Ваигаш

Когда узнал Яаков, что жив Йосеф, сын его, которого он оплакивал долгие годы, рассказывает Тора, что «ожил дух Яакова».

Раши говорит, что в это мгновение вернулась к нему Шехина, вернулся к нему пророческий дар, покинувший его с исчезновением Йосефа.

Святой «Зоар» пишет: «Когда исчез Йосеф, Яаков лишился возвышенного духа, пребывавшего в нем, Шехина (присутствие Всевышнего) покинула его.

Сказано: «ожил дух Яакова». Но разве он был мертв?! Отсюда мы видим, что Шехина удаляется из тех мест, где царит печаль. Она возвращается туда, где царит веселье».

«Зоар» приводит еще один рассказ в подтверждение сказанного.

Во Второй книге Царей рассказывается о том, как пророк Элиша пришел к царю Йораму.

Пророк велел привести музыканта, «и когда заиграл музыкант, почила на нем Рука Всевышнего».

Талмуд однозначно формулирует галаху: «Шехина не приходит к пребывающему в печали, или в лени, или в дурачестве, или в легкомыслии, или в пустословии, но только к тому, кто пребывает в праведной радости».

Здесь важно обратить внимание, что легкомысленное веселье перечислено здесь как негативное состояние, а праведная радость - как состояние позитивное. И веселье, и печаль, в определенном контексте, могут привести к греху. Но, говорят учителя хасидизма, опасность, кроющаяся в печали, больше опасности, скрытой в веселье.

Талмуд рассказывает об одном мудреце, который встретил на базарной площади пророка Элияу.

«Кто из находящихся на площади достоин мира грядущего?»- спросил мудрец.

«Никто»,– ответил Элияу-пророк.

В эту минуту вошли на площадь два человека и пророк указал на них:

«Эти достойны грядущего мира».

Подошел к ним мудрец и спросил, чем они занимаются.

«Мы – шуты, мы веселим тех, кому грустно», - ответили те.

Ваигаш

Праотец наш, Яаков, носил, как известно, также имя Исраэль. Этим именем названы и мы, его потомки, и наша Земля.

Еще нас называют иудеями – сынами Иеуды. И,хотя есть среди нас потомки других сыновей Яакова (в том числе и все колено Леви), нас называют по имени наиболее многочисленного колена.

Но как объяснить, что мы носим еще и имя сыновей Йосефа?

Раши приводит такое объяснение: «Йосеф спас братьев в голодные годы, поддержал и прокормил их, поэтому народ назван его именем». На первый взгляд, этот комментарий мало что объясняет. Попробуем разобраться в нем поглубже.

Каббала и хасидизм утверждают, что любое физическое явление в нашем мире начинается и однозначно следует из процессов духовных, структурно подобных. Из этого, казалось бы, вполне абстрактного утверждения вытекает вполне конкретный и касающийся нашей темы вывод.

Душа Йосефа служит источником «пропитания», опорой для евреев в годы духовного голода, в годы гонений на веру. Отражение этой духовной закономерности в материальном мире - история о том, как Йосеф прокормил братьев в голодные годы.

В чем же отличие Йосефа от его братьев? Почему именно он смог стать опорой для них? Братья-пастухи избрали путь служения Всевышнему, который можно условно назвать «отшельничеством»: большую часть своей жизни они провели вдалеке от «мира», на безлюдных просторах со стадами. Им было куда проще достичь духовного совершенства, чем брату в Египте.

Йосеф же все время находился в центре «мирской суеты»: управлял поместьем Потифара, в тюрьме был старшим над узниками, и, наконец, стал правителем Египта. Всегда окруженный людьми, обремененный ответственностью и заботами, он в то же время оставался глубоко верующим евреем. Прагматик, человек действия, он не пошел на компромисс в жизни духовной. Единственный из сыновей Яакова, он большую часть жизни провел в горьком изгнании и остался евреем, как и в начале пути, на Святой земле. Еврейский народ, находясь в жестоком рабстве, остается народом Йосефа, остается самим собой.

Запись опубликована в рубрике: .