Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваишлах

Сегодня ни одно печатное издание не обходится без ярких цветных иллюстраций, это привлекает внимание читателя и, таким образом, увеличивает тираж.

Ясное дело, еврей не принесет домой да и не возьмет в руки издания с нескромными, непристойными иллюстрациями.

Но и это еще не все: очень важно, чтобы нашим детям не попадались на глаза изображения нечистых животных.

И хотя изображения нечистых животных, от мыши и до таких, само название которых мы стараемся не упоминать, уже стало привычным, отказ от этой привычки будет легок и не потребует «самопожертвования».

Особенно важно соблюдать принцип «святости глаз» в воспитании самых маленьких.

Согласно нашему обычаю, в комнате новорожденного на стены вешают слова Торы, «Шир амаалот», и.т.п.

Следует обратить внимание, чтобы младенцу на глаза не попадались изображения нечистых вещей и животных.

Покупая ребенку игрушку, выберем не просто «милое» животное, но обязательно «чистое».

Нет места рассуждениям вроде: он еще маленький, ничего не понимает, ведь сказано: «Воспитывай юношу в начале его пути, тогда, состарившись, он не отойдет от этого пути».

Более того, чрезвычайно важно, что увидит ребенок в самом раннем возрасте — если с младенчества он видит перед глазами только чистое, то и «…состарившись, он не отойдет от этого пути».

Все сказанное имеет источник и в галахе, в Шулхан Арухе: «…женщины, выходящие после окунания в микве, должны следить за тем, чтобы им не попалось на глаза нечистое животное».

Соблюдение «святости глаз» имеет особое значение во времена прихода Машиаха, о которых сказано: «…дух нечистоты Я удалю с земли». Поэтому уже сейчас мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы дети времен Машиаха росли «на чистой святости», чтобы их глаза видели только чистое и святое, чтобы их души не соприкасались ни с чем, что отдаляет святость и чистоту.

Ваишлах

«И были у меня бык и осел, мелкий скот, раб и рабыня», – мидраш говорит: «осел (хамор)» — это сказано о Машиахе, «нищем, сидящий на осле»». Яаков намекает Эсаву на приход Машиаха. Но почему именно словом «хамор»? (это слово намекает на «материальный мир» — хомер).

Сказано в Талмуде: «В одном месте написано что Машиах придет «…с облаками небесными», в другом месте — что он будет «нищим, сидящим на осле». Заслужили — «с облаками небесными», не заслужили -«нищий, сидящий на осле».

«Пиркей деРабби Элиезер» говорит, что осел Машиаха это осел, принадлежавший когда-то Моше, а еще прежде Аврааму. Авраам «открыл две тысячи лет Торы», Моше принял Тору на горе Синай и передал ее Израилю, а цель дарования Торы должна быть раскрыта Машиахом. И все трое сливаются в одно, «оседлав одного осла». Впрочем, каждый из них использует осла по-своему: Авраам погрузил на его спину дрова для жертвоприношения, Моше посадил на осла жену и сыновей. И только Машиах едет на его спине сам.

Зачем вообще нужен осел? Для того чтобы человек мог добраться до цели, которой не может достичь пешком. Так же и в духовном смысле «хомер» — материальность — а точнее, ее «берур» — извлечение из материального искр духовного — может привести к результатам более высоким, нежели чисто духовная деятельность. Хомер донесет душу туда, куда ей самой не по силам добраться «пешком». Материальность груба, но не даром сказано: «Большие результаты — силами быка».

В дни Авраама в мире не было Торы и извлечение духовных искр из материального ограничивалась извлечением пользы из него. В дни Моше появилась возможность извлечь духовное из материальной стороны человека. И только с приходом Машиаха исполнится: «Нищий, сидящий на осле» — весь материальный мир окажется «тягловым животным духа и самые высокие «слои души («хайа» и «ехида») обогатятся из материальных источников.