Шмойс

Всевышний, называя Моше Свое Имя, говорит: «Буду как буду» эгъе ашер эгъе или, в интерпретации Мидраша: "Я буду для тех, для кого Я буду". Это означает: Я буду Б-гом только тем, кто признает Меня по свободному выбору. Тот же, кто отвергнет меня - волен в этом.

«Сказал р. Йоханан: "Я буду для тех, для кого Я буду", - сказано об отдельных евреях. Но народ в целом лишен свободы выбора в этом: вопреки их воле царствую Я над ними. Как сказано: "Рукою крепкой... воцарюсь Я над вами" (Шмот раба, 3: 6)

Сказанное касается и Исхода: в еврейском народе было немало грешников, не избравших Всевышнего своим Б-гом, но народ в целом не мог разорвать связь с Творцом. Грешники, которые не захотели уходить из Египта погибли в течение трех дней тьмы, поразившей Египет.

Казалось бы, как Мидраш толкует освобождение из Египта, основываясь на пророчестве Йехезкеля о будущем освобождении, так и, наоборот, можно смоделировать грядущее освобождение, изучая Исход из Египта. А, если так, возможно, что и в будущем освобождение не коснется злодеев, которые от него откажутся.

В Торе сказано: "И вернешься ты ко Всевышнему, и будешь исполнять волю Его, ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей. И возвратит Всевышний изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из среды народов" (Дварим, 30:2-3). Рамбам говорит об этом: "евреи вернутся ко Всевышнему в конце их изгнания, и тотчас будут освобождены" (Рам-бам, Законы о раскаянии, 7:5). Но ведь и это можно истолковать, как сказанное народу в целом, а не каждому еврею в отдельности.

На самом же деле это предположение неправильно. Слова Торы: "И возвратит Всевышний изгнание твое", Раши связывает со словами пророка Йешаягу: "...И вы будете собраны по одному, сыны Израиля".

Алтер Ребе пишет, что "каждый еврей несомненно в конце концов возвратится... потому что не оттолкнет Б-г изгнанников" (Тания, гл. 39).

Это касается всех грешников, включая тех, которые не захотят вернуться из изгнания. Всех их пробудит Всевышний к раскаянию, а затем освободит. Подтверждение этому находим у Йешаягу (27:13): "И будет в тот день: зазвучит великий шофар, и придут пропавшие в Ашуре и заброшенные в Египет и поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме". То есть, даже те, которые настолько привыкли к изгнанию, что названы "пропавшими" и "заброшенными", даже они пробудятся к раскаянию и в конце концов соберутся и "...поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме". За пасхальным столом сыну-злодею говорят: если бы он был там [в египетском рабстве], то не был бы освобожден. Но эти слова произноят не для того, чтобы оттолкнуть грешника. Наоборот, они подчеркивают, что только "там" [в Египте] он не был бы освобожден, но грядущее освобождение не оставит никого.

"Каждый еврей вернется ко Всевышнему в конце изгнания, и тотчас наступит освобождение".

 

Запись опубликована в рубрике: .