Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Трума

Всевышний велит сынам Израиля построить Ему «дом», в котором Он сможет «поселиться» — пребывать в нем и раскрываться в нем, — Храм.

Необходимо, однако, обратить внимание на одну деталь. Приказ имеет в виду построение одного Святилища. Почему же фраза заканчивается местоимением во множественном числе: «…поселюсь в них», — а не местоимением в единственном числе, — как, на первый взгляд, должна была бы завершаться, исходя из начала стиха: «…сделаете Мне Святилище и поселюсь Я в нем»?!

Отсюда наши благословенной памяти мудрецы делают вывод, что помимо строительства общего Храма, на еврее лежит обязанность построить собственный, «личный» Храм. Другими словами, сделать из своего дома, своей личной комнаты — Храм Всевышнего — дом Торы, молитвы и благотворительности.

На каждом еврее лежит обязанность беспокоиться о том, чтобы все его дела, слова, все детали его существования были направлены во имя Небес, [он должен] пронизать святостью каждый предмет, с которым вступает в соприкосновение.

И частному Святилищу необходимо дать выражение также в материальном: приобретением сидура, Пятикнижия, баночки для цдоки, размещением их в этом «личном Храме».

Тора, Молитва и Цдока — три столпа, на которых стоит Храм:

 — Тора. — В Храме находился ковчег со скрижалями Завета, свидетельство о Десяти Речениях, услышанных всеми евреями у горы Синай. Кроме того Храм находился на горе Мориа — носящей название, означающее, что оттуда «выходит наставление Израилю» от верховного суда, располагающегося там. [Имеется в виду игра слов: «Мориа» — от слова «Мори» — наставник мой].

 — Молитва. — Жертвоприношения, приносившиеся в Храме, — ведь «Молитвы установлены взамен жертвоприношений». Также сказано: «Дом мой — домом молитвы наречется для всех народов», «И это врата Небес».

 — Цдака [благотворительность]. В заслугу стола с хлебными приношениями, находившегося в Храме, в мир проливалось милосердие Всевышнего. Кроме того [именно] в Храме располагалась «лишкас ахашоин [зал скрытных]» — куда евреи, которые не хотели афишировать свою благотворительность, давали деньги, а бедняки втайне получали их оттуда.

Когда еврей строит Храм Всевышнему подобным образом, то Всевышний обещает ему: «…и поселюсь Я среди них». Я поселюсь не только в Иерусалимском Храме, но и в каждом из сыновей Израиля, «среди них» — во множественном числе.