Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмот

Всевышний говорит Аврааму: потомки твои будут страдать в чужой земле, а потом выйдут на свободу «с великим богатством».

Было время (в дни Йосефа), когда евреи еще не были рабами. Они могли, зная слова Всевышнего, обращенные к Аврааму, покинуть Египет уже тогда, не дожидаясь мук рабства и Исхода с «великим богатством».

Мудрецы Талмуда приводят такую притчу. Заключенному в тюрьме говорят: «Завтра ты выйдешь на свободу и в придачу дадут тебе много денег». «Нет,- отвечает тот,- отпустите меня сегодня, не хочу никаких денег».

Ради чего же, ради какого богатства остались евреи в Египте? Какое таинственное «богатство» они собирали там?

Зачем, вообще, послал Всевышний евреев в изгнание? Мудрецы говорят: искры святости рассыпаны повсюду, источник их очень высок, из праха и грязи их может поднять только еврей. Это и есть наша работа, миссия, ради которой предки наши спустились в Египет.

Об этом «богатстве», об этих искрах говорил святой Баал-Шем-Тов: «Еврейское имущество — очень дорого».

Египетское рабство – корень и прообраз всех изгнаний. Изгнание — наказание за наши грехи, но не только наказание. Это — посланничество, своего рода экспедиция за сокровищами, спрятанными Всевышним повсюду. И пока не соберем мы искры и не вернем на их истинное место, не «вознесем» их, не кончится наша «экспедиция», наше изгнание.

Есть в жизни не только грязные соблазны, но и соблазны «святые», рядящиеся в одежды набожности и праведности. Один из таких соблазнов -попытка отказаться о заботе обо всем мире, сосредоточиться на своей душе. Выйти из частного галута налегке. Замкнуться в четырех стенах синагоги «на Торе и на молитве». Но от галута не убежишь — даже если окружишь себя облаком святости, он может оказаться внутри.

Надо трудиться не только над своей душой, но и над святостью мира. Если соберем все искры святости, рассыпанные вокруг нас, как сказано о наших предках («И опустошили они Египет, как амбар, в котором нет зерна, как сеть, в которой нет рыбы»), то само собой кончится наше изгнание.

Шмот

Из главы «Шмот» мы узнаем о приказе фараона: «всякого новорожденного сына бросайте в реку, всякую же дочь оставляйте в живых»

На первый взгляд может показаться, что фараон проявил некоторе милосердие к евреяс, повелев уничтожить лишь мальчиков. Однако, сохраняя жизнь девочкам, египетский владыка совершал не меньшее преступление: если мальчики, согласно его приказу, были обречены на физическую смерть, то девочек ожидала смерть духовная, так как их забирали у родителей и воспитывали вне еврейства.

Глубокий смысл имеет и вид смерти, избранный фараоном: он не случайно приказал новорожденных мальчиков бросать в реку. Реку Нил считали священной, ей поклонялись египтяне. Она была источником их существования. Поэтому слова «бросайте в реку» предполагают не только физическое уничтожение -умерщвление еврейского тела — но также духовное уничтожение — насильственный возврат евреев к идолопоклонству. Таким образом, бесчеловечный приказ в своей основе преследовал единственную цель — физическое и духовное уничтожение еврейского народа. Еврейская история подтверждает: то, что было характерно для египетского изгнания, характерно для любого галута любого времени. И сегодня политика в странах диаспоры. Где живут евреи, обрекает еврейских детей на духовную смерть. Их бросают в «реки» чуждых идеологий, обычаев и привычек, их лишают истоков — Торы и веры — а взамен предлагают зыбкое счастье, основанное на материальных ценностях современного мира. Безусловно, методы уничтожения разные — в варварский период человеческой истории еврейских детей замуровывали в стены городов Питом и Рамсес; сегодня, чтобы духовно убить еврейского ребенка, используется пропаганда современного идолопоклонства — материально благоустроенное существование, обеспеченное достижениями цивилизации.

Поэтому так необходимо прививать нашим детям понимание истинных ценностей, основанных на принципах Торы и еврейской религии. Тот, кто следует завету: «И внуши их детям своим, и говори о них, сидя в доме своем, идя дорогою, ложась и вставая», счастлив по-настоящему сам и обеспечит счастье своим детям в будущем.