«И подступил Йааков к Ицхаку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос - голос Йаакова, а руки - руки Эсава. И не узнал он его.»
Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Когда голос - голос Якова, то и руки - не руки Эйсава!» Когда слышится голос Якова - то есть, звуки молитвы, голоса изучающих Тору, - тогда нету никакой власти у «рукам Эйсава».
И наоборот: когда голос Яакова в мире ослабевает, руки Эйсава становятся сильнее.
Вторая, оборотная сторона этого высказывания сбылась, по множеству грехов наших, во время разрушения Иерусалимского Храма.
«За что пропала Земля? За то, что оставили они Тору мою!» - сказано у пророка Ирмияу. Не преобладающие силы врага и не ход сражений решили судьбу Храма к разрушению, а судьбу народа к изгнанию, но духовная слабость, небрежение Торой.
Необходимо подчеркнуть, что также в наши дни, после разрушения Храма, существование Иерусалима зависит от изучения Торы. Несмотря на очевидность того, что невозможно «предотвратить» разрушение Храма, произошедшее в прошлом (как вообще невозможно «переписать» прошлое), - разве не в наших силах устранить причину его разрушения и, тем самым, приблизить наступление времени, когда Иерусалим будет отстроен заново!
Более того, благословенной памяти мудрецы сказали: «Каждое поколение, в дни которого не отстроен Храм - считается, словно Храм разрушен в его дни».
Нельзя рассматривать разрушение Храма как событие, случившееся в прошлом, единожды, последствия которого пронизывают всю историю человечества и Израиля до сегодняшнего дня.
Мы должны ежеминутно ощущать, что разрушение Храма происходит на наших глазах. Как будто в это самое мгновение горит Храм и камни его катятся «на главах всех улиц».
Наша великая привилегия, право и обязанность не только приблизить восстановление Храма, не только уничтожить первопричины разрушения в прошлом, но также остановить разрушение, происходящее на наших глазах ежеминутно.
Голос Яакова, голоса изучающих Тору – важнейшее наше оружие против «рук Эсава», шаг за шагом приближающее восстановление Храма.