годол, аспект ахас в душе. И еще, что ктойрес должна быть «дако мин а-дако[88]«. И несмотря на то, что воскурение, в общем, должно быть тонко измельчено, тем не менее, это не достигает достоинства ктойрес в Святой день, ахас башоно[89], что тогда ктойрес должна быть «тонкая из тонкой», что это указывает, что достигают нкудас а-мциюс[90]. И после этого приходит притяжение в деталях, и в самих деталях способ притяжения – это со ступени на ступень. Ибо начало притяжения – оно в сукко (ибо сукко называется на имя схаха). Что это притяжение оно все еще выше, чем разделение, ибо в схах невозможно разделить, в отличие от стенок и т.п.. И способ притяжения в схахе – это как следует из его названия, схах – поскольку он накрывает человека сверху, вплоть до того, что само это (что он покрывает сверху) это именно как тень, а не раскрытый свет. И именно тогда, когда тень ее больше и т.д., исполняет заповедь сукки. Однако после этого он должен притянуть это hамшохо также в детали. И это есть идея заповеди «тейшву кеэйн тодуру», что должен привести под тень сукки все аспекты его жизни во всех их деталях и деталях деталей, и посредством этого превращают каждую деталь в заповедь. И т.е., что хотя в течение всего года нужна большая работа, для того чтобы исполнить «во всех своих путях познай Его», и «мудрец должен быть отличен в его еде и питье, и в его делах…», однако, в праздник Суккойс, со стороны самого факта исполнения заповеди (также без служения «во всех твоих путях познай Его»), когда он делает эти дела в сукке, то он исполняет заповедь «басуккойс тейшву» (хотя это аспекты еды и питья и бизнеса, как упоминалось в Рамбаме выше). И после этого он должен притянуть эту гамшохо (аспект ахас в сукко ахас, которая будет светить в раскрытии в будущем мире, как говорилось выше, в объяснении «кол hоэзрох беИсроэл йейшву басуккойс») более глубоко, чтобы это притягивалось в пнимиюс нефеш (также сейчас). И это есть идея заповеди «улкахтем лохем…» (заповедь четырех видов растений), что должен быть аспект лкихо[91], и лкихо должна быть «лохем[92]«, дойти до груди[93], и посредством этого притягивается это притяжение внутрь его сердца, или, как известный язык, что притягивает в нукво ЗО, которая находится в груди ЗО, как объясняется подробно в друшим, и в особенности, в друшим баал гилуло.

Йуд далет

И вот, в соответствии с вышесказанным, что посредством нетилас далет миним притягивается в пнимиюс аспект ахас (который притягивается сначала в Йом Кипур посредством работы в трех аспектах ахас в ОШоН, и после этого в сукко ахас), понятно, что также когда притяжение приходит в детали (в заповеди четырех видов), то это детали, в которых заметна и раскрыта и подчеркнута идея единства. И идея объяснения, как объясняется подробно в гемшехе «Вехохо» баал гилуло, что в этих четырех видах растений видна идея единства. Ибо в лулаве «כפות תמרים» написано хосейр[94], и объясняют Разал, что должно быть [95]כפות. Что несмотря на то, что в лулаве должно быть несколько и несколько листьев, тем не менее, для того, чтобы исполнить заповедь, нужно связать их друг с другом. И также каждый лист должен быть двойной, что также это указывает на их единство, и также указывает на совершенство. И это, что в лулаве видно в раскрытии идея единства. И также это в гадасим[96], которые называются «анаф эйц овойс[97]«, овойс[98] именно, поскольку должно быть три листа в одном узле, т.е. что должно быть три, по крайней мере, но в одном узле именно. И это указывает также на ахдус. И поэтому называется «оноф[99]» в единственном числе, и также овойс, что указывает на ахдус[100]. И также арово[101] – ива  (арвей нахал[102]), называется также ахавино в Геморо, поскольку они растут «по-братски», по нескольку вместе. Что, несмотря на то, что они «арвей (нахал)», во множественном числе, тем не менее, также, когда каждая ива растет сама по себе, она соединяется с другими, ахавино от «[103]איחוי», что это указывает на идею ахдус. И более того, и возвышается над ними, это единство в эсроге, и поэтому он упоминается первым в посуке, «улкахтем… при эйц hодор». И идея объяснения, что в Геморо толкуют то, что сказано «при эйц hодор», что это говорит об эсроге, поскольку он «дор беилоной мишоно лешоно[104]«. Ибо в целом году есть изменение времен от одного края до другого, и эсрог выносит их всех. И добавляет на это баал гилуло дополнительный диюк, что не только, что эсрог выносит изменения времен, но еще, что он растет от них. И приводит как доказательство на это удивительные слова, ибо находиться на дереве и не расти – невозможно, ибо он бы испортился хас вешолом [поскольку эсрог – это цоймеах]. И отсюда есть доказательство, что наоборот, эсрог растет от самого того, что проходят над ним четыре времени года. И это есть идея единства в эсроге, что в нем объединяются все изменения времен  года таким образом, что именно посредством их всех он растет, пока не становится «при эйц hодор» [и вплоть до того, что из hодор, что говорится про эсрог, учат hидур в остальных трех видах]. И подобно этому есть единство в четырех видах в их идее в духовном служении в душе. Ибо известно то, что говорится в Мидраше, что четыре вида растений соответствуют четырем видам в Израиле, начиная от вида, соответствующего эсрогу, в котором есть вкус и запах (Тора и добрые дела), и вплоть до вида, соответствующего арово, в котором нет ни запаха, ни вкуса. И нужно объединить все эти виды, и именно посредством того, что становятся все они «агудо ахас», тогда достигается «лаасойс рцойнхо белейвов шолейм[105]«, и как это понятно по простому, что именно посредством соединения всех видов можно исполнить заповедь четырех видов растений, и посредством этого начало дня праздника нашего будет происходить таким образом, чтобы «усмахтем лифней Гавайе Элойкейхем», и из этого человек притягивает в своем служении на весь год.

