Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 36

 С Б-жьей помощью

Известно сказанное нашими мудрецами, благословенна их память, что цель сотворения мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних[1]. Но ведь у Него, благословенного, нет верха и низа, ибо Он, благословенный, в одинаковой мере наполняет все миры. И объясняется это следующим образом. До сотворения мира был только Он, благословенный, единый и единственный, наполняющий все то пространство, в котором создан мир. И теперь это. так же по отношению к Нему, благословенному. Изменение[2]есть только [в представлении] принимающих Его жизнетворность и свет Его, благословенного, который они получают через многие одеяния, прикрывающие свет Его, благословенного, как написано: "Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых"[3]. И как объяснили наши мудрецы, благословенной памяти: даже ангелы, называемые хайот, не могут Его видеть и т. д.[4]. И это – поступенное нисхождение миров и спуск их от ступени к ступени через множество одеяний, скрывающих свет и жизнетворность, которое [исходят] от Него, благословенного, до тех пор, пока не становится сотворен в действительности этот совершенно материальный и вещественный мир, и он – нижняя ступень, ниже которой нет в отношении утаения света Его, благословенного, [он] – тьма двойная и удвоенная до такой степени, что он полон "клипот" и "ситра ахра", которые прямо против Всевышнего, как некто говорящий: "Я и более ничто"[5].

Но цель поступенного нисхождения [высших] миров и их спуска от ступени к ступени не в них самих, ибо для них это нисхождение [удаление] от света лика Его, благословенного, цель – в этом самбм нижнем мире. Таково было желание Его, благословенного, ибо для Него, благословенного, удовольствие, когда покоряется "ситра ахра" и тьма обращается в свет, так что свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, светит там, где была тьма и "ситра ахра", во всем этом мире, с особенной ясностью и силой, [гораздо более], чем отражение его в высших мирах, где он светит через одеяния и в утаении внутреннего, в результате чего скрывается и утаивается свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, дабы миры не потеряли своего существования.

И с этой целью даровал Всевышний евреям Тору, которая называется "мощь и сила", и как сказали наши мудрецы[6], что Всевышний дает силу праведникам, чтобы они получили свое вознаграждение в мире грядущем и не лишились существования совершенно в свете Всевышнего, который раскроется в будущем явно, без всякого одеяния, как сказано: "И не прикроется более крылами Поучающий тебя" (это значит, что Он не скроется от тебя за крылом и одеянием), "и глаза твои узрят Поучающего тебя"[7]. И сказано: "Ибо воочию узрят и т. д."[8]. И сказано: "Не будет тебе более солнце светом дня… ибо Всевышний будет тебе вечным светом и т. д."[9].

А известно, что время Машиаха, а особенно то время, когда оживут умершие", есть цель и совершенство сотворения этого мира, ибо для этого он сотворен с самого начала*.

* Примечание.

А вознаграждение будет в основном в седьмом тысячелетии, как написано в книге "Ликутей Тора" раби Ицхака Лурии, благословенна его память.

И было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании Торы, как сказано: "Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме Него"[10]. "Явлено" в полном смысле, чувственным образом зримо, как сказано: "И весь народ видит голоса"[11] — видит то, что обычно слышат[12], и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это: «Смотрят на восток и слышат, как исходит Речение: "Я… и т. д."». И так во всех четырех сторонах света, и наверху, и внизу, и как сказано в книге "Тикуней Зогар": "Не было места; откуда бы Он не говорил с ними и т. д.". А именно — так как желание Его, благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся обобщением всей Торы, и это — внутренняя часть желания Его, благословенного, и мудрости Его, где совершенно нет утаения внутреннего, как сказано: "Ибо в свете лика[13] Твоего Ты дал нам Тору жизни"[14]. Потому евреи [во время принятия Торы] совершенно не имели [отдельного] существования, как сказали наши мудрецы, что "при каждом Речении улетала их душа… но Всевышний возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит воскрешение мертвых"[15], и это — роса Торы, которая называется "мощь", как сказали наши мудрецы: "Всякого, кто занимается изучением Торы, роса Торы оживляет и т. д."[16]. И только в дальнейшем грех привел к огрубению их и [всего] мира, и это будет продолжаться до скончания времен — тогда будет очищена материальная сторона тела и мира, и они смогут принять явный свет Всевышнего, который будет светить евреям через Тору, называемую "мощь", и от преобладания отражения [этого света, светящего] евреям, будет светить также и тьма народов мира, как сказано: "И пойдут народы в свете Твоем и т. д."[17], а также: "И раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вместе и т. д."[18], а также: "Дабы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Всевышним и от сияния величия Его и т. д."[19]. И как мы говорим в молитве: "И явись в сиянии величия Твоего всем населяющим Вселенную, землю Твою"[20].

Примечания

К главе тридцать шестой

[1]   Мидраш Танхума, Насо, 7:1.

[2]   Впечатление, что после сотворения, кроме Б-га, существует еще нечто.

[3]   Шмот, 33:20.

[4]   Сифрей, конец главы Бегаалотха; Мидраш раба, Бемидбар, конец главы Насо.

[5]   Йешаягу, 47:8-10; Цфанья, 2:15.

[6]   Сангедрин, 1006.

[7]   Йешаягу, 30:20.

[8]   Йешаягу, 52:8.

[9]   Йешаягу, 60:9.

[10]   Дварим, 4:35.

[11]   Шмот, 20:15.

[12]   Мехильта к вышеприведенному стиху.

[13]   Слово паним ("лицо") означает также и "внутри", "внутреннее".

[14]   Из молитв, конец молитвы "Амида".

[15]   Шабат, 886.

[16]   Ктубот, 1116.

[17]   Йешаягу, 60:3.

[18]   Йешаягу, 40:5.

[19]   Йешаягу, 2:21.

[20]   Из молитвы "Амида" в праздники Рош-гашана и Йом-Кипур.