Толдот

«И вот родословная Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака». К чему этот повтор? В Торе нет ничего лишнего и всякая кажущаяся избыточность требует истолкования. Как известно из Мидраша, насмешники говорили за спиной Авраама, что Сара родила Ицхака от Авимелеха. Повтор "Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака", по словам Раши, говорит об удивительном внешнем сходстве отца и сына, "Всевышний сделал лицо Ицхака подобным лицу Авраама».

Но почему Тора рассказывает об их сходстве здесь, а не ранее, в рассказе о рождении Ицхака? Видимо, речь идет о более глубоком сходстве, нежели то, что можно было заметить еще во младенчестве. Теперь, когда речь идет об Ицхаке, взрослом и сформировавшемся продолжателе дела Авраама, самое время сказать: «Авраам родил Ицхака», Ицхак «подобен» Аврааму.

В личности Ицхака очевидно проявляются противоположные черты: с одной стороны Тора отмечает гвура «страх Ицхака» (Берешит, 31:42), с другой стороны, многое в нем связано с противоположным (с точки зрения каббалы) свойстве: милости, любви, хесед.

Можно было бы привести сказанное в книге «Тания» (4:13): хотя хесед Авраама и гвура Ицхака противоположны, но служение Авраама не ограничивалось хеседом, а включало также гвуру («Теперь Я знаю, что боишься Б-га ты»). И служение Ицхака не было только гвура, но и гвура. Этого объяснения, однако, явно недостаточно: ведь Ицхаку дано имя, связанное с весельем, следовательно, хесед не может быть второстепенным элементом его личности, хесед должен быть сущностной чертой Ицхака.

Следует понять различие между хеседом Авраама и гвурой Ицхака, отметим, что сущность хеседа - это сближение без подчинения и растворения одного в другом, любящий сохраняет и остро ощущает свое «я». Напротив, сущность гвуры - подчинение всего существа, полное самоотречение.

Примером может послужить разница между отношениями сына к отцу и раба к господину. Основа отношений между сыном и отцом - это чувство взаимной любви, которая не уничтожает ощущение сыном своего «я», но вызывает близость и любовь к отцу. В отличие от этого, отношение раба к господину основано на чувстве трепета, сущность которого - в подчинении, в принятии рабом на себя ярма своего господина.

И так же происходит в служении Всевышнему. Известно, что евреи «или как сыновья, или как рабы»: хесед и гвура можно уподобить, соответственно, отношениям отец-сын и господин-раб.

«Праотцы - колесница» (Берейшит раба, 47:6). Как колесница подчинена желанию возницы, так праотцы были подчинены воле Всевышнего. Источник их душевных качеств - хесед и гвура - не в природе их душ, а в той миссии, которую предназначил им Всеваышний: Авраам - «колесницей» для доброты Всевышнего, Ицхак - для строгости Всевышнего.

Запись опубликована в рубрике: .