Тес Вов

И вот, в соответствии с вышесказанным понятны вышеупомянутые детали, и отношение заповеди четырех видов к заповеди сидения в сукке, и также порядок в этих заповедях. Что после того, как исполнил заповедь «басуккойс тейшву», т.е., что притянут у него, и способом гисйашвус[106], аспект сукко ахас как она светит и дает силы вплоть до того, что притягивается также в наше время еще перед тем, как будет притяжение ацмус в будущем мире (что про это  сказано «кол hоэзрох…» в будущем времени), после этого посредством того, что берут четыре вида растений, притягивают эту гамшохо в аспект пнимиюс.  И посредством притяжения в пнимиюс посредством далет миним, он приходит к радости симхас бейс шоэйво. И как объясняется подробно баал а-гилуло, что посредством далет миним достигают радости «ушэавтэм маим бесосойн», что также в воде есть радость. И несмотря на то, что «нет радости но только в вине», тем не менее, еврей, посредством своей работы, тем, что он берет далет миним, воздействует на воды, чтобы был аспект нисух амаим[107], и посредством этого достигается аспект симхо, ушеавтэм маим бесосойн[108], и вплоть до того, что «тот, кто не видел радости симхас бейс шоэйво, не видел радости в жизни своей». И наоборот, для того, чтобы увидел радость в жизни своей, он должен увидеть и взять силу и объяснение, и также объяснение, понятное разумом, из радости симхас бейс шоэйво.

Тес заин

И это то, что сказано «басуккойс тейшву шивас йомим, кол hоэзрох беисроэл йейшву басуккойс», что после работы «тикъу бахойдеш шойфор» в Рош аШоно, что тогда гамшохо все еще способом «бакэсэ», после этого приходят десять дней между Рош аШоно и Йом Кипур, про которые сказано: «Диршу Гавайе беhимоцъой, киръуhу биhйойсой коройв[109]«, и слово Вс-вышнего считается действием, и достигается практическое действие, что становится диршу[110] и киръуhу[111] практически. И это приводит после этого четыре дня между Йом Кипур и Суккойс, что тогда Тойрас эмес свидетельствует, что весь Израиль и каждый из Израиля заняты мицвойс, и после подготовки (в эти четыре дня) «хаг асуккойс таасе лох…» (со всеми объяснениями в этом) [что также строительство сукки включается в заповедь, как объясняет Алтер Ребе в своем Шулхан Орухе, псак галохо, в объяснении причины того, что не благословляют на ее строительство, поскольку это не есть завершение заповеди, и благословение шегехейону имеет в виду также строительство сукки] после этого приходят в Праздник Суккойс, чтобы исполнить саму заповедь, басуккойс тейшву шивас йомим. И немедленно на следующий день утром (когда поднимается заря и на рассвете) приходит заповедь четырех видов, «улкахтем лохем бейойм аришойн при эйц hодор капойс тморим при эйц овойс веарвей нохал, усмахтем лифней Гавайе Элойкейхем». И пока не достигают радости симхас бейс шоэйво[112], что становится столь великой радостью, что тот, кто не видел радости симхас бейс шоэйво, не видел радости от дней своих. И тогда удостаиваются, что в скором времени действительно, исполнится «кол hоэзрох беисроэл йейшву басуккойс» действительно (не только, что достойны сидеть), ибо приходит истинное и полное избавление посредством Мошиаха Цидкейну. И тогда будет исполнение заповеди «усмахтем лифней Гавайе Элойкейхем[113]» в полноте ее и из Торы, и ее исполнение будет происходить в бейс Микдош[114], бейс микдош шлиши[115], «Микдош, Ад-ной койнену йодехо[116]«, в скором будущем действительно. Придет и избавит нас и поведет нас гордо в нашу землю, и построит бейс амикдош на месте его, и соберет изгнанников Израиля, и будет Вс-вышнему царство. И как предисловие этому исполнится то, что сказано «оз эhэфох эл гоамим софо бруро… улеовдой шехем эход[117]«, что это притягивается в раскрытии посредством принесения семидесяти быков в праздник Суккойс. Так да будет нам, и в скором будущем действительно.

