Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваякгель – Пкудей

Известно, что один из обязательных элементов еврейского религиозного мировоззрения — битахон – уверенность в том, что Всевышний не оставит, что Он изменит все к лучшему, даст человеку все необходимое. Но откуда эта уверенность?

Известно хасидское присловье: «Трахт гут – вэт зайн гут»,– «Думай хорошо — будет хорошо». Мало кто знает, что у этого высказывания есть автор: Цемах-Цедек. Смысл его слов таков: оптимистический ход мыслей сам по себе изменяет объективную реальность к лучшему. Мысль, незримая и неосязаемая, обладает реальной силой, даже если она не высказана и не осуществлена?

Надо понять, что битахон является религиозным долгом, а не просто аспектом веры в доброту и милосердие Всевышнего. Битахон состоит не только в том, что человек верит, но и в том, как он себя ведет,- он должен в практических действиях и повседневных решениях полагаться на помощь Всевышнего. Человек должен, по словам царя Давида, «бросить на Всевышнего свое упование» — Это значит жить и вести себя в соответствие с твердым убеждением, что а)нет в мире опоры, кроме Всевышнего, б) на Всевышнего можно положиться целиком и полностью.

Может сложиться впечатление, что речь идет о пассивном поведении: Всевышний даст мен все необходимое, от меня ничего не требуется, только надо верить. На самом же деле, мудрецы называли битахон «тяжким трудом». Битахон не избавляет человека от физического труда ради пропитания и благополучия, напротив, он взваливает на плечи человека тяжелый духовный труд.

Способность вне всякой связи с очевидной реальностью твердо верить в милость Всевышнего и не верить в зависимость от доброй или недоброй воли людей, даже очень влиятельных — дело непростое. Это — целый переворот в душе, отказ от привычной логики. Это ставит человека в принципиально новую позицию в этом мире. Это избавляет человека от всех привычных забот и волнений (но не от ответственности и старания). Мир в душе, уверенность в лучшем, вера во Всевышнего приводят к тому, что мир и в самом деле становится лучше.

 «Ваякгэль»

Евреи жертвовали на строительство Святилища больше того, что от них требовали. Они видели в воздвижении Шатра искупление греха поклонения золотому тельцу. Грех этот совершил весь народ, и строительство Шатра принял на себя весь народ.

Что это, собственно, такое – сотворение тельца? Рамбам говорит, что идолопоклонство не есть отрицание Творца. Возможна вера в существование дополнительных могущественных сил, вместе с верой в «главного» Творца.

Идолопоклонству противостоит не вера в Творца, но вера в единство и единственность Творца, в то, что «нет ничего, кроме Него».

То есть не только нет ничего, что может управлять этим миром, кроме Творца, но и нет ничего, имеющего самостоятельное, «автономное» от Б-га существование. Единственная реальность, единственная творящая и управляющая сила — Всевышний.

Одно из указаний Торы гласит: «Во всех твоих путях познавай Его». Мало того, что человек связан с Создателем через изучение Торы и исполнение ее заповедей, — «во всех твоих путях познавай Его». Вся наша жизнь, все, что нас окружает, все, с чем мы связаны, есть результат влияния Б-жественности. В каждом своем поступке в любой области, на «всех твоих путях» существует возможность познавать Творца и служить Ему. Даже обыкновенная прогулка может превратиться в служение Всевышнему. Человек уже не просто восторгается природой D он проникается пониманием того, как «велики чудеса Б-жьи».

Таким образом можно понять, почему строительство Шатра Откровения стало искуплением греха золотого тельца. Именно в Шатре исполнились слова Всевышнего:

«И поселюсь среди вас» – Б-жественная святость спустилась вниз, расположившись в материальной сущности мира.

Жертвуя свои будничные вещи на строительство Шатра, евреи освящали их, поднимая на самый высокий уровень, доказывая, что существует только Б-г и даже материальные предметы быта предназначены для святости.

Вайагкел-Пкудей

Мы читаем в недельной главе: «Колья Мишкана, и колья двора, и веревки их…»

Комментируя этот стих, Раши говорит: «Колья — втыкаются в землю. К ним привязываются края пологов к земле, чтобы не колебались на ветру. Веревки — для привязывания». Пологи, полотнища, покрывавшие мишкан, привязывались с помощью веревок к кольям, воткнутым в землю, дабы мишкан не колебался от ветра.

Если уподобить все поколения нашего народа строителям мишкана, каждое поколение в свой черед выполнило часть созидательной работы, предыдущие поколения строителям мишкана, то наше поколение завершает дело предыдущих, привязывает уже уложенные полотнища к кольям, чтобы не унес и не сбросил их ветер.

Наше поколение, как известно, названо поколением «пятки», предшествовавшие же нам уподоблены мозгу, сердцу, рукам. Нашего поколение завершает миссию всех предшествующих поколений, — это служение пятки, завершающей, заканчивающей тело. Именно поэтому она обладает преимуществом, ведь завершение работы ознаменовано именно полнотой второстепенных деталей, последними штрихами.

Таким образом именно малоквалифицированная и малозаметная работа по привязыванию к земле покрытий придает особую силу всему мишкану. Только после ее осуществления можно быть уверенным, в том, что покрытия не будут колебаться на ветру.

Без сомнения, уровень выполнения Торы и заповедей нашим поколением, не может сравниться с тем, как служили Всевышнему наши предки. Если они были мозгом и сердцем, мы всего лишь пятка. Но именно нам выпала честь завершить великое строительство, то не шутка! Как говорили наши мудрецы: «Работа называется по имени того, кто ее завершает».

Края пологов привязываются к кольям, воткнутым в землю — это намек на привлечение Шхины — раскрывавшейся в мишкане, и «укрепление» ее «внизу», на земле.

Поскольку наше поколение завершает работу, оно и приведет к действительному раскрытию на земле — в этом материальном мире — Шхины, с приходом на-шего праведного Машиаха и полного Освобождения.