Шмот

Мудрецы Талмуда приводят такую притчу. Заключенному в тюрьме говорят: «Завтра ты выйдешь на свободу и в придачу дадут тебе много денег». «Нет,- отвечает тот,- отпустите меня сегодня, не хочу никаких денег».
Имя связано с самой сокровенной сущностью человека: ведь именно называя человека по имени, мы пробуждаем его ото сна или выводим из обморока.
Мудрецы говорят, что чудо это стало возможно благодаря самоотверженности Нахшона, сына Аминадава. Увидев, что народ зажат между морем и преследователями-египтянами, он первым вошел в море. За ним пошли другие и, только когда воды уже захлестывали его, море расступилось.
Целью выхода евреев из Египта было дарование им Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта, - будут служить Всевышнему на этой горе».
Исход, освобождение из египетского рабства подготовил главное событие еврейской (да и всеобщей) истории: дарование Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта – будут служить Всевышнему на этой горе».
Известно, что поза в которой находятся золотые херувимы, зависит от отношений, царящих в это мгновение между народом Израиля и Всевышним: если они смотрят друг на друга - царит любовь между Творцом и его народом. Если лица обращены назад - дело плохо.
Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что «Б-г спустился на гору Синай». Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и «вводит» Всевышнего в мир человека, как было в Храме.
Как объясняют мудрецы, имеются в виду приношение, из которого строилось подножие, приношение на жертвы и приношение на все строительство шатра, служившего евреям в пустыне Храмом.
Тора, заповеди и запреты, представляют собой основу, фундамент общественной и индивидуальной жизни еврея. Ей-то и уподоблены серебряные гнезда, подножия колон.
Комментаторы видят причину этого в дерзком обращении Моше к Всевышнему, который решил наказать еврейский народ за грех поклонения золотому тельцу: «...простишь ли их? И если нет - то, прошу Тебя, сотри и меня из книги Твоей...». Слова праведника, даже столь необычные, исполняются,- исполнились и слова Моше - его имя стерто из целой главы Торы.
Я говорю не только о необходимости побуждать к заповедям речью «выходящей из сердца и входящей в сердце», но и делом:
Этот умывальник были изготовлен из медных зеркал, которые женщины пожертвовали на строительство Храма. Мидраш говорит: Моше, пренебрегал этими дарами, ибо они служили дурному началу (самолюбованию). Сказал ему Всевышний: «Прими их, люблю Я их [зеркала] больше всех остальных пожертвований - ведь благодаря им размножился народ в Египте»».
Мидраш («Бемидбар раба», 12:3) говорит, что, услышав эти слова, «Моше в изумлении отпрянул». Мидраш продолжает: «Извлек Всевышний огненную монету из-под Престола Своего, показал ее Моше и сказал: «Вот такую [монету] пусть принесут».
Известно, что один из обязательных элементов еврейского религиозного мировоззрения - битахон – уверенность в том, что Всевышний не оставит, что Он изменит все к лучшему, даст человеку все необходимое. Но откуда эта уверенность?
Синайское откровение было односторонним феноменом: Всевышний избрал народ и открылся ему. Инициатива и влияние шли исключительно сверху вниз. Иными словами, упрощая, можно сказать, что изменения в душах сынов Израиля было вызвано исключительно внешним фактором и не было ими «заслужено», не было результатом их усилий.

Запись опубликована в рубрике: .