 

 



[1] «В кущах живите семь дней, всякий уроженец

уроженец. (Поскольку это слово особо называет) уроженца, то «в Исраэле» (имеет целью) включить (в общее правило) пришельцев [Сифра]. (Раши)

в Исраэле, пусть живут они в кущах.» (Эмойр, 23, 42)

[2] Любавичские Ребе

[3] «В шалашах живите семь дней»

[4] «каждый уроженец в Израиле, пусть живут в шалашах»

[5] «сидите – подобно тому, как вы живете»

[6] негодна

[7] Эмойр там же, 40 (см. Раши там)

[8] изначально

[9] восход солнца

[10] взять четыре вида растений (см., например, «Практика Иудаизма» р. М. Лау)

[11] самое лучшее исполнение заповеди

[12] «И возьмите себе»

[13] Храм

[14] вне Храма

[15] растительный мир

[16] Вайикро Рабо гл. 13, 3. И еще

[17] «Который освятил нас Своими заповедями, и приказал нам»

[18] «радость возлияния воды» (на жертвенник) (см. «Практика Иудаизма» выше)

[19] притяжение (Б-жественности)

[20] Тегилим 81, 4

[21] букв.: «в сокрытии для дня праздника нашего». Другой перевод: «в назначенное время, – для праздничного дня нашего»

[22] «день праздника нашего»

[23] Мишлей 7, 20 «в назначенный день он возвратится в дом свой»

[24] «Трубите в шофар в новомесячье»

[25] Вайикро Рабо гл. 30, 2

[26] Йерушалми Рош аШоно гл. 1 галаха 3

[27] «хорошая запись и хорошая печать»

[28] притяжение

[29] душа

[30] внутреннее

[31] «время нашей радости»

[32] радость

[33] трубление в шофар

[34] покрытие

[35] воскурения

[36] Ахарей 16, 13

[37] Первосвященник

[38] Святая Святых

[39] облако воскурения

[40] «один раз в году»

[41] «один»

[42] Диврей а-йамим Алеф 23, 13

[43] Мир, год, душа

[44] Симан 20

[45] Эманирующий миры

[46] «есть»

[47] «Поставите меня царем над собой»

[48] царство

[49] сущностное самовозвышение

[50] Он сам

[51] «Воцарись над всем миром во славе Своей»

[52] власть

[53] «Царство его добровольно приняли над собой»

[54] (Тегилим 95, 6) «Придите, поклонимся и склонимся, преклоним колена пред Господом, Создателем нашим»

[55] учение

[56] «вакуум» (это, и следующие – каббалистические термины, и понятно, что перевод отнюдь не исчерпывает их смысла. Прим. переводчика).

[57] «круг»

[58] «линия»

[59] «сокращение»

[60] новость

[61] был

[62] Начальные слова «Мин а-мейцар» второго дня Рош аШоно

[63] «окружающий свет»

[64] «окружающий свет»

[65] «Нет еще кроме Него»

[66] «нет еще»

[67] Сущность и Суть Его, благословен Он

[68] «совет»

[69] «как если бы»

[70] высший уровень души

[71] Йешайа 40, 5 «И раскроется слава Вс-вышнего, и увидят всякая плоть вместе»

[72] Йешайа 30, 20 «и не будет более скрываться учитель твой, и очи твои будут видеть учителя твоего»

[73] гл. 36

[74] раскрытия Б-жественности

[75] Шир аШирим 6, 8

[76] авторы мишны

[77] авторы Талмуда

[78] «Я – Вс-вышний, Б-г твой (Исрой, 20, 2)

[79] «Не будет у тебя» (там же, 3)

[80] гл. 20

[81] «Слушай Израиль, Вс-вышний – Б-г наш»

[82] «один»

[83] «Хозяин мира»

[84] общий принцип

[85] Постановление Писания

[86] трубление в шофар

[87] «И покроет облако ктойрес»

[88] «(измельчена) тонкая из тонкой»

[89] ахас – один – раз в году

[90] «точка (т.е., центральная идея) существования»

[91] взятие

[92] «для вас»

[93] движения лулава должны доходить до груди (см. законы суккот в «Практике Иудаизма» выше)

[94] не хватает одной буквы (Вов)

[95] «кофус», т.е., «связанный»

[96] мирты

[97] «ветвь плетеного дерева»

[98] плетеный

[99] «ветвь»

[100] единство

[101] ива

[102] речные ивы

[103] соединение

[104] «живет на дереве из года в год»

[105] «исполнять волю твою с полным сердцем»

[106] устойчивость, стабильность

[107] возлияние воды

[108] «И вы будете черпать воды с радостью»

[109] «Ищите Вс-вышнего, когда он

[110] «ищите»

[111] «взывайте»

[112] радость возлияния воды

[113] «и вы будете веселиться перед Вс-вышним, Б-гом вашим»

[114] Храм

[115] Третий Храм

[116] «Храм, Вс-вышний, установили руки Твои»

[117] «тогда Я обращусь к народам ясным языком… и служить Ему вместе»