Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шмойс

Книга «Шмот», вторая из пяти книг Торы, посвящена истории порабощения евреев в Египте. Пока были живы Йосеф и его братья – люди из Эрец-Исраэль, – не были властны над ними ни фараон, ни его надсмотрщики.

Но новое поколение оказалось в новой ситуации: свободной жизни в земле Гошен пришел конец, началось рабство, а с ним – все новые и новые беды: от устрожения условий труда («соломы не давать, а кирпичи пусть как прежде делают») до прямого физического уничтожения («каждого новорожденного мальчика в Нил бросайте»).

Моше поражен странным развитием истории: он, посланный освободить евреев из рабства, оказывается невольным виновником страшного ухудшения в их положении.

Итак, речь идет о горьком рабстве и мучениях. Почему же книга названа «Шмот» («Имена»)? Ведь имена сынов Израиля скорее связаны с их освобождением из Египта, нежели с порабощением. Сказано, что одной из причин, приведших к избавлению, была верность сынов Израиля своим традициям, то, что они «не изменили имен своих» («Ваикра раба», 32:5).

Итак, почему книга, посвященная рабству и изгнанию, названа в честь избавления и освобождения?

Имя человека двойственно: с одной стороны, по нему невозможно узнать что-либо о его носителе (ведь много разных людей названы одним и тем же именем).

С другой, стороны, имя связано с самой сокровенной сущностью человека: ведь именно называя человека по имени, мы пробуждаем его ото сна или выводим из обморока.

Хасидизм объясняет это тем, что именем определяется «труба», «канал», по которому душа питается Б-жественной жизненной энергией. Именно поэтому имя служит ключом к пробуждению скрытых жизненных сил (например, спящего), к их очевидному проявлению.

Связь между содержанием книги «Шмот» и ее названием может быть объяснена так: даже в изгнании и в рабстве еврей остается самим собой («не меняет имени»), но его сущность переходит в скрытую форму (словно погружаясь в сон).

Поэтому избавление из рабства может произойти только через неизменность имен евреев, через тот канал, который связывает их со Всевышним. Этот урок особенно важен сейчас, когда многие родители так неохотно дают детям еврейские имена.