Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мишпатим

Беседа Ребе переведена по пересказу в «Мэа сипурим» Э. Ховкина.

Когда был разрушен Первый Храм, и гоим ворвались в Святая Святых, они увидели на покрове ковчега завета двух золотых херувимов, обнимающих друг друга крыльями, и лица их обращены друг к другу. Известно, что поза в которой находятся золотые херувимы, зависит от отношений, царящих в это мгновение между народом Израиля и Всевышним: если они смотрят друг на друга — царит любовь между Творцом и его народом. Если лица обращены назад — дело плохо.

Если так, выходит, что в одну из тяжелейших минут в истории еврейского народа, в той точке, где началось изгнание — царила любовь, был «час доброй воли»!

Израиль и Всевышний уподоблены в притчах ученику и Учителю. Все, чего хочет учитель — дать ученику максимум знаний, повлиять на него. Иногда ученик ведет себя плохо — забывает сделать домашнее задание, убегает с уроков. Но учитель продолжает учить, его любовь к ученику не имеет границ, как любовь отца к сыну.

Иногда, во время обычного урока, вдруг приходит учителю в голову глубокая идея. Если ученик не готов воспринять ее, учитель прерывает урок, чтобы подготовить новый материал так, чтобы он был ученику по силам.

Глядя со стороны, можно подумать, что учитель оставил класс в гневе, разочарованный поведением учеников. Так думают и народы мира, глядя на нас: Всевышний, говорят они, оставил этот народ. Но это не так, Всевышний просто готовит для нас следующий урок — приход Машиаха.

Слово «галут» (изгнание) похоже на «гилуй» (откровение). Тьма изгнания скрывает свет откровения. Теперь ясно, почему херувимы обратили лица друг к другу: Учитель не оставил ученика в гневе, любовь между ними вечна. Просто Он готовит нас к новому уровню.

Что мы учим из всего сказанного?

1. Не отчаиваться, свет вот-вот разгонит тьму.

2. Именно сейчас, когда Учитель вышел, время готовиться к следующему уроку.

Мишпатим

«И вот законы, которые ты разъяснишь им….»

Предыдущая недельная глава посвящена дарованию Торы — событию, полному величия и трепета: в громах и молниях, на вершине горы, окутанной тучами. И вот Моше спускается с горы, раскрывает Тору перед евреями и они впервые знакомятся не с формой, а с содержанием, с самим священным текстом.

Что же они увидели? Мишпатим, простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления, то, что сегодня мы назвали бы гражданским, экономическим и уголовным законодательством.

Десять заповедей, основа общечеловеческой морали, лаконичный и исчерпывающий кодекс человечности, данный в огне и громе, оказывается основой, на которую Всевышний наращивает слой за слоем подробные законы, говорящие не только «что» можно, нельзя или предписано делать, но и «как».

Соседство глав «Итро» и «Мишпатим» предлагает непривычную людям систему взаимоотношений между духовным и физическим: основы веры, «главные» заповеди оказываются органично связанными с «мелочами». Это часть еврейской концепции святости: не только в синагоге и не только в минуты молитвы, но на рыночной площади, в отношениях с женой и детьми, с соседом, а в нынешней недельной главе мы читаем — и в конфликте, не дай Б-г.

Дарование Торы уничтожило кажущийся извечным конфликт между духовным и материальным. Б-жественная Тора была дана в материальном мире, в материальной форма (черные чернильные буквы на белом пергаменте из коровьей кожи), духовное объединилось с материальным.

Первый шаг в слиянии духовного с физическим выглядят как событие космическое, глобальное (реки останавливают ход свой, животные в трепете притихли, звезды небесные взирают на землю),- в главе «Итро». Второй шаг — глава «Мишпатим» — предстает тихим и педантичным внедрением Б-жественного Закона во все сферы повседневной жизни.

Если первый шаг – громы, молнии, огонь и дым на вершине горы, скрижали каменные с «письменами Б-га» — был мгновением соприкосновения сотворенного с Творцом, то следующая глава начинает долгий, трудный процесс превращения низших миров в жилище, достойное Всевышнего.